Урок 25.
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон. «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 Проверка домашнего задания. Рассказы ребят о своей Вообразилии, демонстрация рисунков. | Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | 2 3 1 1 2 3
I. Работа с авторским текстом (с. 86).
– Хотите узнать о других сказочных человечках? Давайте прочитаем текст на с. 86 и снова встретимся с Сашей.
а) Читает учитель.
б) Дети отвечают на вопросы после текста.
II. Подготовка к чтению текста.
– Чью сказку мы сегодня начнём читать? (Сказку финской писательницы Т. Янссон «Шляпа Волшебника».)
– Знакомы ли с этой книгой? Как познакомились?
– Не все ребята слышали об этой писательнице и её книге. