Теоретические основы правотворческой деятельности в РБ.

Правовая система – сложный механизм. Составные части – определенные отрасли и институты законодательства, соответствующие органы, должностные лица, наделенные полномочиями по изданию тех или иных НПА.

В силу большого кол-ва и разнообразия НПА, направленных на регулирование соответствующей сферы общественных отношений, правовая система гос-ва в целом носит громоздкий, зачастую малоподвижный характер. Особенно это проявляется в периоды экономической и политической нестабильности развития гос-ва и соответственно есть необходимость нормативного реагирования лишь на вновь возникающие общественные отношения, либо на изменившиеся общественные отношения, уже имеющие нормативное правовое регулирование.

В этой связи у субъекта правотворчества не возникает особой сложности в процессе нормотворческой деятельности связанной с подготовкой и принятием соответствующих НПА. Однако в периоды общественно-политических преобразований, смены экономической модели развития общества, либо политической системы в целом происходит качественное изменение самого механизма осуществления правотворчества.

В первую очередь изменения затрагивают субъектный состав правотворчества, в случаях, если общество избирает демократический характер своего развития, то тем самым она определяет наиболее широкий круг субъектов правотворчества, а именно: начиная от народу и заканчивая определенными должностными лицами.

В этом случае меняется и объект правотворчества. Приоритетный характер нормативного закрепления и регулирования предается системе основополагающих прав, свобод и обязанностей личности, а также гарантиям их реализации.

Выбор обществом авторитарного либо тоталитарного пути развития сужает круг субъектов правотворчества и меняет приоритетную направленность законодательного процесса в сторону защиты интересов государства, а не личности.

Правотворческая деятельность как процесс создания общеобязательных норм поведения участников общественных отношений осуществляется исключительно в формах, установленных гос-вом. Эти формы предполагают определение как субъектов правотворческой деятельности, так и круг тех общественных отношений, которые могут быть урегулированы правовыми нормами. Направленность и процедура правотворческой деятельности исключительно важны для любого общества ибо по сути от их содержания зависит оценка того политического режима и формы правления, которые имеют место быть в данном обществе.

В связи с этим, как правило, правотворческий процесс является предметом регулирования основополагающих актов гос-ва. Исходным регулятором данного процесса является Конституция, представляющая собой основной источник права, обладающий высшей юридической силой и носящий политико-правовой характер.

Конституция по сути являет собой официально задокументированную государственную волю, выражающую юридическое основание правовой деятельности гос-ва, всех его органов и иных субъектов права. В целом текст К является как правило ответом на вопрос: «Каким субъектам права предоставлена возможность правотворчества, способы участия в правотворческом процессе, какие виды актов могут этими субъектами приниматься, исходя из принципа их непротиворечия Основному закону страны?». При этом К определяет не только субъектов, но и включает сюда общие нормы, направленность и содержание которых определяют в качестве критериев содержания иных видов НПА.

Основной закон государства в подавляющем большинстве норм содержит лишь положения общего характера, нуждающиеся в дальнейшей подробной регламентации на уровне законодательных и подзаконных НПА. Как правило, конституционно-правовые нормы – нормы-принципы, в то же время есть и нормы прямого действия, определяющие компетенцию и процедурные аспекты ряда субъектов в сфере правотворчества. Правотворчество представляет собой такую форму деятельности, результатом которой является создание, изменение, или отмена правовых актов. Правотворчество – составная часть более широкого процесса, именуемого «правообразование». Правообразование – относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридической нормы, он берет свое начало с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.

Правообразование включает в себя не только собственно правотворчество, но и весь предшествующий процесс формирования права. Писаное право всегда обретает юридическую жизнь в результате правотворчества, которое представляет собой завершающую стадию формирования права.

Начальная ступень правообразования выражается в возникновении потребности в юридическом урегулировании каких-либо экономических, Социальных и иных отношений, далее эта потребность преломляется в политических отношениях, в господствующем общественном мнении, когда возникшая потребность и соответствующие интересы получают адекватное (общественное), либо искаженное (узкоклассовое) отражение.

Непосредственно Правообразующее значение в процессе формирования имеет деятельность гос-ва, а точнее его компетентных органов. Именно деятельность таких органов способствует формированию определенных социальных ожиданий и конечной их реализации в соответствующей норме права. Следовательно, правотворчество - завершающий процесс формирования права, государственная деятельность, в результате которой определенное положение через закон или иные источники права получает статус юридической нормы и применительно к правовой системе РБ выступает в виде нормы писанного права.

