В политической рекламе
Предпосылки возникновения и развития контент-анализа как социологического метода изучения содержания массовой коммуникации
Примеры конкретных исследований
Методика анализа документов (выборка, категории анализа, единицы счета, составление кода для исследователя)
Цели обращения к контент-анализу, его возможности
2. Задачи, решаемые с помощью контент-анализа. Примеры конкретных исследований.
Литература к лекции
1. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения массовой коммуникации – М.: Научный мир, 2001. – 214 с.
2. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М.., Институт социологии РАН, 2001. – 202 с.
3. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.: Аспектпресс, 202. С. 183-210.
4. Федотова Л.Н. Социология рекламы. – М.:Добросвет, 1999.
5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. –М., 1991. (Глава про контент-анализ)
1. Новикова М.С. Идея культурных ценностей. (Анализ практики газеты «Советская Россия»)//Акценты. Альманах. - № 3-4.-2000.-С.18-19.
2. Исследование газеты «Истинный американец» (из книги Федотовой)
3. Изучение пропаганды воюющих стран (из книги Федотовой)
В недрах социологии зародился метод изучения содержания документов – контент-анализ. Это методика выявления частоты появления в документе определенных, интересующих исследователя характеристик. Интерпретация результатов исследования позволяет выявить намерения создателей текстов или возможных реакций адресатов.
Наиболее эффективен этот метод при изучении потоков информации, содержащейся в прессе, в рекламных сообщениях. Но нередко социологи обращаются к этому методу для анализа других массивов информации (дневниковые записи, речи политиков и т.п.).
Время зарождения метода анализа содержания – рубеж 19–20 вв., когда наметилась Считалось, что тексты массовой информации надо изучать для того, чтобы:
a) знать, какой эффект они производят на людей;
b) знать, как создавать такие тексты, которые произведут наибольший эффект.
Объективный, систематичный анализ совокупности таких текстов дает исследователю надежную информацию об эксплицитно присутствующих намерениях коммуникатора; о возможных, ожидаемых воздействиях информации на потребителя, в какой-то мере и об ожидаемых реакциях.
Применение процедуры измерения при анализе текстов позволяет получить точные, объективные данные о характере всех видов сообщения по их содержанию. Названия метода в виде словосочетаний «анализ содержания» и «контент-анализ» в лексике социологов существуют равноправно как синонимы.
Но исследователь должен делать это строже, чем простой наблюдатель иди даже комментатор. Исследователь точно фиксирует, что именно он будет изучать, находить в текстах и подсчитывать.
Тематический диапазон контент-аналитических исследований очень широк. Продемонстрируем это на примере одного из оригинальных исследований, проведенного Уолтером Липманом. (см. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. С.34-35.)
Допустим, мы хотим выявить тенденции в освещении деятельности тех или иных политиков. Мы должны выделить суждения о каждом из интересующих нас лице, в которых он подается в благоприятном или неблагоприятном свете, систематизировать и подсчитать их. Можно пойти дальше: выяснить, какими эпитетами награждаются интересующие нас деятели, какие СМИ как к ним относятся и т.п.
Или мы зададимся целью проследить отношение газеты к национальным проблемам. Для этого надо выделить суждения, лексику, встречающуюся в ее публикациях, проанализировать их. Систематизировав достаточно большой массив материалов, мы сможем увидеть то, что стоит за этим содержанием, о газете в целом, о позициях ее авторов, об эпохе, к которой относится деятельность этой газеты и т.д. Такой анализ, оперирующий точными цифрами, позволяет получить достоверные результаты.
На основании информации о том, что есть в тексте, исследователь делает вывод, в какой мере это отражает (моделирует, модифицирует или искажает) социальную реальность.
Методика контент-анализа направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.
Рассмотрим пример использования метода контент-анализа для изучения рекламы. В частности, влияние рекламы на содержание информационной политики издания.
Таблица 1. доля информации, совпадающей по предмету освещения с рекламой, помещенной в том жнее номере.
Кач. газеты | 1966г. | 1976г. |
«Таймс» | ||
«Дейли телеграф» | ||
Санди таймс | ||
«Обсервер» | ||
Популярные газеты | ||
«Дейли мэйл» | ||
«Дейли экспресс» | ||
«Дейли мирор» | ||
«Санди экспресс» |
Как видим, качественные газеты значительно опережают популярные, Федотова Л.Н. объясняет это тем, что в популярных газетах так много рекламы, что добавить сюда еще что-то просто затруднительно.
Таблица 2. Площадь, отводимая под рекламу в разных изданиях Великобритании в 1960 – 1975 гг. (в % от всей площади).
Общенациональные газеты | 1960г. | |
Кач. ежедн. | ||
Популярн. ежедн. | ||
Кач. Воскресн. | ||
Попул. воскресные | ||
Местные газеты | ||
Утренние | ||
Вечерние | ||
Еженедельники |
С помощью контент-анализа выявилась зависимость между общим количеством времени, отводимом на рекламу различными политическими силами, и набранными голосами. Очень интересная получается картина: «Наш дом – Россия» и Блок И. Рыбкина затратили на телерекламу по 7 час. 21 м. и 2м. соответственно. Но первые получили 9,69% голосов, а вторые – 1,12. ЛДПР – 5 ч.16мин., и 11,06% голосов. Это свидетельствует о том, что решающим фактором служит не продолжительность, а какие-то другие факторы.
Виды контент-анализа:
По функциям:
Поисковый, направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций
Контрольный – связанный к более точным определением уже известного более или менее содержания