Советский Союз после И.В. Сталина в 1953-64 годах

5 марта 1953 г. умер Сталин. Его смерть знаменовала окончание одного из наиболее противоречивых периодов отечественной истории, вобравшего в себя героизм, энтузиазм, социальное творчество масс и подавление инакомыслия, форсированную модернизацию страны и утверждение командных методов её осуществления, прорывы к демократии и насаждение тоталитаризма. Наследники Сталина вынуждены были пойти на существенные коррективы внутренней и внешней политики. В ходе жесточайшей борьбы за власть, растянувшейся на несколько лет, место фактического лидера страны занял Н. С. Хрущёв, ставший в сентябре 1953 г. первым секретарём ЦК КПСС. На закрытом заседании 20-го съезда КПСС (февраль 1956 г.) Хрущёв подверг резкой критике "культ личности" Сталина[25] и его последствия. Впервые было заявлено, что большинство репрессированных "врагов народа" - честные граждане своей страны (доклад Н.С. Хрущёва был опубликован в СССР только в 1989 г.). Начался процесс реабилитации жертв массовых репрессий. Летом 1957 г. группа высших партийных и государственных деятелей, входивших в Президиум ЦК КПСС, предприняла попытку сместить Хрущёва с поста первого секретаря ЦК. Опираясь на силовые ведомства, Хрущёв не только сохранил свой пост, но и значительно упрочил свои позиции в партии и государстве: сохраняя высший партийный пост, он в 1958 возглавил и правительство СССР.

Летом 1953 был объявлен курс на ускоренное развитие сельского хозяйства, лёгкой и пищевой промышленности. На практике приоритетным по-прежнему оставалось производство средств производства, составившее к началу 60-х гг. около 3/4 общего объёма промышленного производства. В 1950-х - начале 60-х гг. объём производства в машиностроении, химии и нефтехимии, электроэнергетике и ряде других отраслей увеличился в 4-5 раз. Впрочем, вдвое вырос объём производства в лёгкой, пищевой и других отраслях промышленности, производящих товары для нужд населения. В гражданской сфере наибольший рывок был сделан в жилищном строительстве, достигшем в начале 60-х гг. пика в своём развитии. В 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник земли, в 1961 г. осуществлён первый в истории полёт человека в космос; им стал советский лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин. Официальная советская пропаганда рассматривала эти достижения не только как символы научно-технического прогресса, но и как доказательство преимущества социалистического строя. Однако, в целом, руководству СССР не удалось обеспечить полноценное осуществление научно-технической революции, охватившей все наиболее развитые страны мира, что в последующие годы обусловило техническое отставание страны на наиболее перспективных направлениях. Неудачей завершилась проведённая во 2-й половине 50-х гг. реформа управления промышленностью и строительством, суть которой состояла в переходе от вертикального (отраслевого) к горизонтальному (территориальному) принципу. Реформа значительно укрепила экономическую роль союзных и автономных республик и регионов РСФСР, но в то же время затруднила общесоюзные связи, координацию деятельности однородных и смежных предприятий, расположенных в различных регионах, осложнило проведение согласованной научно-технической политики.

На сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС впервые в истории советского государства поставлен вопрос об экономическом стимулировании сельского хозяйства, в частности о повышении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. В начале 1954 г. принята программа освоения целинных и залежных земель как первоочередного средства решения продовольственной проблемы. Освоение целины объявлялось первоочередной задачей партийных и комсомольских организаций. Колхозы получили определённую самостоятельность, а колхозники уравнены с работниками промышленности в праве на пенсию и другие социальные права. В 1953-58 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предшествующим пятилетием. Однако с конца 50-х гг. наметился поворот к прежним административным методам руководства сельским хозяйством. Началось свёртывание личных подсобных хозяйств, объявленных помехой развитию социалистических методов хозяйствования.

