Денежная система и денежно-кредитная политика в системе государственного регулирования социально-экономического развития.
Бюджетная система Республики Беларусь, ее характеристика. Содержание и основные принципы бюджетного регулирования.
Бюджетно-финансовая политика государства, представляет собой совокупность принимаемых решений и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. В роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Посредством различных финансовых механизмов обеспечиваются централизация финансовых ресурсов в бюджете и внебюджетных фондах, а также финансирование мероприятий по обеспечению основных направлений бюджетно-финансовой политики как в целом по республике, так и в регионах. В частности, используются такие механизмы, как изъятие части доходов хозяйствующих субъектов, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов, дотирование и субсидирование, предоставление субвенций, финансирование, трансфертные механизмы в межбюджетном регулировании и др.
В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отраслей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их экономическую активность. Финансируя расходы, оно обеспечивает реализацию приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики.
Государственный бюджет занимает центральное место, представляет собой совокупность специфических денежных отношений, опосредующих формирование, распределение и использование бюджетного фонда для обеспечения функций государства, состоит из доходной и расходной части. Организационной основой бюджетных отношений является бюджетная система.
Бюджетная система Республики Беларусь — это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты (к последним относятся областные, районные, городские, сельские и поселковые).
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь, законах о республиканском бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Нормы бюджетного законодательства, регулирующие бюджетные отношения на местном уровне, содержатся в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Бюджетный кодекс РБ вступил в силу с 1 января 2009 г. и стал основой бюджетного законодательства.
Доходы бюджета группируются следующим образом: налоговые доходы; неналоговые доходы; отчисления на государственное социальное страхование; безвозмездные поступления.
Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономического развития, стратегическими целями и методами их достижения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных налогов, степень налогообложения доходов граждан, размер неналоговых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.
Расходы бюджета, представляют собой денежные средства, направляемые на финансирование задач и функций государства. Назначение бюджетных расходов — обеспечение расходных обязательств органов власти всех уровней.
Осуществляя расходы, государство выступает производителем особых товаров (работ, услуг) по защите конституционных прав граждан, а также регулированию экономического развития страны. Государственные расходы в основном направлены на внутренний рынок, оказывая влияние на производство и на расширение совокупного внутреннего спроса и обеспечивают экономический рост.
Формирование расходов бюджета основывается на: макроэкономических показателях социально-экономического развития Беларуси и приоритетах бюджетной политики; предельных возможностях бюджета, определяемых его доходной частью; государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией прав Граждан; действующих в республике финансовых нормах и Нормативах.
Денежная система - это форма государственной организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Элементы:
• официальная денежная единица (наименование, виды денежныхзнаков, имеющих законную платежнуюсилу);
• эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков;
• денежная масса;
• структура денежного оборота;
• порядок установления валютного курса;
• государственный орган, отвечающий за организацию и регулирование денежного обращения в стране.
Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», а также Банковский кодекс РБ и др.
Единственное законное платежное средство в нашей стране белорусский рубль. Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля обладает Национальный банк.
Институциональной основой денежной системы Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя банковскую систему и небанковские кредитно-финансовые организации. Банковская система представлена двумя уровнями: Национальный банк (первый уровень) и иные банки (второй). К субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качестве участников денежных правоотношений (в широком смысле) выступают Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Национальный банк устанавливает правила организации наличного денежного обращения. Целями Национального банка являются: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Для их достижения Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику.
Вторым уровнемнациональной банковской системы являются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Небанковские кредитно-финансовые организации(лизинговые, инвестиционные и трастовые компании, страховые и ссудо-сберегательные общества, пенсионные и паевые фонды, кредитные союзы, ломбарды и др.) в республике не развиты.
Денежно-кредитная (монетарная) политика, являясь составной частью единой государственной экономической политики, представляет собой деятельность, направленную на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей.
Целевые параметры денежно-кредитной политики оказывают воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и направление потребительского спроса, уровень товарных цен и, соответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный банк определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития Беларуси. Характер и содержание денежно-кредитной политики предопределяются экономической стратегией общества, национальными особенностями денежной (в частности, кредитной) системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.
Выделяют два типа денежно-кредитной политики: рестрикционная (политика «дорогих» денег), экспансионистская (политика «дешевых» денег. Основными целями являются стимулирование деловой активности, ускорение темпов экономического роста и сокращение безработицы в стране.
Основным критерием эффективности денежно-кредитной политики служит обеспечение экономики денежной массой, соответствующей как по количественным, так и качественным параметрам реальному спросу.
Методы денежно-кредитной политики прямого (административного) регулирования и контроля и косвенные (экономические, рыночные).
Прямые методы носят характер директив Национального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. К ним относят использование административных ограничений, устанавливаемых Национальным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков.
Косвенные методы через рыночные механизмы влияют на поведение субъектов финансового рынка путем воздействия на их экономические интересы. Национальный банк, изменяя объем резервных денег (своих обязательств) или их цену, регулирует спрос экономических агентов на кредиты и определяет тем самым величину денежной мультипликации в экономике.
Среди ведущих экономических методов, регулирующих кредитную активность банков, выделяют эмиссионную и процентную политику, проводимые Национальным банком путем осуществления операций на открытом рынке, двусторонних сделок и применения других инструментов, а также политику минимальных обязательных резервов, влияющую на кредитно-депозитный мультипликатор и, соответственно, на денежное предложение.
К методам денежно-кредитного регулирования относятся также резервные требования — процентная доля привлеченных банками денежных средств (депозитов), которую они обязаны хранить в фонде обязательных резервов в порядке и на условиях, определенных Национальным банком.
«Стратегией развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011—2015 годы» определено постепенное смещение акцента ее целевых ориентиров в сторону поддержания финансовой стабильности, что предполагает также устойчивую работу финансовых рынков и институтов.