Балансовый метод в системе регулирования национальной экономики. Виды балансов и их характеристика.

Система плановых, прогнозных и программных документов, используемых в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь, их характеристика.

Система государственных прогнозов социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь представлена:

• на долгосрочную перспективу - Национальной страте­гией устойчивого социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь (ПСУР) (на 15 лет) и Основными направления­ми социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет);

• на среднесрочную перспективу Программой социаль­но-экономического развития Республики Беларусь (на 5 лет);

• на краткосрочную перспективу годовым прогнозом со­циально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического разви­тия включают количественные показатели и качественные ха­рактеристики состояния и развития экономической и социаль­ной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятель­ности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обста­новки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производст­венного потенциалов Беларуси, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения данных факто­ров. Прогнозы составляются в целом по республике, по народ­нохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по адми­нистративно-территориальным единицам в нескольких вариан­тах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов и программ соци­ально-экономического развития страны проводится Советом Министров Республики Беларусь.

Государственное прогнозирование социально-экономическо­го развития Беларуси на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику го­сударства на длительный период. Так, Национальная стратегия разрабатывается один раз в пятилетие на 15 лет за два с полови­ной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений обосновываются стратегические направления эффективного использования социально-демогра­фического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

На основе Национальной стратегии один раз в 5 лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разра­ботка Основных направлений социально-экономического раз­вития на 10 лет (с погод о вой разбивкой первого пятилетия). В документе определяются цели социально-экономического раз­вития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений используются при составлении прогнозов и программ на среднесрочную перспек­тиву, что обеспечивает преемственность экономической поли­тики государства.

Программа социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5 лет и утвержда­ется Президентом Республики Беларусь. В документе находят отражение:

• оценка итогов социально-экономического развития за пре­дыдущий период;

• собственно концепция Программы;

• макроэкономическая политика, включая бюджетно-нало­говую, денежно-кредитную и валютную, ценовую;

• социальная политика;

• институциональные преобразования;

• инновационная, инвестиционная и структурная политика;

• внешнеэкономическая деятельность;

• развитие реального сектора экономики;

• проблемы рационального использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды.

Важнейшие параметры прогноза утверждаются Прези­дентом Республики Беларусь.

На основании указанных документов законом предусматри­вается разработка прогнозов социально-экономического разви­тия по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономи­ки, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами госу­дарственного управления, местными исполнительными и рас­порядительными органами, которые в соответствии с законода­тельством также несут ответственность за достоверность и свое­временность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития страны.

 

11.Понятие, содержание и направления использования государственного заказа. Закон РБ «О поставках товаров для государственных нужд».

Целевое финансирование- выделение государ­ством из бюджета целевым назначением денежных средств для решения определенной социально-экономической пробле­мы или создания определенного объекта. Важнейшим объек­том целевого финансирования являются государственные прог­раммы и заказы. Программы разрабатываются в различных об­ластях, например, в сфере освоения космоса или мирового океа­на, строительства крупных сооружений, проведения крупных научных исследований. При этом правительство делает соот­ветствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств. Государственные закупки часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых прави­тельством, государственными органами за счет средств бюдже­та. Такие закупки (например, оборудование) осуществляются государством для собственных нужд в целях обеспечения насе­ления и резервирования (например, закупки зерна и продо­вольствия для создания госрезервов).

Основные принципы государственных закупок:

эффективное расходование денежных средств;

гласность и прозрачность процесса государственных закупок;

возможность участия в государственных закупках юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

развитие добросовестной конкуренции;

обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь;

предотвращение коррупции в области государственных закупок.

Поставка товаров для государственных нужд (госзаказ) регулируется законом Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. N 2588-XII О ПОСТАВКАХ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З, от 31.12.2009 N 114-З).

Поставка товаров для государственных нужд осуществляется в целях:

выполнения обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключенными Республикой Беларусь договорами (соглашениями);

выполнения целевых программ, в которых участвует Республика Беларусь;

создания и поддержания государственных материальных резервов Республики Беларусь;

поддержания необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности Республики Беларусь;

ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

государственной поддержки устойчивого функционирования топливно-энергетического, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения;

проведения геологоразведочных работ и природоохранных мероприятий;

удовлетворения нужд государственного управления.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; субсидии; приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами.