К началу 1960-х гг. вновь обострилась продовольственная проблема. Решение правительства стимулировать развитие животноводства повышением розничных цен на мясо и масло (1962 г.) вызвало острое недовольство городских жителей. В ряде регионов прошли митинги и демонстрации протеста; демонстрация рабочих и служащих Новочеркасска была подавлена войсками[26]. Опасаясь дальнейшего роста социальной напряжённости, партийно-государственное руководство впервые в истории России и СССР пошло на закупку зерна в США, что положило начало растущей зависимости страны от продовольственного импорта. Показателем кризиса "социалистического" сельского хозяйства стал провал заданий 7-летнего плана (1959-65 гг.); фактический рост сельскохозяйственного производства за годы "семилетки" составил 15% вместо плановых 70%.

Период с 1953 г. до начала 60-х гг. получил название "оттепели", которая коснулась всех сторон жизни советского общества, включая идеологию и культуру. Важнейшим явлением литературы стала публикация в 1962 повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", рассказывавшей о буднях советского концлагеря. Однако и в период "оттепели" КПСС полностью сохраняла рычаги идеологического контроля. В 1958 была развязана кампания против Б. Пастернака в связи с присуждением ему Нобелевской премии за опубликованный в Италии роман "Доктор Живаго".

Начиная с 1953-54 гг. активизировалась внешняя политика СССР. В 1958 г. состоялся первый визит главы советского правительства в США. В 1963 г. заключён договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх сферах -в атмосфере, в космосе, под водой. Наметившиеся сдвиги в отношениях с Западом не имели под собой прочной основы. Прорывы в этих отношениях сменялись кризисными ситуациями, связанными с действиями обеих сторон.

Особенно острым стал Карибский кризис 1962 г.[27], возникший в связи с размещением советских ракет на Кубе, в непосредственной близости от США, и поставивший мир на грань ядерной войны. Для укрепления своих позиций в странах социалистического лагеря Советский Союз использовал все возможные рычаги - от финансовой, экономической и технической помощи до силового давления. В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии) - Организация Варшавского договора, противопоставленный НАТО. В 1956 г. Советский Союз при молчаливом одобрении своих союзников подавил антикоммунистическое восстание в Венгрии. В начале 1960-х гг. резко обострились отношения СССР с крупнейшей социалистической страной - Китаем, вызванные идеологическими разногласиями и расхождением стратегических интересов двух стран.

В 1961 г. на 22-м съезде КПСС была принята 3-я программа КПСС. Исходя из ошибочного тезиса, что социализм в СССР победил "полностью и окончательно", программа провозглашала вступление страны в период "развёрнутого строительства коммунизма". Программа предусматривала создание к 1980 г. материально-технической базы коммунизма (выход на 1-е место в мире по производству продукции на душу населения и производительности труда, достижение самого высокого в мире уровня жизни народа), постепенный переход к коммунистическому самоуправлению и воспитание нового, всесторонне развитого человека. Последующее развитие страны показало утопичность всех основных положений программы.

 

23. От Л.И. Брежнева до М.С. Горбачева Советский Союз в 1964-85 гг.

В 1964 г. Хрущёв был обвинён в "волюнтаризме", "субъективизме", стремлении к установлению своего всевластия в партии и государстве и был смещён со всех постов. Первым секретарём ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев (с 1967 г. генеральный секретарь, с 1977 г. одновременно председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост председателя Совета министров СССР занял А. Н. Косыгин, с именем которого связана попытка осуществления экономической реформы (1965 г.). В промышленности был восстановлен отраслевой принцип управления. Не отказываясь от командных методов управления экономикой, новое партийно-государственное руководство одновременно намеревалось перевести предприятия на т. н. хозрасчёт (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); основными плановые показатели сводились к объёму реализованной продукции, рентабельности и размеру прибыли. В сельском хозяйстве упор был также сделан на экономические рычаги - увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсии и др. Эффект экономической реформы сказался в период 1966-70 гг. (объём промышленного производства увеличился на 50%, несколько увеличился объём производства сельскохозяйственной продукции, что позволило снизить остроту продовольственной проблемы). Однако в 1970-е гг. ростки рыночных механизмов были задавлены старой командной системой, зачатки самоуправления предприятий были фактически ликвидированы, вновь резко усилилось централизованное управление экономикой. Несмотря на освоение новых месторождений нефти и газа и ускоренное развитие нефтяной и газовой промышленности, создание новых территориально-производственных комплексов на Востоке страны, попытки агропромышленной интеграции, темпы экономического развития в 1971-85 гг. снизились до уровня стагнации. Этот период получил название "застоя". "Социалистическая" экономика так и не смогла перейти на интенсивный путь развития. Рост капиталовложений в сырьевые отрасли, обусловленный иллюзиями относительно практической неисчерпаемости энергетического сырья в стране, и свёртывание программ развития наукоёмких отраслей экономики положили начало зависимости СССР от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.

