Акты применения норм права: понятие, признаки и виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
Пробелы в праве: понятие и виды. Институт аналогии в праве.
Пробел в праве – полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.
Виды пробелов в праве:
По отраслевой принадлежности: пробелы в конституционном, международном, гражданском, трудовом, семейном, уголовном, административном и других отраслях права, в материальных и процессуальных отраслях права;
По форме права: пробел в нормативных актах; пробел в договорах нормативного содержания; пробел в правовых обычаях; пробел в судебных процессах.
По виду нормативного акта: пробел в законе; пробел в Указе Президента РФ; пробел в постановлении Правительства; пробел в инструкции министерства.
По элементу нормы права: пробел в гипотезе; пробел в диспозиции; пробел в санкции.
По времени появления: первичный (первоначальный) – возникает в момент издания нормативных актов, как правило, в результате упущения правотворческих органов; последующий (вторичный) – появляется после издания нормативных актов, в процессе развития общественных отношений.
По степени неурегулированности: полное отсутствие норм; недостаточное регулирование имеющимися нормами.
По причинам появления: объективные; субъективные.
Способы преодоления пробелов:
1. Аналогия закона – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения;
2. Субсидиарное применение права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права;
3. Аналогия права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства.
Способ восполнения (устранения) пробела – только правотворчество, издание недостающей нормы права или части ее.
Требования к использованию аналогии в праве:
1. Решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм;
2. Сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных, равнозначных в правовом отношении признаках;
3. Выводы по аналогии не допустимы, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;
4. Выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона;
5. Исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными;
6. Решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права и только за неимением таковой возможно обращении к другой отрасли или законодательству в целом.
Акт применения норм права – индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.
Признаки актов применения норм права:
1. Принимаются компетентными органами государства, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями;
2. Носят государственно – властный (обязательный) характер;
3. Индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам;
4. Имеют, как правило, документальную форму;
5. Выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Виды правоприменительных актов:
По субъектам правоприменения: акты органов законодательной власти; акты органов исполнительной власти; акты органов правосудия; акты контрольно-надзорных органов.
По отраслевой принадлежности: акты применения норм уголовного права; акты применения норм гражданского права; акты применение норм других отраслей.
По характеру решения: запрещающие; обязывающие; управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).
По функциональному признаку: правонаделительные; правообеспечительные акты; акты регламентаторы.
По способу выражения: акты документы; акты действия; акты символы.
По наименованию: приказы; постановления; указания; представления; резолюции; указы Президента о награждении, о помиловании; протоколы; решения; разрешения; предупреждения; предписания; приговоры.
Соотношение нормативных правовых актов (НПА) и правоприменительных актов (ПА):
Единство:
1. И те и другие являются правовыми актами;
2. Принимаются компетентными, а не любыми органами;
3. Носят государственно-властный характер;
4. Обладают юридической силой, обязательны к исполнению;
5. Обеспечиваются государственным принуждением.
Различия:
1. НПА содержит норму права, а ПА содержит индивидуально-конкретное предписание;
2. НПА обращены к персонально не определенному кругу лиц; ПА обращены к персонально указанным в них лицам;
3. НПА выражают метод общенормативного, абстрактного правового регулирования; ПА выражают метод индивидуального (казуального регулирования;
4. НПА характеризуется возможностью неоднократной реализации, а акт применения действует только один раз, ПА выступает юридическим фактом, а НПА нет;
5. НПА всегда имеет документальную форму; ПА – не всегда имеет такую форму.