Для каких целей используется экспертный прогноз?

Назовите основные критерии отбора экспертов.

Каковы основные функции экспертных оценок в прикладной социологии?

Чем отличается метод экспертных оценок от метода массового опроса?

ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ

Процедуры опроса экспертов

Процедура может быть очной или заочной (почтовый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза - обмел мнениями. Он предполагает единовременное присутствие всех экспертов за "круглым столом", где и выяв­ляется доминирующая позиция по дискутируемому вопросу, сформулированному исследова­телем.

 

Группа экспертов для дискуссии подбирается по определенному правилу. Она должна включать несколько подгрупп: ''генераторов идей", активно выдвигающих всевозможные предположения о прогнозируемом социальном явлении или процессе; "регуляторов", сле­дящих за тем, чтобы полемика не приобретала хаотический характер, проходила в рамках объективного обсуждения; "селекторов", оценивающих и отбирающих наиболее значимые идеи, выдвигаемые "генераторами идей"; "стимуляторов", путем формулировки все новых и новых предположений стимулирующих "генераторов идей" к выработке оценок и, нако­нец, "президента круглого стола", удерживающего внимание экспертов на центральной те­ме дискуссии. В качестве последнего может выступить сам организатор исследования. Оп­тимальное число экспертов за "круглым столом" - 10-15 человек.

Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров, пока не удастся выработать некоторую более или менее согласованную оценку.

Конечно, экспертная оценка – не "истина в последней инстанции". Эксперты тоже могут допустить ошибку. Это, однако, не отменяет важности участия экспертов в составлении про­гностических моделей при выработке управленческих решений.

 

Исследования 60-70-х годов

В развитие социологических исследований журналистики в СССР можно выделить три этапа:

1. 20-е годы

2. 60-е годы

3. 80-е – 90-е годы.

Первый период характеризуется расцветом социологических исследований, но они направлены на решение практических задач, связанных с формированием новой системы советской печати.

В 30-х гг. социологические исследования, как в целом, так и в данной области, практически прекратились, хотя статистические данные о журналистских кадрах партийными органами собирались и анализировались, но эта информация носила закрытый характер. На три десятилетия социология, как и другие "буржуазные" науки, исчезла из общественной и научной жизни. И только в 60-е годы, в хрущевскую оттепель стала оживать общественная мысль. Социальные науки и социология, в том числе, были реанимированы.

Первый прорыв в этой сфере сделал Б.А.Грушин исследованиями, начатыми на базе созданного при "Комсомольской правде" "Института общественного мнения".[15]

Необходимость социологического знания для принятия управленческих решений стала постепенно осознаваться в различных сферах общественной жизни и в первую очередь в идеологической. Поэтому именно партийные комитеты, озабоченные более эффективным управлением прессой и повышением ее роли в жизни людей, стали инициаторами социологических исследований, посвященных работе редакций и журналистам.

Принцип комплексного подхода был положен в основу исследования, предпринятого в 1969-1971 гг. на факультете журналистики МГУ "Районная газета и пути ее развития" (рук. доктор филологических наук Е.П.Прохоров).[16]. Наряду с опросом населения, издателя, контент-анализом газет, редакционной почты, планов редакции и других редакционных документов проводился и опрос журналистов в 14 районных редакциях Рязанской области.[17]

Информация, полученная в данном комплексном исследовании, впервые столь наглядно обнаружила существенное расхождение между позициями, с одной стороны, работников районных партийных комитетов о задачах и содержании газет этого типа, а также журналистов, чьи точки зрения близки к представлениям партийных функционеров и чьи директивы они активно реализовывали в своей работе, и, с другой стороны, ожиданиями аудитории, которая хотела бы видеть на страницах газет материалы не только идеологического и производственного характера, но и те, что связаны с многообразием их жизненных интересов. Именно поэтому, по распоряжению отдела пропаганды ЦК КПСС, тираж "Вестника МГУ" с публикациями результатов исследования был изъят.

Позднее осуществлен ряд исследований с участием журналистов центральных газет. В рамках проекта "Литературная газета" и ее аудитория", предпринятого в 1973 г. на факультете журналистики МГУ (рук. проф. Е.П.Прохоров, И.Д.Фомичева), был проведен опрос руководителей и журналистов "ЛГ". Выяснялись их мнения о задачах, содержании, формах подачи материалов, об аудитории и путях развития газеты и, что особенно важно, в какого рода социологических знаниях редакция испытывает потребность.

