Орг. момент
Урок-суд
«Суд над именем числительным»
(Систематизация и обобщение изученного об имени числительном)
Автор:
учитель русского языка и литературы
Баранова Александра Евгеньевна.
Цели:
Образовательные:
1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя числительное»;
2. Формировать умение объяснять условие выбора орфограмм, определять вид числительного, склонять его;
3. Проверить усвоение учащимися изученного материала.
Развивающие:
1. Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала;
2. Развивать коммуникативно-речевые умения на основе ролевых реплик.
Воспитательные:
1. Формировать дружеские отношения между учащимися;
2. Формировать умение работать индивидуально, в парах, в группах («актеры»);
3. Формировать умение быстро принимать решения;
4. Обучать умению корректно вести спор;
5. Формировать толерантное отношение к людям.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Вид урока: ролевая игра (урок-суд)
Формы работы: индивидуальная, парная.
Оборудование:
• Бланки протокола заседания суда;
• Листы с домашним заданием (кроссворды);
• Костюмы (простая и составная форма числительного, количественное и порядковое числительное, судьи);
• Жетоны, орден «Знаток числительного», «ключ» к заданию «Засели дом»;
• Вещественные доказательства (пункты обвинения, таблицы, жалоба истца, страница из его тетради);
• Изображения обвиняемых;
• Мяч;
• Карточки-указатели действующих лиц;
• Магниты, судейский молоток;
• Экран настроения.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию материала. Создание проблемной ситуации.
Учитель:
Ребята, уроки русского языка и литературы по праву можно назвать уроками жизни – мы встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если бы у вас возникли какие-то вопросы и даже претензии к какой-нибудь части речи? Ведь не всегда все языковые явления «укладываются» в рамки правил. Мы завершаем изучение темы «Имя числительное», вы задавали мне много вопросов о различных трудных или непонятных случаях написания. Поэтому я приглашаю вас на необычный урок – урок-суд. Надеюсь, что после него у вас практически не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину.
Итак, открытым процесс объявляю,
Всех действующих лиц представляю.
Виновный – Числительное, перед вами на лавке,
С ним рядом формы, разряды, отнюдь не приставки.
Тихонько в сторонке сидит мягкий знак,
Признаюсь, он очень любит зевак.
Вы видите в этих рядах пострадавших,
Поникших и духом упавших.
Чуть дальше – со строгим лицом прокурор,
Виновному вынесет он приговор.
Судебный процесс – состязательный,
Участвуют в нем заседатели.
Свидетели – главные в деле,
Они-то уж все разглядели.
Конечно же, должен в суде быть судья–
Это я.
Представляю вампомощника и секретаря.
Адвокат. Он обвиняемого защита.
Итак, заседанье открыто. (Учитель стучит молоточком)
Слово предоставляется секретарю.
Секретарь:
Всем встать, суд идет. (Входят заседатели)
Прошу всех сесть.
Допускали в числительных ошибки вчера,
Сегодня мы судим их – это игра.
А завтра мы грамотно станем писать,
И в этом игра будет нам помогать.
Вместе всё мы повторим и ошибок избежим!
Судья:
Не составит нам труда
Сделать запись даты суда (Учитель на доске записывает дату, а дети в тетрадь).
Орфограммы выделяем,
Мы о них не забываем. (Выходит ученик, указывает орфограммы и условия их выбора).
Слово предоставляется секретарю.
Секретарь:
Ученик, активность проявляй!
За правильный ответ
Жетончик получай!
В конце урока он пригодится:
Чем больше, тем лучше.
Не надо лениться!
Судья:
Ребята, помните: ваша оценка будет зависеть от количества полученных жетонов. А теперь предоставляю слово обвинителю – прокурору.