Правотворчество всегда и в любом обществе направлено на узаконивание сложившихся отношений, посредством закрепления государственной воли в соответствующем акте, носящем общеобязательный характер. Причины, приводящие в действие механизм правотворчество, лежат в плоскости, складывающейся в данном обществе экономических, политических, идеологических, социальных и иных отношений. При этом сам характер правотворчества обусловлен целым комплексом объективных и субъективных, материальных и духовных факторов. В частности профессор Нерсесянц в качестве существенных факторов правотворчества выделял такие факторы, как достигнутая ступень социально-исторического, общецивилизационного и общеправового развития соответствующего народа, общества и государства. Главный фактор – тип и форма государства и права, а именно форма правления, форма государственного устройства, форма и характер политико-правового режима данного государства. Следующий фактор – опыт и традиции государственно-правовой жизни данного народа, уровень политической и правовой культуры населения, социально-политическое и духовное состояние в обществе, а также степень развитости юридической доктрины, цели, характер и содержание правовой политики общества и государства.

В юридической литературе выделяют следующие основополагающие факторы, влияющие на формирование права: экономический фактор – те материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, защитой права собственности, свободой предпринимательства; политический фактор – большое влияние на формирование права оказывает политическая обстановка в стране, развитость политической системы общества, степень активности политических партий, движений, общественных объединений; социальный фактор – принципиальное значение при создании норм права имеет степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, в особенной степени имеют значение в «социальных» государствах; национальное право – в многонациональном государстве процесс формирования права определяется взаимоотношениями, а также формами сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой со стороны государства об их равноправии и их свободном развитии, государственно-правовыми формами оформления их юридического статуса; международное положение государства – уровень и характер взаимоотношений данного государства с другими государствами и международными организациями; идеологический фактор – идеологическая основа права, правосознание граждан в обществе в целом, степень его внедрения в общественное сознание также играют определяющую роль в процессе совершенствования и развития законодательства и имеют существенное значение для развития правотворчества; организационно-волевой – государство возводя сформировавшиеся правовые идеи в закон и непосредственно создавая нормы права, осуществляется юридическое оформление государства через деятельность органов, правомочных издавать НПА.

СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПП представляет собой не только форму государственной деятельности по разработке и установлению правовых норм, но и творческий процесс, строящийся на следующих основополагающих принципах:

К общим принципам относятся:

Принцип конституциализма, демократизма, законности, гласности

К специальным принципам относятся:

Принцип профессионализма, планирования правотворческой деятельности, системности и комплексности, научности, принцип технического совершенства принимаемых актов.

Принцип конституциализма – действия всех субъектов по подготовке, принятию и опубликованию должны иметь под собой законодательную основу и опираться прежде всего на Конституцию.

Принцип демократизма – установление и неуклонное соблюдение свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения НПА, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет во вновь создаваемых НПА общественного мнения, потребностей соц-эконом развития страны и интересов различных слоев общества.

Принцип законности – проявляется как в отношении процедуры принятии НПА, так и его содержания. Полновластие исполнительных, представительных, распорядительных органов, издающих НПА и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов должно реализовываться строго в рамках их компетенции на основе закона и в полном соответствии с ним. При этом содержание НПА должно соответствовать принципам правового гос-ва, началам гуманизма, общепринятым нормам и принципам международного права.

Принципгласности – открытость правотворческого процесса, свободное и деловое обсуждение проектов НПА.

Многими учеными основополагающим принципом называется принцип профессионализма. Это связано с тем, что правоприменительная практика зачастую сталкивается с негативными последствиями, вызванными некачественной подготовкой и принятием НПА.

Принцип планирования правотворческой деятельности – имеет важное значение в силу концентрации усилий на приоритетных направлениях. Планирование помогает избежать непродуманного правотворчества, ликвидировать поспешность, создать условия для подготовки НПА высокого качества, а также провести комплекс мероприятий, включая консультации с ведущими учебными и научными учреждениями.

Принцип научности – привлечение ведущих ученых в области права к правотворческой деятельности с целью отражения наиболее прогрессивных идей, при подготовке к принятию тех или иных НПА.

Принцип технического совершенства – предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных в правотворческой практике способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, а также применения правил законодательной техники.

В РБ применяются следующие основные виды правотворчества:

1.принятие НПА компетентными государственными органами,

2.

3. санкционирование государственными органами правовых норм, принятых общественными объединениями, трудовыми коллективами ли другими.

4. заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Наиболее распространен 1-ый вид.

К числу органов: Президент, Палата представителей, Совет Республики, СМ, республиканские органы управления, местные представительные, исполнительные и распорядительные органы.

Правотворческими функциями обладают администрации государственных предприятий и учреждений. Уровень и объем полномочий в рамках осуществления правотворческой деятельности определяет соответственно и юридическую силу принимаемого акта.

По степени участия государства правотворчество может быть: непосредственное и опосредованное (косвенное).

При непосредственном правотворчестве нормы права создаются, изменятся государственными органами либо народом на референдуме.

При косвенном правотворчестве государство не создавая непосредственно правовых норм придает обязательную силу нормам права, воспринятых от иных субъектов правотворчества.