SWOT–анализ

Тема 6. Методы анализа и прогнозирования развития среды организации

 

В процессе стратегического анализа недостаточно проанализиро-вать внутреннюю и внешнюю среды лишь в разрезе их отдельных под-систем. Для обоснования значимости и уровня влияния отдельных факторов или их групп необходимо все факторы, которые изучаются, отнести к положительно или отрицательно действующим. Эти факторы получили название «возможностей»(O) и «угроз»(T) со стороны внеш-ней среды, а также «сильных»(S) и «слабых»(W) сторон деятельности предприятия относительно его микросреды. При этом внешние и внут-ренние факторы необходимо анализировать в их взаимосвязи и зави-симости. Для этого используется SWOT–анализ.

К сильным сторонам предприятия можно отнести конкурентные преимущества, сильную позицию в специфических рыночных сегментах, обоснованный стратегический набор, концентрацию на быстро растущих сегментах рынка, дифференциацию товаров, достаточные финансовые ресурсы и т.д. К слабым сторонам предприятия относятся: отсутствие реальных конкурентных преимуществ, низкие и средние темпы роста, потеря репутации у потребителей, недостаточное внимание исследо-ваниям и разработкам, слабая система распределения, производство с высокими затратами, старение оборудования, недостаток мер для смяг-чения конкурентного давления и др.

В качестве внешних возможностей можно выделить развитие эко-номики страны, социально–политическую стабильность, обоснованное законодательство, вхождение в новые рынки, расширение производст-ва для удовлетворения растущих потребностей потребителей, быстрый рост рынка и т.д.

Потенциальными внешними угрозами являются инфляция, высо-кая вероятность возникновения новых конкурентов, рост сбыта товаров–заменителей, усиление давления конкурентов, медленный рост рынка или его спад, изменения в требованиях потребителей и др.

Основные этапы проведения SWOT–анализа направлены на ана-лиз текущей ситуации (этапы 1–4) и прогноз будущего (этапы 5–8).

1. Анализ критических внутренних и внешних факторов.

2. Оценка внешних факторов.

3. Экспертиза внутренних факторов.

4. Определение конкурентных преимуществ (недостатков).

5. Прогнозирование тенденций развития для анализируемых внеш-них факторов.

6. Разработка требований к рекомендациям, направленным на уси-ление преимуществ и преодоление недостатков каждого из внутренних факторов.

7. Определение желаемого и реального состояния предприятия.

8. Формулирование стратегии для каждого направления деятель-ности.

Самая простая форма выполнения SWOT–анализа заключается в заполнении таблицы (табл. 6.1), состоящей из четырех квадрантов.