Денежная система и денежно-кредитная политика в системе государственного регулирования социально-экономического развития.

Бюджетная система Республики Беларусь, ее характеристика. Содержание и основные принципы бюджетного регулирования.

Бюджет­но-финансовая политика государства, представляет со­бой совокупность принимаемых решений и мероприятий по ис­пользованию финансовых отношений для выполнения государ­ством своих функций. В роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Посредством различных финансовых механизмов обеспечиваются централизация финансовых ресурсов в бюджете и внебюджетных фон­дах, а также финансирование мероприятий по обеспечению ос­новных направлений бюджетно-финансовой политики как в це­лом по республике, так и в регионах. В частности, используются такие механизмы, как изъятие части доходов хозяйствующих субъектов, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов, дотирование и субсидирование, предоставление суб­венций, финансирование, трансфертные механизмы в межбюд­жетном регулировании и др.

В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отрас­лей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их эконо­мическую активность. Финансируя расходы, оно обеспечивает реализацию приоритетных направлений бюджетно-финансо­вой политики.

Государственный бюджет занимает центральное место, представляет собой совокупность специфических де­нежных отношений, опосредующих формирование, распреде­ление и использование бюджетного фонда для обеспечения функций государства, состоит из доходной и расходной части. Организационной основой бюджетных отношений является бюджетная система.

Бюджетная система Республики Беларусь — это регу­лируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты (к последним относятся областные, районные, го­родские, сельские и поселковые).

Консолидирован­ный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь, законах о республиканском бюджете Респуб­лики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Нормы бюджетного законодательства, регулирующие бюджетные от­ношения на местном уровне, содержатся в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Бюджетный кодекс РБ вступил в силу с 1 января 2009 г. и стал основой бюджетного законодательства.

Дохо­ды бюджета группируются следующим образом: налоговые доходы; неналоговые доходы; отчисления на государственное социальное страхование; безвозмездные поступления.

Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономиче­ского развития, стратегическими целями и методами их дости­жения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных нало­гов, степень налогообложения доходов граждан, размер нена­логовых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.

Расходы бюджета, представляют собой денежные средства, направляемые на фи­нансирование задач и функций государства. Назначение бюджетных расходов — обеспечение расходных обязательств органов власти всех уровней.

Осуществляя расходы, государство выступает производите­лем особых товаров (работ, услуг) по защите конституционных прав граждан, а также регулированию экономического разви­тия страны. Государственные расходы в основном направлены на внутренний рынок, оказывая влияние на производство и на расширение совокупного внутреннего спроса и обеспечивают экономический рост.

Формирование расходов бюджета основывается на: макроэкономических показателях социально-экономического развития Беларуси и приоритетах бюджетной политики; предельных возможностях бюджета, определяемых его доходной частью; государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией прав Граждан; действующих в республике финансовых нормах и Нормативах.

 

Денежная система - это форма государственной организа­ции денежного обращения, сложившаяся исторически и зак­репленная национальным законодательством. Элементы:

• официальная денежная единица (наименование, виды де­нежныхзнаков, имеющих законную платежнуюсилу);

• эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков;

• денежная масса;

• структура денежного оборота;

• порядок установления валютного курса;

• государственный орган, отвечающий за организацию и ре­гулирование денежного обращения в стране.

Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Национальном бан­ке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь», а также Банковский кодекс РБ и др.

Единственное законное платежное средство в нашей стране белорусский рубль. Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля об­ладает Национальный банк.

Институциональной основой денежной системы Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя бан­ковскую систему и небанковские кредитно-финансовые органи­зации. Банковская система представлена двумя уровнями: На­циональный банк (первый уровень) и иные банки (второй). К субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качестве участников денежных правоотношений (в ши­роком смысле) выступают Республика Беларусь, ее админи­стративно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивиду­альные предприниматели. Национальный банк устанавливает правила организации наличного денежного об­ращения. Целями Национального банка яв­ляются: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Для их достижения Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику.

Вторым уровнемнациональной банковской системы явля­ются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Небанковские кредитно-финансовые организации(лизинговые, инвестиционные и трас­товые компании, страховые и ссудо-сберегательные общества, пенсионные и паевые фонды, кредитные союзы, ломбарды и др.) в республике не развиты.

Денежно-кредитная (монетарная) политика, являясь со­ставной частью единой государственной экономической поли­тики, представляет собой деятельность, направленную на ре­гулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей.

Целевые параметры денежно-кредитной политики оказыва­ют воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и нап­равление потребительского спроса, уровень товарных цен и, со­ответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и заня­тости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный банк определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития Беларуси. Харак­тер и содержание денежно-кредитной политики предопределя­ются экономической стратегией общества, национальными осо­бенностями денежной (в частности, кредитной) системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.

Выделяют два типа денежно-кредитной политики: рестрикционная (политика «дорогих» денег), экспансионистская (политика «дешевых» денег. Основными целями являются стимулирование деловой активности, ускорение темпов экономического роста и сокращение безработицы в стране.

Основным критерием эффективности денежно-кредитной политики служит обеспечение экономики денежной массой, со­ответствующей как по количественным, так и качественным параметрам реальному спросу.

Методы денежно-кредитной по­литики прямого (административного) регули­рования и контроля и косвенные (экономические, рыночные).

Прямые методы носят характер директив Национального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. К ним относят использование администра­тивных ограничений, устанавливаемых Национальным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков.

Косвенные методы через рыночные механизмы влияют на поведение субъектов финансового рынка путем воздействия на их экономические интересы. Национальный банк, изменяя объем резервных денег (своих обязательств) или их цену, регу­лирует спрос экономических агентов на кредиты и определяет тем самым величину денежной мультипликации в экономике.

Среди ведущих экономических методов, регулирующих кредитную активность банков, выделяют эмиссионную и про­центную политику, проводимые Национальным банком путем осуществления операций на открытом рынке, двусторонних сделок и применения других инструментов, а также политику минимальных обязательных резервов, влияющую на кредитно-депозитный мультипликатор и, соответственно, на денеж­ное предложение.

К методам денежно-кредитного регулирования относятся также резервные требования — процентная доля привлечен­ных банками денежных средств (депозитов), которую они обя­заны хранить в фонде обязательных резервов в порядке и на ус­ловиях, определенных Национальным банком.

«Стратегией развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011—2015 годы» определено постепенное смеще­ние акцента ее целевых ориентиров в сторону поддержания финансовой стабильности, что предполагает также устойчивую работу финансовых рынков и институтов.