ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

Вы сможете это сделать, если поверите, что сможете!

Этот урок — путеводная звезда, которая по­может конструктивно и с выгодой использовать знания, полу­ченные в предшествующих уроках. Он — если соблюдать его установки и применять их — проведет, как капитан, ваш ко­рабль знаний через рифы и мели неудач, обычно преграждаю­щих путь тем, кто неожиданно оказывается обладателем силы новых знаний.

Золотое Правило требует, чтобы вы поступали по отно­шению к другим так, как хотите, чтобы поступали по отно­шению к вам, если вы поменяетесь местами.

Существует великий закон, согласно которому мы жнем то, что посеяли. Когда вы выбираете правила, которыми бу­дете руководствоваться в своем поведении относительно ок­ружающих, которые принесут этим окружающим счастье и горе, вы пускаете в ход силу, которая рано или поздно вер­нется к вам самому и в соответствии со своей природой будет помогать или препятствовать.

Что посеешь, то и пожнешь!

Вы можете обращаться с другими несправедливо, но, если вы понимаете закон, на котором основано Золотое Прави­ло, вы должны знать, что ваша несправедливость обратить­ся против вас. Действие этого закона вы не сможете ни изменить, ни предотвратить, но вы можете приспособиться к его природе и использовать как непреодолимую силу, кото­рая вознесет вас к высотам достижений, которых вы не могли бы достичь без ее помощи.

Как только вы рождаете мысль, закон, на котором осно­вано Золотое Правило, начинает действовать — во благо или во зло. Общее непонимание этого закона — величай­шая трагедия мира. Несмотря на свою простоту, этот закон обладает величайшей ценностью для человека, потому что является средством, с помощью которого можно стать хозя­ином своей судьбы.

Ни данный урок, ни весь курс не основаны на сентимен­тальных чувствах, но невозможно отрицать, что успех в его высочайшей и благороднейшей форме приводит в конечном счете к эмоциональному взгляду на человеческие взаимоот­ношения. Возможно, это старомодная идея, но не могу отде­латься от мысли, что ни один человек не может достичь успе­ха в его высочайшей форме без помощи искренней молитвы.

Я не говорю, что вы должны обращаться к молитве как средству решения повседневных проблем, привлекающих непосредственное внимание; нет, в курсе, большинство чи­тателей которого измеряет успех исключительно в долларах, я не зайду так далеко; но позвольте, по крайней мере, пред­ложить, чтобы вы попробовали испытать молитву — после того как все остальное не помогло вам достичь успеха.

Пассивное отношение к Золотому Правилу не принесет результата; недостаточно просто верить в эту философию и в то же время не применять ее в своих отношениях с окру­жающими. Если хотите добиться результатов, нужно актив­но применять Золотое Правило.

Ничего не даст и провозглашение вашей веры в Золотое Правило, в то время как ваши действия свидетельствуют о другом. Иными словами, вы ничего не добьетесь, прак­тикуя Золотое Правило, если в глубине души пытаетесь использовать универсальный закон как прикрытие своей алчной и эгоистичной натуры. Вы все равно себя выдадите.

Надо всегда помнить слова Эмерсона:

«Каждая неправда не только удар в сердце лжеца, но и удар по здоровью человеческого общества. Самая выгодная ложь со временем будет обложена разрушительным нало­гом; в то же время правдивость и откровенность окажутся лучшей тактикой, ибо вызывают ответную откровенность и правдивость, заставляют участников стать друзьями. Верьте людям, и они будут верны вам; обращайтесь с ними велико­душно, и они проявят великодушие, даже если им придется сделать по отношению к вам исключение из своих правил».

Если хотите узнать, что происходит с человеком, полнос­тью игнорирующим закон, на котором основано Золотое Правило, выберите в своей общине человека, о котором вам известно, что он стремится только к богатству и который не брезгует никакими способами достижения этого богатства. Изучите этого человека, и вы увидите, что в душе его нет тепла, в словах — нет доброты, на лице нет приветливого выражения. Он стал рабом своего стремления к богатству; он слишком занят, чтобы радоваться жизни, и слишком эгоис­тичен, чтобы помочь другим наслаждаться ею. Он ходит, дышит и говорит, но в сущности это не человек, а автомат. Однако многие такому человеку завидуют и хотели бы за­нять его положение, неразумно принимая его за успех.

