Процессуальные особенности рассмотрения дел возникающих из админ. и иных публичных правоотношений.
3.
2.
1.
Подведомственность - относилось нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве иных юр дел к ведению того или иного органа. Установленный законом круг правовых споров и иных правовых дел, на разрешение которых уполномочен орган.
Общее правило о подведомственности дел арб суда, закреплен в статье 27 АНК РФ РФ. Поскольку арб суды являются судами спец компетенции то их подведомственность определяется нормами федерального законодательства при этом в случае сомнения в отношении подведомственности конкретного спора арб суду или суду общей юрисдикции приоритет всегда должен отдаваться суду общей юрисдикции.
Применительно к админ. судопроизводству критерий подведомственности дел арб судам детализированы в статье 29 АНК РФ РФ.
Относительно общих критериев подведомственности указанной в статье 29 можно указать об их специфике, следующее: 1)характер спорного правоотношения-определенная сфера деятельности субъектов: экономический характер; спор должен возникать не из гражданских правоотношений, а из правоотношений регламентируемых нормами публичного права, административного, налогового и т.д.;
2) субъектный критерий. Субъектный состав споров возникающих из публичных правоотношений включает в себя участников которых можно определить в 2 большие группы. 1 группа-субъекты осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут включаться иные лица не занимающиеся пред деятельностью, но только в случаях прямо предусмотренных в законах. 2 группа- орган законодательной и исполнительной власти, должностных лиц, как на государственном так и на муниципальном уровне. Обязательным условие соблюдения правила подведомственности является наличие отношений власти подчинения между субъектом первой и второй группы, которые основаны на изначально не равном юр положении указанных лиц. Если же субъекты из указанных групп вступают в правоотношения основанные на равенстве сторон то в этом случае спором не будут характеризоваться публично правовой природой правоотношений и будет рассматриваться по правилам искового производства.
Виды подведомственности :1)императивная подведомственность ( обжалование решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения); 2)исключительная подведомственность( ст.33 -об отказе в гос. регистрации и. п) ; 3)договорная подведомственность ( невозможна).
Специфика определенных сфер правового регулирования обуславливает в некоторых случаях невозможность определения подведомственности дел только на основании 2 критериев-1)характер спора; 2)субъектный состав. Например дела по спорам о признании не действующим нормативно правового акта характеризуется многосубъектностью регулируемых им правоотношений, что обуславливает наличие как экономического так и иного характера спора в зависимости от того какой субъект будет выступать инициатором судебной защиты.
В рамках админ. судопроизводства в зависимости от конкретной категории дел, ФЗ предусматривает необходимость применения одного из 3 дополнительных (специальных) критериев подведомственности. 1)отнесение спора к компетенции арб суда федеральным законам. 2)соблюдение до судебного порядка урегулирования спора. 3)отсутствие вне судебного порядка урегулирования споров.
Отнесение спора к компетенции суда ФЗ- 1)об оспаривании нормативных правовых актов; 2) об админ. правонарушениях.
Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора ( должен быть установлен только фед законом). Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке.
Отсутствие внесудебного порядка урегулирования спора. По делам о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций. (Ст. 46 НК РФ).
по общему правилу в случае поступления в арб суд заявления не подведомственного арб суду при соблюдении формальных требований закона к его форме и содержанию такое заявление должно быть принято, возбуждено производство по делу, а затем производство по делу подлежит прекращению.
В связи с тем , что отсутствие в АНК РФ норм об отказе принятия заявления создает значительные препятствия в оперативном получении судебной защиты, ВАС РФ дать растительное толкование пункта 1 части 1 статьи 129 АНК РФ РФ, и разрешил по некоторым категориям дел арб судам возвращать заявителю не подведомственное заявление со ссылкой на его неподсудность. Постановление Пленума ВАС от 2 июня 2004 г. По делам об админ. правонарушениях. п 6- при поступлении заявления о привлечении к админ. ответственности за совершение правонарушений.
2 группа Дела об оспаривании нормативно-правовых актов. Информационное письмо президиума вас рф от 13 августа 2004 г 80 о некоторых вопросах возникающих в судебной практике при рассмотрении арб судами дел об оспаривании нормативных правовых актов п. 1.
Возвращение заявления в случае несоблюдения такого критерия как досудебного порядка урегулирования спора. Информационное письмо президиума ВАС РФ от 20 февраля 2006 г. 105 о некоторых вопросах связанных с вступлением в силу ФЗ от 4.11.2005 г.
Оставление заявления без рассмотрения (п.2 ч 1 ст.148 )
Процессуальное последствие нарушения досудебного порядка урегулирования спора.
Подсудность -относимость подведомственных арбитражному суду дел к ведению определенного суда. Родовая подсудность (ст.34) все дела которые возникают в экономическое сфере рассматриваются арб судами рф, за исключением дел прямо отнесенных вас рф и суду по интеллектуальным правам, перечень которых носит исчерпывающий характер.
Подсудность дел ВАС РФ: дела об оспаривании нормативно правовых актов высших органов исполнительной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ( президент, правительство).
Дела об оспаривании не нормативных правовых актов президента рф, совета федерации и государственной думы, и тд, не соответствующие закону и затрагивающие права и законные интересы заявителей в пред деятельности.
Подсудность дел суду по интеллектуальным права (с.34). : дела об оспаривании нормативно правовых актов органов исполнительной власти. Дела об оспаривании не нормативных актов
Территориальная подсудность -общая территориальная по месту нахождения лица которому предъявлены требования заявителя.
1. Право на обращение в арб суд по делам админ.производства
2. Особенности субъективного состава участников процесса
3. Специфика доказывания и доказательств по делам админ.производства
4. Особенности реализации отдельных распорядительных прав лиц участвующих в деле
5. Судебные расходы по делам возникающим из админ.и иных публичных правоотношений
6. Исполнение судебных актов по делам админ.производства.