07 октября 1977 г. принята новая Конституция СССР, официально закрепившая положение КПСС как "ядра" советской политической системы, "руководящей и направляющей силы" общества. Важнейшей задачей союзного государства провозглашалось формирование и укрепление "новой социальной и интернациональной общности" - советского народа. Застойные явления в жизни советского общества 1970-х - первой половины 80-х гг. затронули также сферу политики, идеологии и культуры. Была свёрнута критика Сталина, со страниц газет и журналов изгонялись упоминания о массовых репрессиях 1930-х - начала 50-х гг., усилились гонения на любые проявления инакомыслия. Всё это свидетельствовало о нарастающем кризисе правящего режима. С середины 1960-х гг. в СССР формировалось правозащитное и диссидентское движение, участники которого требовали неукоснительного соблюдения принципов Конституции в части, касающейся прав граждан, а также прав человека, зафиксированных в подписанных Советским Союзом международно-правовых актах. Объективно эти требования подтачивали основы коммунистического режима, ответившего на них репрессивными мерами (аресты, ссылка, помещение в психиатрические лечебницы, увольнение с работы, исключение из партии). Символами правозащитного и диссидентского движения стали академик А. Д. Сахаров (выслан в Горький) и писатель А. И. Солженицын (депортирован за границу).

На международной арене со 2-й половины 1960-х гг. наметился поворот от конфронтации к разрядке международной напряжённости. В 1968 г. был подписан многосторонний договор о нераспространении ядерного оружия. В 1970 заключён договор между СССР и ФРГ, подтвердивший нерушимость государственных границ в Европе; Советский Союз заявил о том, что не будет препятствовать мирному объединению двух германских государств в будущем. В 1975 г. завершилось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, заключительный документ которого констатировал основные принципы отношений между европейскими странами, США и Канадой: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ и территориальная целостность государств, уважение прав человека и др. Регулярными стали встречи на высшем уровне двух "сверхдержав" - СССР и США. В начале 1970-х гг. США признали наличие военно-стратегического паритета с Советским Союзом. Был подписан ряд советско-американских договоров в области ограничения вооружений (по вопросу о стратегических вооружениях, по противоракетной обороне, об ограничении подземных ядерных испытаний и др.).

В отношениях с социалистическими странами СССР продолжал политику "старшего партнёра", стремящегося к укреплению сотрудничества на его собственных принципах. Тем не менее, "социалистическое содружество", в которое входили страны - члены Организации Варшавского договора и СЭВ, представляло собой мощную политическую и военную силу, являясь одной из несущих конструкций "двухполюсного" миропорядка. Отношения внутри "содружества" обострились после вооружённого вмешательства СССР и других стран - участников Варшавского договора во внутренние дела Чехословакии (август 1968 г.), политическое руководство которой провозгласило курс на создание новой концепции социализма - "социализма с человеческим лицом". Сложный период переживали советско-китайские отношения. В конце 1960-х гг. произошёл ряд вооружённых конфликтов на советско-китайской границе, переговоры по пограничным и иным вопросам зашли в тупик, выход из которого наметился только во 2-й половине 1980-х гг.

В конце 1979 - начале 1980 гг. советское руководство приняло решение о вводе войск в Афганистан для помощи пришедшему там к власти прокоммунистическому режиму. Растянувшееся на 10 лет вмешательство СССР в гражданскую войну в Афганистане серьёзно подорвало его позиции на международной арене и осложнило внутриполитическую обстановку в стране. Размещение американских ракет средней дальности в ФРГ, Великобритании и Италии и советских ракет в ГДР и Чехословакии привело к новому обострению советско-американских отношений. В начале 80-х гг. США объявили о разработке программы "стратегической обороны", нацеленной на то, чтобы на новом витке гонки вооружений экономически обескровить Советский Союз.