Журналисты "Правды" стали объектом исследования 1976 г., когда Институтом социологических исследований совместно с редакцией газеты было опрошено 90 процентов творческих работников редакции и третья часть собкоров (рук. В.С.Коробейников, автор анализа результатов опроса Л.Н.Федотова). Основные аспекты исследования: выяснение мнений журналистов о специфике газеты, о работе редакции по ряду направлений, взаимоотношениях журналистов с аудиторией, о престиже журналистской деятельности, а также о потребности журналистов в социологической информации и др.[18]

Изучался широкий спектр вопросов: мотивы выбора профессии, социально-демографические характеристики журналистов, показатели их социальной активности, направления повышения профессиональной квалификации и мастерства, оценка содержания публикаций республиканской прессы, взаимоотношения в редакционном коллективе. Особо выделились проблемы, связанные с функционированием коммуникатора в системе СМИ: отношения с руководящими органами, аудиторией, общественным мнением.

Исследования 80-х годов

С началом перестройки в тематике и проблематике социологических исследований, естественно, появились новые ракурсы. Процессы развития региональных средств информации в условиях начавшейся гласности и плюрализма мнений в 1985-1987 гг. изучались на примере Томской области факультетом журналистики МГУ (рук. Я.Н.Засурский, М.В.Шкондин, автор исследования Л.Л.Реснянская). Наряду с работниками партийных органов было опрошено 176 сотрудников областных, городских и районных СМИ. В центре исследования были взаимоотношения редакций и издателя, программирование работы редакционного коллектива. Основное содержание исследования и его задачи были сформулированы в названии: "Анализ процессов развития системы СМИ в регионе с целью выявления основных условий и факторов эффективности".[19]

Новые проблемы поднимались при изучении журналистов районных газет Киргизии в рамках комплексного проекта, осуществленного в 1988-1989гг.(рук. Проекта Б.Л.Дубинин). Впервые подробно изучались журналистские кадры в многоязычной республике и выяснялись условия и факторы повышения эффективности двуязычной переводной районной печати (авт. и рук. исследования Л.Г.Свитич).

В опросе выяснялось, владеют ли журналисты языками, на которых говорит население района, где они работают, каковы их суждения!) перспективах развития газет в многоязычном регионе. Изучались также проблемы повышения квалификации журналистов и мнения о подготовке кадров на отделении журналистики Киргизского университета, вопрос реорганизации которого тогда очень остро стоял в Связи с недостатком квалифицированных преподавателей. Исследование дало возможность Органам управления оперативно решить многие проблемы районной печати, в том числе дублированных и оригинальных многоязычных изданий.

Начало 90-х годов ознаменовалось кардинальными переменами в стране и, как следствие этого, принципиальными изменениями в функционировании отечественной журналистики. В связи с этим возникла необходимость в проведении социологических исследований, цель которых изучать эти новые реалии, получать информацию, помогающую понять тенденции направления развития прессы в новых социально-политических и экономических условиях.

В 1990 г. факультет журналистики провел исследование, посвященное перспективам развития телевидения и радиовещания (рук. проекта проф. Я.Н.Засурский и Е.П.Прохоров). В центре внимания этого исследования – условия и факторы (политические, экономические, правовые, материально-технические, кадровые), определяющие настоящее и будущее этих средств массовой информации.

Среди ряда процедур данного проекта изучение зарубежного и отечественного опыта, опрос экспертов, анализ программной политики теле-, радиокомитетов и др. Был проведен опрос руководителей теле-, радиокомитетов, тематика которого была связана с перспективами развития электронных СМИ, кадровой ситуацией и потребностями в новых журналистских специализациях.[20]

В исследовании, проведенном в 1994 г. опрошено 4500 читателей, слушателей, зрителей и более 1000 журналистов в 8 регионах страны. Целью исследования было "нарисовать" социологический портрет журналистов российской провинции и выявить профессиональное самосознание журналиста, его представление о роли в обществе, степени свободы, удовлетворенности своей деятельностью, профессиональных проблемах и социально-психологическом настроении (профессиональном самочувствии) журналистов местных СМИ.