Успеха без счастья не бывает, и ни один человек не мо­жет быть счастлив, не принося счастья другим.

Я не забываю о том, что изучающие этот курс интересу­ются материальным успехом, который можно измерить раз­мерами банковского счета; поэтому мне кажется уместным напомнить, что все, кто сумеет подготовить философию своего бизнеса к поразительным переменам, происходящим в мире, извлекут из этого прибыль.

В честности нет никакой заслуги, если очевидно, что она — наиболее выгодная политика, когда предстоит выбор: либо стать ценным клиентом, либо отправиться в тюрьму за мо­шенничество. Но когда честность означает временные или постоянные материальные потери, тогда она становится выс­шим проявлением чести у всех, кто ее практикует. Такая честность приносит соответствующую награду в виде силы характера и достойной репутации.

Вы не можете совершить действие по отношению к дру­гому человеку, не создав первоначально в своем сознании мысль об этом действии, а мысль невозможно создать, не передав ее суть в подсознание, и она таким образом стано­вится неотъемлемой частью вашего характера.

Осознайте этот простой принцип, и вы поймете, что не можете позволить себе ненавидеть другого человека или завидовать ему. Вы поймете также, почему нельзя наносить ответный удар тем, кто проявил по отношению к вам не­справедливость. Аналогично вы поймете смысл призыва: «воздай добром за зло».

Чтобы еще яснее понять этот закон, выразим его в эти­ческом кодексе, который могут принять все, кто хочет сле­довать Золотому Правилу.

МОЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

1. Я верю в Золотое Правило как основу человеческого поведения; поэтому я никогда не поступлю по отношению к другому так, как не хотел бы, чтобы по­ступили со мной, если бы мы поменялись положением.

2. Я буду честен, вплоть до мельчайших деталей, во всех своих взаимоотношениях с другими людьми, и не только из-за своего желания быть справедливым и честным, а по­тому, что стремление к честности проникнет в мое подсоз­нание и придаст моему характеру необходимые качества.

3. Я прощу тех, кто несправедлив по отношению к мне, не думая о том, заслуживают ли они этого, потому что я понимаю закон, согласно которому такое прощение укреп­ляет мой характер и устраняет в подсознании последствия моих собственных проступков.

4. Я всегда буду справедлив, великодушен и честен по от­ношению к другим, даже если буду знать, что мои действия останутся незамеченными и невознагражденными, потому что понимаю и намерен использовать закон, согласно которому характер человека есть сумма его действий и поступков.

5. Время, которое можно было бы потратить на разобла­чение слабостей и недостатков других людей, я с большей пользой затрачу на обнаружение и исправление собствен­ных недостатков.

6. Я никогда не буду порочить других людей, каким бы заслуженным ни казалось это осуждение, потому что не хочу закреплять в своем подсознании деструктивные внушения.

7. Я признаю силу мысли как канала связи моего мозга с универсальным океаном мысли; я не стану пускать в этот океан деструктивные мысли, чтобы они не отравили созна­ние других людей.

8. Я подавлю обычную человеческую склонность к нена­висти, зависти, эгоизму, ревности, злобе, пессимизму, со­мнению и страху; ибо верю, что это семена, из которых вырастают величайшие беды мира.

9. Когда мое сознание не занято мыслями, связанными с достижением моей определенной главной цели в жизни, я сознательно заполню его мыслями о храбрости, вере в себя, доброй воле по отношению к другим, доброте, верно­сти, любви к истине и справедливости, потому что верю: это семена, из которых произрастает все лучшее.

10. Я понимаю, что пассивная вера в разумность Золото­го Правила не принесет добра ни мне, ни другим; поэтому я буду активно применять универсальное правило добра во всех своих взаимоотношениях с другими людьми.

11. Я понимаю закон, согласно которому все мои действия и мысли отражаются на моем характере; поэтому я буду тща­тельно следить за всем, что отражается на моем характере.

12. Я понимаю, что счастье возможно, только когда помо­гаешь другим; ни один добрый поступок не остается невоз­награжденным, даже если награда непрямая; поэтому я при первой же возможности буду стараться помогать другим.

Когда я оказываю другому человеку услугу или совершаю добрый поступок, в моем подсознании остается след моих уси­лий; это можно сравнить с зарядом электрической батареи. Если я совершу значительное число таких поступков, я выра­ботаю позитивный динамичный характер, который будет при­влекать ко мне людей, чей характер согласуется с моим.

Те, кого я привлеку, вознаградят меня за те добрые поступ­ки и услуги, которые я оказал другим. Закон компенсации уравновесит чаши весов справедливости, возвратив мне результа­ты моих услуг совершенно из иного источника. Ваш харак­тер — это суммарный результат ваших действий и мыслей!

Эта великая истина делает невозможным оказание по­лезных услуг или помощи другим без получения соотве-ствующего вознаграждения. Больше того, невозможно со­вершить деструктивный акт или создать деструктивную мысль, не поплатившись за это утратой соответствующего количества силы своей личности.

Позитивная мысль порождает динамичную личность. Не­гативная мысль рождает личность с противоположными качествами. Вам не нужно доказывать, что враждебные или недоброжелательные действия по отношению к другам лю­дям приводят к ответным недоброжелательным действиям. Больше того, расплата обычно бывает немедленной и опре­деленной. Точно так же не нужно доказывать, что вы добь­етесь гораздо большего, если убедите других сотрудничать с вами. Если вы овладели восьмым уроком — о самоконтроле, вы теперь знаете, как влиять на окружающих, побуждая их действовать так, как вы хотите, — через ваше собственное отношение к ним.

Правило «око за око и зуб за зуб» основано на том же законе, что и Золотое Правило. Это закон возмездия, с которым мы все знакомы. Даже самый эгоистичный чело­век повинуется этому закону, потому что не может по­ступить иначе\ Если я дурно говорю о вас, даже если гово­рю правду, вы не сможете думать обо мне с добром. Боль­ше того, вы скорее всего ответите мне тем же. Но если я говорю о ваших положительных качествах, вы будете с добротой думать обо мне, а когда появится возможность, ответите мне добром во многих отношениях.

Помните, что вашу репутацию создают другие, но ваш харак­тер создаете вы сами!

Вы, хотите, чтобы у вас была хорошая репутация, но не можете быть уверены в этом, потому что репутация вне вашего контроля, она в сознании других людей. Репутация — это то, что думают о вас другие. Совсем другое дело харак­тер. Характер — это то, каковы вы на самом деле, это ре­зультат ваших мыслей и действий. Вы контролируете его. Вы можете сделать его сильным или слабым, хорошим или плохим. Если вы им удовлетворены и в глубине души счи­таете, что ваш характер безупречен, можете не беспокоиться о своей репутации, потому что характер никто, кроме вас самого, уничтожить не может, как невозможно уничтожить материю или энергию.

На протяжении пятнадцати лет я много времени уделял изучению причин разногласий между нанимателями и на­нимаемыми. Я также получал информацию на эту тему от других людей, которые, как и я, изучают эту проблему.

Существует только одно решение, которое, будучи понято всеми участниками, привнесет гармонию в хаос и установит совершенные взаимоотношения между трудом и капиталом. Это средство не является моим изобретением. Оно основано на великом универсальном законе природы. Это средство было сформулировано одним из великих людей нашего по­коления в следующих словах:

«Капитал и труд необходимы друг другу. Их интересы так переплетены, что их невозможно оторвать друг от друга. В просвещенных и цивилизованных общинах они взаимозави­симы. Если и существует какое-нибудь отличие, то капитал более зависим от труда, чем труд от капитала. Жизнь можно поддерживать без капитала. Животные, за немногими исклю­чениями, не знают собственности и не заботятся о завтра, и Господь дает их нам как пример, достойный подражания. «Взгляните на птиц небесных, — говорит Он, — они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их». Дикари живут без капитала. Огромные массы лю­дей живут своим трудом день ото дня. Но ни один человек не может жить одним богатством. Он не может есть золото и серебро; не может одеться в ценные бумаги и сертификаты. Без труда капитал ничего сделать не может, и его единствен­ная ценность заключается в способности покупать труд или его результаты. Он сам по себе продукт труда. Поэтому у него нет оснований приписывать себе несуществующее значение. Тем не менее, хотя капитал полностью зависит от труда, он является существенным фактором прогресса человечества.