Первая половина 1980-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны. В ноябре 1982 г. умер Брежнев. Новым генеральным секретарём ЦК КПСС, а затем и председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Ю. В. Андропов. После его смерти (февраль 1984 г.) высшие посты в партии и государстве занял престарелый функционер К. У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Генеральным секретарём ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М. С. Горбачёв.

 

23. Кризис государственного развития СССР в 1985-91 гг.. От "перестройки" к распаду СССР

В апреле 1985 г. был провозглашён курс на "ускорение социально-экономического развития" за счёт более полного использования потенциала социалистической системы - укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей. Началась кампания борьбы с "нетрудовыми доходами". Серьёзный ущерб экономике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Провал курса на "ускорение" вынудил Горбачёва и его сторонников выдвинуть в 1987 г. идею "перестройки" (модернизации) социализма. Были разрешены "индивидуальная трудовая деятельность" и создание кооперативов в сфере услуг и производства потребительских товаров. Закон о государственном предприятии, вступивший в силу с 1 января 1988 г., пытался соединить несоединимое - расширение прав предприятий при сохранении полномочий министерств и ведомств. Началось сокращение национального дохода, что отрицательно сказывалось на материальном положении населения. В 1989 г. по стране прокатилась волна экономических забастовок. В этих условиях горбачёвское руководство признало необходимость постепенного перехода к рыночной экономике, но не предприняло никаких реальных мер в этом направлении.

Наталкиваясь на открытое и подспудное сопротивление старого партийного и государственного аппарата, горбачёвское руководство поставило в повестку дня осуществление реформы политической системы СССР. В 1987 Горбачёв заявил о необходимости введения в практику общественной жизни "гласности". Реализация принципа "гласности" обеспечила идеологическую подготовку политической реформы. В печати, на собраниях и различного рода конференциях, в дискуссионных клубах обсуждались вопросы истории и перспективы развития советского общества. В 1988 г. осуществлена конституционная реформа. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов, избиравший постоянно действующий Верховный Совет. Выборы народных депутатов, проходившие на альтернативной основе (1989 г.), показали резко негативное отношение к кандидатам, поддержанным партийными организациями. 1-й Съезд народных депутатов СССР (май - июнь 1989 г.) избрал Горбачёва председателем Верховного Совета СССР. В 1990 г. Горбачёв стал президентом СССР. Лозунг построения правового государства стал сигналом к отстранению партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС, проявлявшийся, в частности, в массовом выходе из её рядов не только рядовых членов, но и крупных партийных функционеров. В июле 1990 г. на 28-м съезде партии о выходе из неё заявил бывший кандидат в члены Политбюро Б. Н. Ельцин, избранный в июне 1990 г. председателем Верховного Совета РСФСР.

В 1990 г. резко усилилось противостояние центра и союзных республик. Верховные Советы республик приняли декларации о государственном суверенитете и приоритете республиканских законов перед союзными. Наиболее острым было противостояние центра и руководства РСФСР во главе с Ельциным (с июня 1991 г. президент РСФСР). Ослабление центральной власти и "парад суверенитетов" привели к обострению межнациональных противоречий. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха привёл к вооружённым столкновениям между Арменией и Азербайджаном. Кровавые столкновения имели место в Узбекистане и Таджикистане. В апреле 1989 г. войска разогнали митинг оппозиции в Тбилиси, в начале 1990 г. захватили телецентр в Вильнюсе. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе из состава СССР. Попытки Горбачёва ценой уступок воспрепятствовал развалу СССР и заключить новый союзный договор, в той или иной форме сохранявший союзные отношения между республиками, провалились. 19 августа 1991 г. группа членов высшего руководства СССР в отсутствие Горбачёва, находившегося на отдыхе в Крыму, объявила о создании т. н. Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и переходе к нему всей полноты власти в стране. Ответом на это решение стали массовые демонстрации и митинги протеста в Москве и ряде других городов страны. Сопротивление ГКЧП возглавил президент РСФСР Ельцин, своим указом обвинивший членов ГКЧП в совершении государственного переворота. Провал путча тем не менее не только не остановил, но и ускорил процесс распада СССР. Указом президента РСФСР Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС. В начале сентября руководство СССР признало независимость Латвии, Литвы и Эстонии. 8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белоруссии и Украины подписали соглашения о прекращении существования СССР в качестве субъекта международного права и об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. к соглашению присоединились руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана (позднее в СНГ вошла также Грузия). 25 декабря М.С.Горбачёв сложил с себя президентские полномочия. Союз Советских Социалистических Республик прекратил своё существование.