12. Жилищная политика Республики Беларусь и механизмы ее реализации. В Беларуси строительство собственного жилья — результат совместной скоординированной работы органов государственного управления, строительного комплекса, банковской системы и граждан-застройщиков. Обеспечение человека доступным и комфортным жильем во все годы было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономической стратегии белорусского государства. Цель государственной жилищной политики — создать условия для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям.

Жилищное строительствоявляется основным звеном в системе стимулирования развития сопряженных отраслей и производств, материальной основой улучшения демографической ситуации и всестороннего гармоничного развития человека.

Для решения проблем в области жилищного строительства необходимо создание нормативной правовой базы, действенного организационно-экономического механизма.

Решение жилищной проблемы требует решения следующих основных задач:

обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;

создание эффективных экономических механизмов притока инвестиций физических и юридических лиц в жилищное строительство, реконструкцию и ремонт жилищного фонда;

развитие финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для трудоспособных граждан, а также государственная поддержка малообеспеченных граждан в улучшении жилищных условий в пределах установленных социальных стандартов;

повышение комфортности условий проживания и качества эксплуатации жилищного фонда, своевременное проведение работ по реконструкции и тепловой реабилитации жилых зданий с целью повышения уровня их благоустройства и соответствия социальным стандартам в области жилищно-коммунального хозяйства;

совершенствование жилищного законодательства в целях защиты прав граждан на рынке жилья, укрепление гарантий прав собственников и упорядочение прав членов семьи собственника жилого помещения;

совершенствование форм государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, особенно молодых и многодетных семей, малообеспеченных нетрудоспособных и некоторых других категорий граждан;

совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды.

С целью создания условий для свободного доступа граждан к удовлетворению потребностей в жилье предусматриваются внедрение системы долговременных строительных накоплений, разработкам правовых основ для создания системы ипотечного кредитования, развитие рынка жилья, развитию жилищной инфраструктуры.

Приоритетными направлениями развития жилищной сферы в предстоящей пятилетке являются:

расширение жилищного строительства за счет всех источников финансирования в соответствии с принятыми европейскими стандартами качества жилья;

увеличение объемов строительства жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сокращение сроков пребывания на учете нуждающихся, а также строительство жилых помещений социального пользования для отселения граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах;

внедрение форм долгосрочного кредитования граждан и организаций для жилищного строительства (системы жилищных строительных сбережений, ипотечного кредитования и других форм);

создание рынка арендного жилья.

В соответствии с Программой в 2015 году уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя должен составить не менее 27 – 28 кв. метров (в 2010 году – 24,1 кв. метра). Ускоренными темпами будут решаться задачи обеспечения комфортности и доступности жилья.

 

 

13.Программно-целевой метод в системе государственного регулирования экономики. Программно-целевой методвыступает как важнейший для решения ключевых научно-технических, экономических, социальных, экологических проблем. Он предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Реализуется программно-целевой метод через комплексные программы, составляемые на период достижения поставленной цели, с выделением основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что содержат совокупность мероприятий социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера. Классический пример использования программно-целевого метода для решения общегосударственных задач - план ГОЭЛРО. По исходному замыслу и исполнению это была комплексная программа преобразования материально-технической базы общества путем индустриализации за счет создания сети электростанций.

14. Нормативный метод, содержание и масштабы применения. Нормативный методв планировании и прогнозировании основан на применении технико-экономических, финансовых, социально-экономических, экологических норм и нормативов, которые используются для обоснования плановых, программных и прогнозных документов.

Нормы - это абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции, работ, услуг.

Нормативы - это относительные показатели, характеризующие уровень использования ресурсов (коэффициент выхода готовой продукции из исходного сырья, материалов, уровень рентабельности производства, норматив отчисления от прибыли и т.д.).

