Качественный анализ.
Количественный подсчет
Качественный анализ может носить весьма сложный характер. Внимание уделяется изучению:
1. социально-демографических характеристик аудитории;
2. социально-психологических;
3. процессов межличностного общения по поводу сообщений СМИ;
4. связь выявленных характеристик с реальным поведением аудитории и с межличностным общением.
В США регулярные исследования с целью определения размеров аудитории проводят более 200 мелких и крупных компаний. Используются методы:
1. аудиометрирование
2. анкетирование (приборы - пиплметры)
3. телефонные опросы и др.
Основная единица измерений – рейтинг, то есть доля в процентах включенных в данный момент телевизоров по отношению к общему количеству семей в пределах общенациональной выборки, представляющей модель всей американской аудитории.
В 80-е гг. эта выборка составляла 1700 семей. Все телевизоры выборки оснащены счетчиками, фиксирующими переключение каналов и даже тех, кто в семье произвел переключение – ребенок или взрослый.
В СССР исследования аудитории, начавшиеся в 20-е гг., были остановлены. Новый взлет – 60-е гг. Но тоже ненадолго. Третий пик – 80-е годы, когда были осуществлены крупные комплексные исследования: «Массовая информация в советском промышленном городе» (на примере Таганрога), «Литературная газета» и ее аудитория», Районная газета и др. За это время был накоплен эмпирический опыт, найдены основания для типологии массовой аудитории.
Типология аудитории по первому основанию (соц-дем-е характеристики)
Исследования, проводимые по первому основанию, т. е. по социально-демографическим характеристикам, – это чисто социологическая информация. Но эти данные могут послужить и социально-психологическому анализу, поскольку большие социальные группы (профессиональные, национальные и т.п.) обладают своей психологией.
В процессе исследований было установлено, что из социально-демографических характеристик наиболее значимыми, определяющими информационное поведение аудитории, являются: пол, возраст, уровень образования, профессиональные и национальные признаки. Существенные различия и в тематических предпочтениях и в объеме потребления информации проявляют мужчины и женщины с одинаковым уровнем образования. Традиционно «женские» темы: культура, искусство, литература, здравоохранение. К мужским относятся темы промышленности, строительства и транспорта, политики, спорта.
Значительно отличаются предпочтения аудитории с разным уровнем образования. Научно-популярные и познавательные, а также новостные программы привлекают больше людей с высшим средним специальным образованием. Люди с начальным образованием и средним общим предпочитают музыкально-развлекательные программы.
Типология аудитории по второму основанию (социально-психологические характеристики).
Сюда, прежде всего, относятся мотивы обращения к СМИ. Мотивы могут быть разными. Например, получение практической помощи, компенсация одиночества, сопереживание событий, недоступных телезрителям в их собственной жизни.
Как показывают исследования, большинство телезрителей одновременно указывают на несколько мотивов обращения к телевидению.
Первые места, как правило, занимают "информационные" и "эмоциональные" мотивы. Кроме мотивов, большую роль в потреблении материалов массовой коммуникации играет отношение аудитории к ним, сформировавшееся на основе предыдущего опыта. В социальной психологии отношение человека к различным социальным явлениям принято обозначать термином «социальная установка». Социальные установки определяют внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающего социального мира.
В таганрогском исследовании (Массовая информация в советском промышленном городе) аудитории предлагался вопрос: «Что является, по Вашему мнению, главным в деятельности журналистов?»
Наибольшее число ответов: выступать с теми материалами, которые интересуют читателей (85,6%).
С теми материалами, которые нужны руководителям редакций - только 11%.
Тартуская газета «Эдази» впервые предприняла попытку выявить мнение читателей о степени внимания газеты к тем или иным проблемам (спрашивалось, достаточно ли внимания газета проявляет к перечисленным темам). Это позволило выявить расхождение интересов с тематикой газеты.
Результаты были достигнуты потрясающие – городская газета стала распространяться по всей Эстонии.
В таганрогском исследовании тоже изучались интересы к темам и проблемам. Выяснилось, что удовлетворена была только треть, а областным радио и того – меньше респондентов. Местные источники во всех случаях оцениваются критичнее.