 

24.Российская Федерация (декабрь 1991 - 1998гг.)

25 декабря 1991 г. Верховный Совет утвердил официальное название Российского государства - Российская Федерация. Получив всю полноту власти, российское руководство с первых дней 1992 приступило к проведению экономической реформы. 2 января было объявлено о либерализации цен, что в условиях монопольного характера экономики и товарного голода привело к их многократному росту, а также к обесцениванию денег на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Практически одновременно началась форсированная приватизация государственной собственности, во многих случаях не подкреплённая необходимыми правовыми актами. Приватизация не только не способствовала оживлению промышленного производства, но, напротив, привела к свёртыванию целых отраслей промышленности, породила такие явления, как коррупция, отток отечественных капиталов за рубеж и другие злоупотребления. В 1995 уровень внутреннего валового продукта снизился по сравнению с 1990 на 40%. Особенно ощутимым было сокращение производства в машиностроении и лёгкой промышленности, что было обусловлено низкой конкурентоспособностью производимой ими продукции. В результате инфляции курс рубля упал в течение 5 лет (с весны 1992 г. до весны 1997 г.) с 300 до 4700 рублей за один доллар США. Обозначилась долговременная тенденция к поляризации российского общества (в 1995 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось более 30% денежных доходов, тогда как на долю 10% наименее обеспеченного населения - только 2,45). Усилилась финансовая зависимость страны от международных финансовых организаций и наиболее развитых государств Запада. Недовольство экономической и социальной политикой правительства привело к смене руководителей правительства. В декабре место Е. Т. Гайдара (исполняющий обязанности главы правительства) занял В. С. Черномырдин, утверждённый в должности председателя Совета министров.

Кризисные явления в экономике сопровождались ростом сепаратистских настроений в бывших автономных республиках и автономных областях, заявивших о своём суверенитете и отказе от статуса автономий. Определённым барьером, препятствующим росту сепаратизма, стало подписание в 1992 г. Федеративного договора, определившего характер взаимоотношений между (федеральным центром и субъектами Российской Федерации - республиками, краями, областями, автономными округами.

Углублявшийся экономический кризис, разное понимание целей и задач реформ, разногласия в вопросе о форме будущего государственного устройства России привели к резкому противостоянию законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент и правительство) ветвей власти, которое достигло своего пика во время сентябрьско-октябрьского кризиса 1993 г., начавшегося после обнародования (21 сентября) указа президента Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении конституционной реформы. Кризис, переросший в вооружённое противоборство сторонников Верховного Совета и войск, верных президенту, завершился расстрелом здания Верховного Совета (4 октября) и последующим арестом лидеров антипрезидентской оппозиции. Итогом кризиса стала ликвидация в России системы Советов.

12 декабря 1993 г. в ходе всенародного референдума была принята новая Конституция Российской Федерации, предоставлявшая большие полномочия президенту и устанавливавшая новую структуру высших представительных органов (Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы). На состоявшихся одновременно с референдумом выборах наибольшее число мест в Государственной думе получили представители блока "Выбор России" во главе с Гайдаром; на втором месте оказалась оппозиционная Либерально-демократическая партия (ЛДПР; лидер В. В. Жириновский), первенствовавшая в голосовании по партийным спискам; третье и четвёртое места заняли Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ; лидер Г. А. Зюганов) и союзная с ней Аграрная партия (лидер М. И. Лапшин).

