Тема 4. АУДИТОРИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ
введение
АУДИТОРИЯ – сложный объект исследования, как и сложен человек в любом своем качестве.
Определяющим для развития исследований является вопрос о роли и функциях журналистики в конкретном обществе.
Реальное поведение аудитории регулируется «информационным интересом».
За ним стоят факторы: социальная принадлежность, стремление к удовлетворению потребностей, направленность личности, конкретные исторические эпохи, экономическое положение.
Важным регулятором информационного поведения является интерес.
Цепочка: интерес – потребность – действие лежит в основе любого поведения.
В каждый исторический период человек располагает определенными возможностями для удовлетворения своих потребностей, интересов, поэтому и в интерес включается и осознанный выбор средств, и объективно обусловленные возможности для удовлетворения потребности.
Потребность в информации может быть «вообще», а интерес – это уже конкретное проявление стремления к чему-то. В психологии описываются ситуации, когда люди, изолированные от всех источников информации, теряли рассудок.
Интерес всегда к определенному объекту. Например, исследования показали, что у человека есть устойчивый интерес к глобальным событиям и локальным.
Чем больше источников использует человек, тем шире его интересы, и наоборот.Привлечение интереса – основной способ включения человека в контакт с источником.
1. Основания типологии аудитории
В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства – соответственно на все население того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ (для отраслевых органов информации в этом качестве будут выступать все работники данной сферы профессиональной деятельности и их партнеры в других сферах деятельности, а также клиенты, заказчики и т. п., что требует специального рассмотрения).
В рамках каждого из средств информации действуют отдельные издания, программы, рассчитанные на определенную часть населения, выделенную по конкретному признаку (полу, возрасту, образованию, профессии, любительским увлечениям). Такая аудитория является расчетной, или целевой (этим понятием можно обозначать и ту часть аудитории издания, данного канала информации, на которую рассчитаны данные рубрика, цикл передач и т. п.). Люди, вступающие в контакт с источниками информации (отдельно рассматриваемыми рубриками, циклами передач) составляют реальную аудиторию–это те, кто читает, смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к данному изданию, программе.
Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления дифференциации информации внутри системы СМИ. В аудитории многих изданий или программ радио и телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается особый акцент.
Аудитория существует как реальность, образующаяся в процессе взаимодействия с данным СМИ.
В исследованиях аудитории МК выделяется два главных направления: