Годом позже в нескольких регионах страны был проведен опрос работников СМИ (всего опрошено 1370 чел.) по проблемам права журналистов на свободу доступа к информации.

В середине 90-х гг. при резко изменившейся ситуации на рынке информации понадобилось изучение новых процессов и перспектив развития региональной прессы. Поэтому в 1995 г. проведено исследование "Перспективы развития региональной прессы".

Речь шла о таких вопросах, как взаимоотношения с властью и в этой связи степень независимости редакции (в плане направления издания и содержания публикаций), доступ и работа с источниками информации, роль рекламы и влияние рекламодателей, полиграфическая, материально-техническая и финансовая оснащенность, правовая база. Значительное внимание было уделено состоянию журналистских кадров региональной прессы и потребностям их профессиональной подготовки.

Следует также упомянуть о серии интересных социально-психологических исследований личности коммуникатора и его восприятия аудиторией, главным образом телевизионной, которые проводились и проводятся научными подразделениями Гостелерадио и современными телевизионными кампаниями, а также сотрудниками факультета психологии МГУ.

На протяжении многих лет И.М.Дзялошинский проводит исследование социально-психологических и профессиональных качеств журналиста, которые обобщены в его книге "Российский журналист в посттоталитарную эпоху".

Сравнительные международные исследования

В последние годы новым направлением стали международные сравнительные социологические исследования журналистов. Два таких исследования проведены на факультете журналистики МГУ.

Идея проведения сравнительного исследования журналистов США и России родилась несколько лет назад. К середине 80-х гг. обе страны уже накопили значительный опыт в опросах журналистов. В США эти исследования сконцентрировались в университете штата Индиана, где социолог проф. Д.Уивер – на основе двух общенациональных опросов 1971 и 1982 гг. издали книгу «Американский журналист: портрет репортеров США и их работа». Позднее в состав исследовательской группы, работающей по данной проблематике, вошел проф. О.Джонсон. В России таким центром стал факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, уже не одно десятилетие занимающийся социологией журналистской профессии и анализом "болевых точек", которые были характерны для партийно-государственной журналистики. Однако, несмотря на совпадение исследовательских интересов и общность концептуального подхода, провести совместное исследование оба центра смогли только в 1992-1993 гг.

Второе совместное российско-американское исследование "Права личности, свобода выражения мнений и средства массовой коммуникации" было проведено в 1995 г. факультетом журналистики МГУ и Исследовательским центром университета штата Миддл Теннесси.

В данном проекте внимание было сосредоточено на проблемах, возникающих в ходе осуществления права личности на свободу выражения мнений и, в частности, права на свободу слова. В этой ситуации фигура журналиста интересовала нас не только в профессиональном, но и в личностном плане. Свобода выражения мнений рассматривалась не только как свобода вербального высказывания, но и как свобода поведенческая (свобода поступков, действий в различных ситуациях). Центральной задачей исследования стало изучение мнений журналистов о возможности законодательной защиты или ограничения определенных свобод, прав личности и средств массовой информации. В данный момент эта проблема особенно актуальна для российской журналистики и для страны в целом. Многие ее аспекты недостаточно прояснены, хотя процесс законотворчества развивается довольно интенсивно. Это отражается на уровне правосознания такой социально значимой группы, как журналисты, а, следовательно, и на реальной практике СМИ, которые в определенной степени и формируют правосознание широких слоев населения.

Исследования стали не только локально российскими, но и международными. Мы уже имеем возможности сравнивать процессы, которые происходят в нашей журналистике, с глобальными тенденциями в развитии СМИ.

 

тема 3.

Контент-анализ
как социологический метод изучения СМИ

План лекции