Начиная с конца 1991 г. острый характер приобрёл чеченский кризис, вызванный односторонним решением руководства Чечни провозгласить независимость республики. В декабре 1994 г. по распоряжению президента Российской Федерации Ельцина на территорию Чеченской республики были введены федеральные войска (официальная цель - "восстановление конституционного порядка"). Замышлявшийся как краткосрочная операция по подавлению сепаратистов ввод войск превратился в затяжную войну между федеральным центром и сторонниками чеченской независимости. Военные действия в Чечне, унесшие тысячи человеческих жизней и нанёсшие республике огромный материальный ущерб, были прекращены только в августе 1996 г. подписанием мирного соглашения между Российской Федерацией и Чечнёй; вопрос о статусе Чеченской республики был отложен до 31 декабря 2001 г..

Внешняя политика Российской Федерации характеризовалась стремлением развивать партнёрские отношения со странами "ближнего" (бывшие республики СССР) и "дальнего" зарубежья. Был заключён ряд многосторонних и двухсторонних соглашений (с США, Германией, Францией и другими странами), отвечавших текущим и долговременным интересам России (соглашения о сотрудничестве с НАТО, ряд соглашений в области разоружения и др.). Россия были принята в Совет Европы, традиционным стало участие российского президента во встречах "большой семёрки". За Российской Федерацией закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. Однако изменение геополитической ситуации, связанное с распадом СССР, объективно вело к сужению роли России на международной арене; эта тенденция усугублялась снижением экономического и военного потенциала России, а также ошибками и просчётами российской дипломатии, особенно характерными для её деятельности в первой половине 1990-х гг.

Остаются довольно сложными отношения России и других стран в рамках СНГ. Многочисленные встречи на высшем уровне, подписанные в их ходе соглашения и документы, декларирующие необходимость интеграции государств - участников Содружества, слабо подкреплялись практическими шагами, направленными на их реализацию. Приоритетными оставались двухсторонние отношения между Россией и другими странами СНГ. В 1997 г. заключён договор о Союзе России и Белоруссии; его развитием стала декларация о дальнейшем единении двух стран (декабрь 1998 г.), ставящая целью разработку договора об объединении России и Белоруссии в союзное государство.

Вторая половина 1990-х гг. характеризовалась нарастанием экономических трудностей, резким снижением жизненного уровня населения, связанных с катастрофическим падением производства, инфляцией, задержками выплаты зарплаты, пенсий и стипендий. Неспособность правительства предложить выход из экономического тупика вызывала усиление социальной напряжённости в стране, выражавшейся в различных формах протеста (забастовки, митинги, демонстрации, голодовки и др.), и рост оппозиционных настроений, что, в частности, выразилось в итогах парламентских выборов 1995 г., которые принесли убедительный перевес оппозиционным партиям. На первое место на выборах по партийным спискам вышла КПРФ; второе место заняла - ЛДПР; проправительственное движение "Наш дом - Россия" (лидер В.С. Черномырдин) оказалось на третьем месте. На президентских выборах 1996 г. победу одержал Б. Н. Ельцин, опередивший во втором туре лидера левой оппозиции Зюганова. Результаты выборов 1995 г. и 1996 г. выявили две противоположные тенденции - стремление значительного числа избирателей к продолжению реформ и несогласие с теми методами (т. н. "шоковая терапия" и др.), какими эти реформы осуществляются.

1998 г. ознаменовался острым политическим и финансовым кризисом. В марте было отправлено в отставку правительство Черномырдина. Результатом деятельности пришедшего ему на смену кабинета С. В. Кириенко стала фактическая девальвация рубля (август 1998 г.), вызвавшая новый виток инфляции и роста цен. В сентябре 1998 г. сформировано новое правительство во главе с Е. М. Примаковым, заявившее о необходимости корректировки курса реформ с учётом интересов населения.

 


[1] В настоящее время термин "история" используется, как правило, в двух смыслах: во - первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во - вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс.