Орг. момент

Урок-суд

«Суд над именем числительным»

(Систематизация и обобщение изученного об имени числительном)

Автор:

учитель русского языка и литературы

Баранова Александра Евгеньевна.

 

Цели:

Образовательные:

1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя числительное»;

2. Формировать умение объяснять условие выбора орфограмм, определять вид числительного, склонять его;

3. Проверить усвоение учащимися изученного материала.

Развивающие:

1. Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала;

2. Развивать коммуникативно-речевые умения на основе ролевых реплик.

Воспитательные:

1. Формировать дружеские отношения между учащимися;

2. Формировать умение работать индивидуально, в парах, в группах («актеры»);

3. Формировать умение быстро принимать решения;

4. Обучать умению корректно вести спор;

5. Формировать толерантное отношение к людям.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

Вид урока: ролевая игра (урок-суд)

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование:

• Бланки протокола заседания суда;

• Листы с домашним заданием (кроссворды);

• Костюмы (простая и составная форма числительного, количественное и порядковое числительное, судьи);

• Жетоны, орден «Знаток числительного», «ключ» к заданию «Засели дом»;

• Вещественные доказательства (пункты обвинения, таблицы, жалоба истца, страница из его тетради);

• Изображения обвиняемых;

• Мяч;

• Карточки-указатели действующих лиц;

• Магниты, судейский молоток;

• Экран настроения.

Психологическая подготовка учащихся к восприятию материала. Создание проблемной ситуации.

Учитель:

Ребята, уроки русского языка и литературы по праву можно назвать уроками жизни – мы встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если бы у вас возникли какие-то вопросы и даже претензии к какой-нибудь части речи? Ведь не всегда все языковые явления «укладываются» в рамки правил. Мы завершаем изучение темы «Имя числительное», вы задавали мне много вопросов о различных трудных или непонятных случаях написания. Поэтому я приглашаю вас на необычный урок – урок-суд. Надеюсь, что после него у вас практически не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину.

Итак, открытым процесс объявляю,

Всех действующих лиц представляю.

Виновный – Числительное, перед вами на лавке,

С ним рядом формы, разряды, отнюдь не приставки.

Тихонько в сторонке сидит мягкий знак,

Признаюсь, он очень любит зевак.

Вы видите в этих рядах пострадавших,

Поникших и духом упавших.

Чуть дальше – со строгим лицом прокурор,

Виновному вынесет он приговор.

Судебный процесс – состязательный,

Участвуют в нем заседатели.

Свидетели – главные в деле,

Они-то уж все разглядели.

Конечно же, должен в суде быть судья

Это я.

Представляю вампомощника и секретаря.

Адвокат. Он обвиняемого защита.

Итак, заседанье открыто. (Учитель стучит молоточком)

 

Слово предоставляется секретарю.

 

Секретарь:

Всем встать, суд идет. (Входят заседатели)

Прошу всех сесть.

Допускали в числительных ошибки вчера,

Сегодня мы судим их – это игра.

А завтра мы грамотно станем писать,

И в этом игра будет нам помогать.

Вместе всё мы повторим и ошибок избежим!

 

Судья:

Не составит нам труда

Сделать запись даты суда (Учитель на доске записывает дату, а дети в тетрадь).

Орфограммы выделяем,

Мы о них не забываем. (Выходит ученик, указывает орфограммы и условия их выбора).

 

Слово предоставляется секретарю.

 

Секретарь:

Ученик, активность проявляй!

За правильный ответ

Жетончик получай!

В конце урока он пригодится:

Чем больше, тем лучше.

Не надо лениться!

 

Судья:

Ребята, помните: ваша оценка будет зависеть от количества полученных жетонов. А теперь предоставляю слово обвинителю – прокурору.