Акмеология. Наука о развитии личности.

Совершенствование личности.

1. Акмеология. Наука о развитии личности.

2. Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.

3. Основные характеристики самоактуализирующейся личности.

Акмеология личности – это наука о закономерностях достижения ею вершин своего физического, интеллектуального и духовного развития.

Основные задачи, решаемые акмеологией:

1) Акмеология исследует ступень зрелости в развитии личности, определяет сходство и различие на этой ступени у разных людей и выявляет действия факторов, обуславливающих индивидуальную картину зрелости.

2) Выявление характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы человек мог успешно проявить себя на ступени зрелости.

3) Прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциуомов, а также природных условий, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально проявить себя на ступени зрелости.

4) Акмеология изучает особенности труда профессионалов экстра-класса в разных областях деятельности, выделяя то общее, что их объединяет и, таким образом, раскрывая понятие высокого профессионализма.

В акмеологии выделяют следующие направления развития человека:

1) Индивидное развитие.
Развитие организма и связанных с ним задатков

2) Личностное развитие.

3) Субъектно-деятельное.

Основные варианты развития человека:

1) Индивидное развитие значительно опережает личностное и субъектно-деятельное.

2) Личностное развитие протекает более интенсивное, чем остальные два.

3) Субъектно-деятельное развитие преобладает над личностным и индивидным.

4) Оптимальный вариант. Предполагает относительное соответствие темпов индивидного, личностного, субъектно-деятельное.

Социальные макрофакторы развития человека:

1) Социально-экономические условия общества, членом которого человек является.

2) Конкретное историческое время, в котором живет человек.

3) Социальная принадлежность человека.

4) Конкретная социальная ситуация развития.

5) Возраст человека.

6) Пол.

Основные типы профессиональной карьеры.

1) Линейная карьера.
Складывается у человека, успешно выбравшего профессию и последовательно продвигающегося по служебной лестнице с повышением социального статуса.

2) Стабильны тип карьеры.
Складывается у человека, успешно выбравшего профессию и достигающего в ней все более высокого уровня с повышением своего профессионального статуса.

3) Спиральный тип карьеры.
Складывается у людей, успешно включающихся в профессиональную деятельность, достигающих в ней высоких результатов, однако через несколько лет теряющих интерес к данной профессии и меняющих сферу деятельности.

4) Кратковременная карьера.
Сопутствует недисциплинированным и низкоквалифицированным работникам, повышение которых по службе бывает случайным и незначительным.

5) Платообразная.
Характерна для людей, успешно справляющихся со своими обязанностями и достигающих в карьере определенного уровня, на котором обнаруживается предел их возможности и компетентности.

6) Снижающаяся.
Наблюдается в тех случаях, когда человек успешно начинает определенную деятельность, добивается определенных успехов, но затем теряет свои профессиональные качества и опускается по служебной лестнице.