Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы. Система правового воспитания.

Правовая культура общества: понятие и основные показатели.

Основные подходы к понятию культуры:

1. Антропологические (культура – совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа)

2. Социологические (культура – совокупность всех духовных ценностей)

3. Философские (культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека)

Правовая культура – совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Виды правовой культуры: общества; социальной группы; личности.

Показатели правовой культуры общества:

1. Уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании предписаниям правовых норм

2. Уровень совершенства законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость)

3. Уровень законности и правопорядка

4. Уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, достаточная материальная их оснащенность

5. Уровень развития юридической техники

6. Уровень правотворческой и правореализующей культуры

Показатели правовой культуры личности:

1. Знание и понимание права

2. Уважение права в силу личного убеждения

3. Привычка поступать в соответствии с законом

4. Правовая активность

Структура профессиональной культуры юриста: правовая культура; этическая (нравственная культура); политическая культура.

Содержание профессиональной культуры юриста:

1. Профессиональное значение правовых, политических и нравственных норм, принципов и т.д.

2. Профессиональное отношение к нормам права и практике их применения (солидарность с ними, убеждение в справедливости, необходимости)

3. Профессиональное умение, приемы и навыки (применительно к методике, тактике и технике)

4. Привычка соблюдать закон

5. Профессиональный этикет

6. Научная организация труда

Основные этапы воспитания профессиональной культуры юриста:

1. Приобретение знаний

2. Формирование системы убеждений и ценностных ориентаций

3. Формирование навыков и привычек поведения

Правовое формирование личности (правовое воспитание в широком смысле слова) – весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных фактов.

Правовое воспитание (в узком смысле) – целенаправленный. Управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Задачи правового воспитания:

1. Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения.

2. Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства

3. Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике

4. Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями

5. Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм.

Особенности правовоспитательного процесса:

1. Его исходной базой выступает система правовых норм

2. До сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты.

3. Он опирается на возможность государственного принуждения

4. Его воздействие оказывается на всех субъектов права, как добропорядочных, так и правонарушителей

5. Осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов

6. Осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Система правового воспитания – это совокупность элементов, образующих право воспитательный процесс, приводящий в идеале к юридическому всеобучу.

Элементы системы правового воспитания:

1. Субъекты (воспитатели)

2. Объекты (воспитуемые)

3. Право воспитательные мероприятия (формы, средства, методы)

Виды право воспитательных форм:

1. Профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля)

2. А правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные консультации т.д.)

3. Правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.)

Виды правовоспитательных средств: материальные (нпа, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.); устные (лекции, беседы, семинары и пр.)

Методы правового воспитания: убеждение; поощрение; принуждение.