Не отдельные перестройки органов, а универсальное отношение к окружающему миру. Значимость носителей социального опыта
Единая психосоматическая система
Трудовая теория
1875 ® основные положения ® экологическое преимущество
Действия – биологически бессмысленны, АД – применение
Новые функции психического отражения:
- новые приемы деятельности
- усложнения последовательности действий
- координация
- представления о сложной временной последовательности и причинной взаимообусловленности действий
Участки ГМ:
- лобная
- нижнетеменная
- височно-теменная
- теменно-затылочная
Высшая психическая деятельность развивается благодаря
1. Способности к научению, формированию УР ® опережающее отражение
2. Многоэтапности трудовых процессов ® технология ® зоны I (ядерные зоны анализаторов), II (периферия ядерных зон, зона рассеянных элементов) и III (ассоциативные зоны) коркового анализа
3. Обратной афферентации ® сопоставление задуманного с тем, что получается на всех этапах
Универсальность трудовых навыков ® расселение
Членораздельная речь
·Общее в эволюции – усложнение коммуникации
·Наследственная изменчивость
·Невербальная коммуникация ® адаптеры ® сигнальный характер
·Шимпанзе + бонобо + гориллы ® способность оперировать символами, понимать их, комбинировать ® язык жестов – амслен – только если с ними долго занимаются люди
·Коммуникация – согласованный характер деятельности
Изменения звукового аппарата:
· загиб корня языка в гортанную полость
· усиление голосовых связок + голосовой мускул
· разрастание краев черепаховидных хрящей гортани ® дикция благодаря разделению выдыхаемого воздуха на верхний (носовой) и нижний (ротовой) потоки
· подвижности языка ® четкость произношения качественно разных звуков: губных + поднебенных + зубных
· ¯ н/челюсти ® быстрая смена артикуляции + подбородок, к которому прикрепляются мышцы, управляющие языком
Смогли произносить А, И, У ® ведущая роль во всех языках
Развитие НС, особенно корковых зон общей чувствительности
Разрастание извилин (н/лобная + в/лобная + в/височная) + полей (40, 10), координирующих разные возбуждения и связывающих их с голосовым аппаратом
Речь – форма существования знаний в виде системы знаков ® возрастала информационная емкость сообщений. Перемещаемость
Интеллектуальный багаж – толькос помощью речи
Время возникновения – даже у поздних австралопитеков
В конце мезолита – сформировались основные языковые семьи
Тема: Социализация и социогенез
Социализация – вхождение в социум:
- познание
- общение
- навыки практической деятельности
- перестройка внешнего мира и человека
Социогенез – общественные отношения
Реконструкция:
- археологические + антропологические данные
- этнографические данные
- обезьяны
Разнообразие социальных структур приматов обусловлено:
- экологическими условиями
- наличием соседних сообществ
- историей конкретной группы и внутригрупповыми традициями
- характер отношений между особями; роль лидера
- конкуренцией между самцами
- отбором самцов – защитников и наличием хищников
- соотношением ♀ и ♂ ® бонобо ® ¯ агрессия
Сексуальная привлекательность у приматов ® те, с которыми находились в раннем детстве ® родственные браки – древние корни