Косозубые и шевронные колеса

Диаметр окружности впадин

Диаметр окружности выступов

da=d+2m=m (z+2),(77.12)

df = d - 2,5 m=m (z-2,5), (7.13)

Толщина зуба и ширина впадины по делительной окружности равны

между собой

P = St +Lt , (7.14)

где, St – толщина зуба;

Lt – ширина впадин.

Межцентровое расстояние двух сцепляющихся зубчатых колес определя-ется по формуле

aω= m (z1+z2 ) / 2, (7.15)

Путь, проходимый профилем зуба по начальной (делительной) окружности за время фактического его зацепления называется дугой зацепления S.

Необходимым условием непрерывности зацепления является требование, чтобы дуга зацепления была больше шага зацепления, т.е.:

S >р.

Отношение длины дуги зацепления к шагу зацепления называется коэффициентом перекрытия:

ε = S / р,(7.16)

Коэффициент перекрытия характеризует среднее число пар зубьев, одновременно находящихся в зацеплении. Для цилиндрических передач принимают ε> 1,2.

 

Цилиндрические колеса, у которых зубья расположены по винтовой линии на делительном цилиндре, называют косозубыми. В отличие от прямозубых передач в косозубой передаче зубья входят в зацепление не сразу по всей длине, а постепенно, что снижает шум и динамические нагрузки. Чем больше угол наклона линии зуба β, тем выше плавность зацепления. (рисунок 7.6).

Рисунок 7.6 – Развертка обода косозубого колеса

В косозубом колесе шаг измеряют в окружном (pt) либо в нормальном (Рn) направлении. Соответственно и модуль бывает окружным и нормальным.

mt= pt / π, mn= pn / π,(7.17)

т.к. Pt=Pn/cos β, то mt= mn/ cos β,(7.18)

С учетом этого все параметры зубчатого колеса, в которые входит модуль, рассчитываются с использованием окружного модуля:

- делительный диаметр

d= mt∙z=( mn∙z)/( cos β), (7.19)

- диаметр окружности вершин зубьев

da= mt ∙z+2m=mn((z/ cos β)-2), (7.20)

- диаметр окружности впадин

df= mt∙z-2,5m= mn((z/ cos β)-2,5), (7.21)

- межосевое (межцентровое) расстояние

aω= mt(z1+z2)/2= mn(z1+z2)/2cosβ, (7.22)

Прямозубую передачу можно рассматривать как косозубую, у которой

β=0, и mn= mt, (7.23)