Капитал — друг труда и необходим для существования экономики и справедливого распределения. Он может стать и часто становится страшным врагом, если применяется ис­ключительно в эгоистических интересах; но основная его масса более расположена к счастью человечества, чем обыч­но полагают. Капитал невозможно использовать, не помо­гая — прямо или косвенно — работающим. Мы думаем о том зле, которому подвергаемся, но позволяем добру оста­ваться незамеченным. Мы думаем о зле, которое могут уст­ранить большие средства, думаем о комфорте, которое они способны предоставить, но не змечаем того добра, которым пользуемся и которое было бы невозможно без капитала. Разумно верно оценивать не только зло, от которого мы страдаем, но и получаемое добро.

Сегодня часто говорят, что богатые все больше богатеют, а бедные беднеют; но если учесть все то, чем располагает человек, есть все основания усомниться в этом утвержде­нии. Верно, что богатые постоянно становятся богаче. Но так же справедливо, что и условия труда рабочих непрерыв­но улучшаются. Сегодня обычный рабочий располагает удоб­ствами и комфортом, которых не могло быть сто лет назад у принцев. Он лучше одет, у него больше пищи, и пища эта разнообразней, у него более комфортабельное жилище, есть множество домашних удобств и рабочих приспособлений, которые несколько лет назад нельзя было купить ни за ка­кие деньги. Император не мог путешествовать с таким ком­фортом, легкостью и скоростью, как сегодня обычный ра­бочий. Ему может показаться, что он одинок и ему никто не помогает. Но на самом деле у него целая армия слуг, посто­янно готовых выполнять его желания. Чтобы получить са­мый обычный обед, какой есть, за немногими исключения­ми, у большинства мужчин и женщин наших дней, нужна огромная армия людей. Каждый находится на своем месте и выполняет свою работу, получая за это плату. Он работает на вас, служит вам так же верно и эффективно, как если бы был вашим наемным работником и получал свою плату от вас. В свете этих фактов, которые должны признать все, мы можем яснее увидеть, что каждый, кто выполняет полезную работу, является общественным благотворителем, и мысль об этом должна облагораживать работу и работника. Мы все связаны друг с другом. Богатые и бедные, образованные и неграмотные, сильные и слабые, все мы сплетены одной социальной и общественной паутиной. Вред для одного — вред для всех, помощь одному — помощь всем.

Капитал открывает новые возможности для труда. Он разнообразит труд и предоставляет каждому более широкое поле деятельности, позволяет найти работу, к которой каж­дый более склонен и подготовлен. Трудно подсчитать, ка­кое количество новых видов труда создали железные до­роги, пароходы, телеграф и машиностроение. Капитал так­же вкладывается в достижения интеллектуальной и ду­ховной культуры. Печатаются книги по постоянно умень­шающимся ценам, и наши большие издательства делают доступными для самого скромного рабочего глубочайшие мысли мира. Нет лучшего примера преимуществ, которые получает обычный рабочий от капитала, чем ежедневная газета. За два-три цента вся история мира за прошедшие двадцать четыре часа доставляется к каждой двери. Рабо­чий, отправляясь на работу или с работы в удобном вагоне, может посетить все уголки мира и получить лучшее пред­ставление о событиях, чем если бы сам там присутствовал. Сражение в Китае или в Африке, землетрясение в Испании, взрыв динамита в Лондоне, дебаты в Конгрессе, борьба лю­дей с пороками в общественной и частной жизни, просве­щение неграмотных, помощь нуждающимся и всеобщее усо­вершенствование человечества — все предстает перед ним в сжатом виде и делает его равным с королями и королевами, святыми и мудрецами, с людьми, живущими в любых усло­виях. Думаете ли вы, читая утреннюю газету, сколько лю­дей выполняло ваши поручения, собирало для вас сведения во всех концах земли и передавало в удобной для вас фор­ме? Требуются миллионные вложения и работа тысяч лю­дей, чтобы выпустить эту газету и доставить к вашей двери. И сколько стоило вам все это? Несколько центов.

