Занятие 2

Ход занятия

Занятие 1

Сентябрь, 4-я неделя

Тема «Осень. Признаки осени. Деревья»

Коррекционно-образовательные цели.Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).

Коррекционно-развивающие цели.Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование положи­тельной установки на участие в занятии. Воспитание вниматель­ного, бережного отношения к природе.

Оборудование.Магнитофон, аудиокассета с записью «Осенней песни» П.И.Чайковского, игра «Времена года»[4], коврограф, стойка и листья для игры «Осенние листочки», картина «Ранняя осень»[5], мягкие игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа.Прогулка в осенний парк, наблюде­ния за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев и плодов деревьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», подвижного упражнения «Дождик».

1. Организационный момент.[Формирование положительной установки детей на участие в занятии.]


В кабинете тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского. Дети входят в кабинет логопеда, здороваются с ним. Логопед встречает детей с улыбкой, здоровается с каждым ребенком, говорит, что рад видеть детей у себя а кабинете, а потом приглашает подойти к окну.

Логопед. Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?

Дети. Солнечная.

Логопед. Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?

Дети. Нет. Тепло.

Логопед. Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите на дерево под окном. Вы знаете, как оно называется?

Дети. Береза.

Логопед. Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?

Дети. Белая кора.

Логопед. Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви. А какие листья мы видим на березе?

Дети. Зеленые и желтые.

Логопед. На березе уже много желтых листьев. Почему?

Дети. Наступила осень.

Логопед. Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

2. Упражнение «Осенние листочки».[Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой натянут шнур с прикрепленными к нему сухими желтыми листьями березы. Листья находятся на уровне рта ребенка.

Логопед. С какого дерева опали эти листья?

Дети. С березы.

Логопед. Правильно. Какие они?


Дети. Желтые.

Логопед. Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я.

Логопед медленно набирает воздух через рот, вытягивает губы трубочкой и дует на листок, не раздувая щек. Далее упражнение выполняют дети. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе. Упражнение повторяется не более 3—5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

Логопед. У вас получилось упражнение. Молодцы. А теперь пройдите к мольберту и сядьте на стульчики.

3. Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней.[Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.]

Логопед организует беседу по картине, привлекая внимание детей, используя указку или кисть руки, к той ее части, о которой идет речь.

Логопед. Вчера мы с вами ходили на прогулку в осенний парк, собирали там разноцветные листья, набрали желудей для поделок, понаблюдали за белками. А сегодня давайте рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке?

Дети. Детей.

Логопед. На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?

Дети. В лес.

Логопед. Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?

Дети. Ежика.

Логопед. Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?

Дети. На белочку.

Логопед. Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?

Дети. Листья, ветки.

Логопед. Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев


нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?

Дети. Корзинка.

Логопед. Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начина­ется дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое вы разучили с воспитателями.

4. Подвижное упражнение «Дождик».[Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]

Логопед. Вставайте вокруг меня. Вот так (помогает детям встать полукругом). И делайте как я, повторяя слова.

Логопед делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
А потом, потом, потом 8 прыжков на носочках, руки на поясе.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.

5. Рассказ логопеда по картине.[Развитие речевого слуха.] Логопед предлагает детям вернуться на стульчики и вырази­тельно рассказывает.

Рассказ по картине «Ранняя осень»

Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и жел­тыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.

Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул силь-


ный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.

6. Контрольные вопросы к прослушанному рассказу.[Совершенствование диалогической речи.]

Логопед организует беседу по картине.

Логопед. Мы с вами вспомнили вчерашнюю прогулку. Вам интересно было в парке?

Дети. Интересно.

Логопед. Что вам особенно понравилось?

1-й ребенок. Собирать листья.

2-й ребенок. Смотреть на белочку.

3-й ребенок. Собирать желуди.

Логопед. Конечно, вы вчера увидели много нового и инте­ресного. А как вам кажется, детям на картине понравилась их про­гулка в лес?

Дети. Понравилась.

Логопед. Почему вы так думаете?

1-й ребенок. Они увидели белочку.

2-й ребенок. А еще — ежика.

3-й ребенок. Они набрали много грибов.

4-й ребенок. А девочки собрали красивый букет.

Логопед. Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке.

7. Игра «Что перепутал художник?»[Развитие зрительного вос­приятия, внимания, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором за­креплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю кар­тину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.

Логопед. Посмотрите внимательно на картину, которую со­ставил ваш знакомый медвежонок Жак. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?

Дети находят допущенные медвежонком Жаком ошибки, а лого­пед убирает эти изображения с наборного полотна.

1-й ребенок. Нет. Осенью нет снега.

2-й ребенок. Осенью нет клубники.

3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.

4-й ребенок. Зайчик не носит белую шубку.


Логопед. Вы нашли все ошибки, которые допустил медве­жонок. Он еще маленький и многого не знает. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим раз­ноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.

8. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед объясняет детям, как следует сесть перед зеркалом — прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабле­ния, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражне­ние выполняется по 3—5раз.

Во время проведения артикуляционной гимнастики логопед нахо­дится за спинами у детей — сидит на маленьком стульчике так, чтобы дети видели его лицо в зеркале. Показывает игрушку, подни­мая ее над головами детей, и они видят ее в зеркале. Далее логопед выполняет артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.

Логопед. Посмотрите на этого веселого лисенка. Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.

Дети широко открывают рот.

Логопед. А теперь посмотрите, как показывает зубы ма­ленький волчонок. Растяните губы, покажите зубы.

Дети растягивают губы, обнажив сжатые зубы.

Логопед. А вот этот слоненок родом из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком», а слоник скажет, правильно ли вы это делаете.

Дети вытягивают губы вперед «хоботком».

Логопед. Вы молодцы! Слоненку понравилось, как вы де­лаете упражнение.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки.

Логопед. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

1-й ребенок. Смотрели в окно. Видели деревья.

2-й ребенок. Смотрели картинку, видели детей и белочку.


3-й ребенок. Делали упражнения у зеркала.

4-й ребенок. Учились дуть на листочки.

Логопед. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, потом, какими бывают осенью деревья, какая осе­нью погода. А теперь занятие окончено. Вы можете идти в группу.

Коррекционно-образовательные цели.Обучение различению де­ревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, жел­тый, зеленый, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие цели.Развитие длительного выдо­ха, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциа­тивного мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование положи­тельной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование.Дыхательные тренажеры по числу детей, игра «Разноцветные листья», мягкие игрушки для артикуляционной гимнастики — лиса, волк, слон, мяч среднего размера, рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

Предварительная работа.Сбор и рассматривание опавших лис­тьев во время прогулки. Рассматривание картинки с изображени­ем опахала и листа клена, сравнение. Разучивание упражнения «Листья».