Акты применения норм права: понятие, признаки и виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.

Пробелы в праве: понятие и виды. Институт аналогии в праве.

Пробел в праве – полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Виды пробелов в праве:

По отраслевой принадлежности: пробелы в конституционном, международном, гражданском, трудовом, семейном, уголовном, административном и других отраслях права, в материальных и процессуальных отраслях права;

По форме права: пробел в нормативных актах; пробел в договорах нормативного содержания; пробел в правовых обычаях; пробел в судебных процессах.

По виду нормативного акта: пробел в законе; пробел в Указе Президента РФ; пробел в постановлении Правительства; пробел в инструкции министерства.

По элементу нормы права: пробел в гипотезе; пробел в диспозиции; пробел в санкции.

По времени появления: первичный (первоначальный) – возникает в момент издания нормативных актов, как правило, в результате упущения правотворческих органов; последующий (вторичный) – появляется после издания нормативных актов, в процессе развития общественных отношений.

По степени неурегулированности: полное отсутствие норм; недостаточное регулирование имеющимися нормами.

По причинам появления: объективные; субъективные.

Способы преодоления пробелов:

1. Аналогия закона – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения;

2. Субсидиарное применение права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права;

3. Аналогия права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства.

Способ восполнения (устранения) пробела – только правотворчество, издание недостающей нормы права или части ее.

Требования к использованию аналогии в праве:

1. Решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм;

2. Сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных, равнозначных в правовом отношении признаках;

3. Выводы по аналогии не допустимы, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;

4. Выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона;

5. Исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными;

6. Решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права и только за неимением таковой возможно обращении к другой отрасли или законодательству в целом.

Акт применения норм права – индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.

Признаки актов применения норм права:

1. Принимаются компетентными органами государства, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями;

2. Носят государственно – властный (обязательный) характер;

3. Индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам;

4. Имеют, как правило, документальную форму;

5. Выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Виды правоприменительных актов:

По субъектам правоприменения: акты органов законодательной власти; акты органов исполнительной власти; акты органов правосудия; акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности: акты применения норм уголовного права; акты применения норм гражданского права; акты применение норм других отраслей.

По характеру решения: запрещающие; обязывающие; управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По функциональному признаку: правонаделительные; правообеспечительные акты; акты регламентаторы.

По способу выражения: акты документы; акты действия; акты символы.

По наименованию: приказы; постановления; указания; представления; резолюции; указы Президента о награждении, о помиловании; протоколы; решения; разрешения; предупреждения; предписания; приговоры.

Соотношение нормативных правовых актов (НПА) и правоприменительных актов (ПА):

Единство:

1. И те и другие являются правовыми актами;

2. Принимаются компетентными, а не любыми органами;

3. Носят государственно-властный характер;

4. Обладают юридической силой, обязательны к исполнению;

5. Обеспечиваются государственным принуждением.

Различия:

1. НПА содержит норму права, а ПА содержит индивидуально-конкретное предписание;

2. НПА обращены к персонально не определенному кругу лиц; ПА обращены к персонально указанным в них лицам;

3. НПА выражают метод общенормативного, абстрактного правового регулирования; ПА выражают метод индивидуального (казуального регулирования;

4. НПА характеризуется возможностью неоднократной реализации, а акт применения действует только один раз, ПА выступает юридическим фактом, а НПА нет;

5. НПА всегда имеет документальную форму; ПА – не всегда имеет такую форму.