Если капитал — благословение для труда; если он может быть использован только при помощи труда и все ценности извлекает из него, — как может между ними существовать конфликт? Его бы не было, если бы и капиталист, и рабочий действовали в соответствии с гуманистическими и христиан­скими принципами. Но они так не действуют. Ими руково­дят принципы негуманистические и нехристианские. Каждая сторона пытается за меньший вклад получить большую вы­году. Капитал стремится к большим прибылям, труд — к высоким зарплатам. Интересы капиталиста и рабочего при­ходят в противоречие. В этой борьбе капитал имеет преиму­щества и пользуется ими. Он требует и получает львиную долю прибыли. Он презирает слугу, которому обязан своим обогащением. Он рассматривает рабочего как прислужника, как раба, чьи права не должны учитываться и который не имеет права на счастье. Он побуждает законодателей прини­мать законы в свою пользу, субсидирует правительство и пользуется его властью в своих целях. Капитал был господи­ном, а труд — слугой. Пока слуга оставался смирным и по­слушным, пока он довольствовался тем, что дает ему госпо­дин, конфликта не было. Но сервильное, подчиненное и без­надежное положение труда подходит к концу. Труд приобрел силу и интеллект; он понял, что имеет право на уважение, и начинает собирать силы для борьбы за это право.

Рабочие и капиталисты противостоят друг другу, подобно двум враждующим армиям, готовые в любое время возобно­вить конфликт. И он, несомненно, возобновится и будет про­должаться с переменным успехом до тех пор, пока обе стороны не обнаружат, что они ошибались, что их интересы взаимны и могут быть обеспечны только при сотрудничестве и признании за каждым права на то, что он заслуживает. Капиталист и рабочий должны пожать друг другу руки над бездонной про­пастью, в которую было брошено много богатства и труда.

Как добиться такого примирения — этот вопрос сегодня занимает умы многих умных и хороших людей по обе сторо­ны. Разумное и беспристрастное законодательство, несомнен­но, станет важным средством в сдерживании слепых страстей и в защите всех классов от ненасытной алчности; и долг каж­дого человека — приложить все старания, чтобы обеспечить такое законодательство и в штате, и на национальном уровне. Большое влияние будут иметь рабочие организации, которые защищают права рабочих и обеспечивают им лучшие условия труда. По мере того как действия таких организаций будут становится все более разумными и твердыми, а требования — основанными на справедливости и человечности, влияние их будет усиливаться. Насилие и угрозы ни к чему хорошему не приведут. Динамит — в виде взрывчатки или в виде свирепой и неразумной страсти — не залечит раны и не подавит враж­дебные чувства. Несомненно, самое мудрое и практичное сред­ство из ныне существующих, которое позволит установить дружеские отношения между враждебными сторонами и обес­печить справедливость для обеих, — это третейский суд.

Существует принцип универсального воздействия, кото­рый должен соблюдаться во всех успешных попытках при­вести эти два великих фактора человеческого счастья, кото­рые сегодня враждуют друг с другом, в гармоничное состо­яние. Этот принцип — не мое открытие. Он воплощает мудрость выше человеческой. Его нетрудно понять и при­менить. Ребенок может его понять и действовать в соот­ветствии с ним. Он универсален в своих применениях, и последствия его благотворны. Он облегчит бремя труда и увеличит вознаграждение за него. Он обеспечит безопас­ность капиталу и сделает его более продуктивным. Это про­сто Золотое Правило, выраженное в Евангелии от Матфея в следующих словах: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

У рабочего и капиталиста есть взаимные и общие интере­сы. Ни одна сторона не может постоянно процветать, если не процветает другая. Это части одного тела. Если труд — это рука, то капитал — кровь. Лишите руку крови, и она утратит свою силу. Уничтожьте руку, и кровь становится бесполез­ной. Пусть они заботятся друг о друге к общей выгоде. Пусть каждый руководствуется Золотым Правилом как путеводи­телем, и вся вражда будет устранена, все конфликты разре­шатся, труд и капитал рука об руку будут делать свою работу и получать справедливое вознаграждение».