Видытрансакций
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ(рис.8).
Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания.
Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.
ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКЦИИ
возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция (рис. 9). Именно этот тип ТА доставляет Наибольшие хлопоты в общении.
При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый: "Ты не видела, где мои запонки?". Дополняющим здесь может быть признан ответ: "Запонки лежат на столе". Однако собеседник может вспылить: "Вечно я у тебя во всем виноват!" (Детский вариант) или "Ищи их там, куда сам положил!" (Родительский вариант). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.
СКРЫТЫЕ ТРАНСАКЦИИ
являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое - на психологическом уровне. Скрытые ТА - это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации (рис.10).
Видытрансакций
Продавец: Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману.
Покупательница: Вот ее-то я и возьму.
Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: "Эта модель лучше" и "Она вам не по карману". На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: "Вы, безусловно, правы и в том, и в другом". Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Дитя покупательницы. Ответ, который дал Дитя, показывает правильность анализа. Покупательница думает: "Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей". Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.
Более поздние исследователи выделяют ПРЯМЫЕ, НЕПРЯМЫЕ, СМАЗАННЫЕ ТА.
Прямые - это Я-Ты трансакции, при которых человек обращается напрямую к собеседнику. Непрямые - Я-Он, при которых кто-то говорит с кем-то о третьем лице. Смазанные - Я-Вы Все, при которых человек обращается к группе людей.
Как правило, проводя групповой тренинг, тренер использует только прямые ТА и просит участников придерживаться именно этого типа ТА. Многие семейные пары начинают работу с непрямых ТА, играя в игру "суд": "Он никогда ничего не делает по дому". В этой игре психологу отводится роль судьи или присяжного, и ожидается, что он втянется в эту игру. Когда психолог просит пару говорить друг с другом, судебное разбирательство закрывается, а они становятся доступнее психологической работе. Пока они говорят друг о друге в третьем лице, интимность и близость для них становится практически недоступна, пусть даже провозглашенная ими цель - перестать ссорится и стать ближе друг к другу.
Смазанные ТА могут использоваться при сообщении организационной информации: "Все знают, что сегодня вечером семинар?". В других случаях их применение усложняет общение. К сожалению, даже психологи используют смазанные ТА неаккуратно. Например, обычным является вопрос тренера к психологической группе, после того, как один из участников что-то сказал: "Что группа чувствует по этому поводу?" или даже хуже: "Что группу заставляют чувствовать его слова?". Проблема с первым вопросом состоит в том, что "группа" ничего не чувствует, ибо является социальным единством, а не эмоциональным. Один из участников может злиться, другой расстраиваться, третьему станет больно, четвертый запутается, пятый заскучает. Со вторым вопросом вязана дополнительная проблема - ни один человек не может ничего заставить другого; каждый из нас несет ответственность за свои чувства.