Через систему норм и нормативов осуществляется взаимодействие между государством и хозяйствующими субъектами, решаются проблемы социально-экономического развития страны, определяются потребности в ресурсах, продукции, услугах, рассчитываются производственные возможности, устанавливаются пропорции.

Нормы и нормативы группируются по признакам. В качестве признака могут выступать: направления применения норм и нормативов, масштабы их распространения, методы разработки и другие.

По направлениям использования нормы и нормативы подразделяются:

• нормы затрат труда;

• нормы использования материальных ресурсов;

• нормы и нормативы использования основных производственных фондов;

• нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства;

• нормы и нормативы капитальных вложении и капитального строительства;

• финансовые нормы и нормативы;

• социально-экономические нормы

• нормы и нормативы охраны окружающей среды

По периоду действия выделяют текущие нормы и нормативы, используемые при разработке годовых прогнозных и плановых документов, и перспективные (средне- и долгосрочная перспектива).

По характеру распространения нормы разделяются на местные, отраслевые и межотраслевые. Если нормы применяются только на конкретном предприятии - это местные; на предприятиях, относящихся к одной отрасли, - отраслевые; на предприятиях, принадлежащих к различным отраслям, - межотраслевые нормы.

По уровню агрегирования норм и нормативов выделяют: макроуровень, уровень министерств, предприятия.

По методам разработки нормы подразделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические.

Традиционным и наиболее распространенным в экономике методом является балансовый. Балансовый метод обеспечивает увязку потребностей и ресурсов в масштабе всего общественного производства, координацию в развитии смежных отраслей и производств, пропорциональность и взаимоувязку всех элементов народного хозяйства. Используемые в прогнозировании балансы можно объединить в три группы: материальные, стоимостные, трудовые.

Материальные балансы разрабатываются на всех уровнях управления - предприятия, отрасли, региона, страны в целом и выявляют обеспеченность производства продукцией, сырьем, материалами, устанавливают материально-вещественные пропорции в народном хозяйстве. В совокупности материальных балансов выделяют:

топливно-энергетический, характеризующий наличие, распределение и использование топлива и энергии в стране. Баланс позволяет определить общие размеры и структуру производства и потребления всех видов топлива и энергии в стране, выявить их использование.

Баланс производственных мощностей показывает наличие мощности на начало и конец периода, движение (прирост, выбытие), уровень использования производственных мощностей по выпуску конкретных видов промышленной продукции.

Балансы машин и оборудования характеризуют общие размеры ресурсов оборудования и машин и их распределение по направлениям использования.

Балансы основных фондов отражают воспроизводство основных фондов по народному хозяйству, отраслям и формам собственности. По ним исчисляют показатели износа, годности, обновления, выбытия основных фондов, фондоемкости, фондовооруженности, фондоотдачи

К материальным балансам относятся балансы земельных угодий, государственных ресурсов зерна, картофеля, технических культур, кормов и другие.

Стоимостные балансыотражают процесс движения финансовых ресурсов, экономических связей, пропорций, формирования и использования доходов государства, предприятий, населения в стоимостном выражении. Они характеризуют образование доходов по всем источникам поступления и их распределение по направлениям использования. К стоимостным балансам относятся баланс доходов и расходов населения, предприятий, госбюджет, финансовый, платежный, расчетный балансы и другие.

Баланс денежных доходов и расходов населения применяется для расчета реальных доходов, покупательской способности населения, спроса и предложения на товары, а также для регулирования денежного обращения и эмиссии денег в стране.

Сводный баланс финансовых ресурсов - сводный прогнозно-аналитический документ, показатели которого являются основой для принятия решений в области налоговой, ценовой, кредитной политики и особенно для разработки госбюджета.

Платежный баланс представляет собой документ, отражающий внешнеэкономические операции страны за определенный период.

Трудовые балансыпредставляют систему сводных и частных балансов, которая отражает процесс воспроизводства рабочей силы, выявляет наличие трудовых ресурсов и потребность в них по отраслям, сферам народного хозяйства, формам собственности, позволяет изучать состав трудовых ресурсов по социальным группам, выявлять резервы рабочей силы. Центральное место в системе трудовых балансов занимает сводный баланс трудовых ресурсов.