Требования к проведению опросов

Опросы и референдумы вошли в нашу жизнь перестройкой, с началом демократизации нашего общества и теперь они являются неотъемлемой частью избирательных технологий.

На результаты опроса могут повлиять также время, место проведения опроса.Серьезные, опытные специалисты умеют сводить к минимуму все мешающие факторы, хотя избавиться от них невозможно. Но это имеет и другую сторону – возможность манипулирования общественным сознанием.

Критерии

Все ли проблемы могут стать объектом ОМ?

На практике общественное мнение высказывается далеко не «обо всем на свете», но лишь относительно некоторых, строго определенных проблем, так что из всей совокупности абстрактно мыслимых вопросов объектом ОМ становится лишь довольно незначительная часть их.

1.Первый и важнейший критерий – это «общественный интерес».

2. Дискуссионность.

3. Компетентность.

3. Методика изучения ОМ

Для изучения общественного мнения применяются различные методики, но все они основаны на опросе как способе получения социологической информации. Для этого составляется опросник, по которому проводится интервьюирование, подбираются специально подготовленные интервьюеры. Проведением массовых опросов требует тщательно разработанной документации и грамотного подхода к процедурам исследования.

Манипуляции могут осуществляться и формулировкой вопросов, и их чередованием, и выбором формы вопроса: вместо прямого вопроса может быть приведено суждение, при этом спектр суждений может быть узким, таким, какой нужен исследователю. Манипулятивные приемы могут применяться и при подведении итогов, при интерпретации результатов.

Почти идеальным способом выражения ОМ являются плебисцит, всенародные выборы. Всенародность, право каждого на участие, анонимность участия – все это позволяет получить весь набор продемонстрированных народом мнений. Соответственно, носителем ОМ являются все члены общества, при этом каждый имеет равную возможность выразить свое мнение, чтобы оно вошло как часть ОМ всего общества, при этом оставаясь анонимным. Но это не может быть повседневной практикой.

Выражением ОМ могут служить и митинги, но митинги – скорее способны выявить настроения, чувства, нежели мнение. Эмоциональную окраску, нежели суждения.

Письма и обращения в редакции – ценный источник информации, но полной картины ОМ не дает. Но это инструмент для разведки ОМ.

Регулярные опросы представляют собой мониторинг. Напомню, что мониторинг – это исследовательский проект, выполняемый систематически по единой программе, на одной и той же выборке.

Ясно, что изучением общественного мнения должны заниматься опытные и хорошо подготовленные, а также добросовестные социологи.

В крупных городах, где достаточно высок уровень телефонизации, применяется телефонный опрос. Его основные достоинства – оперативность и низкая стоимость. К тому же телефонное интервью обладает наивысшими возможностями в устранении эффекта "третьих лиц". Если при личном интервью ответы не всегда бывают самостоятельными, то при телефонном опросе посторонние влияния значительно ниже – это подтверждено исследованиями.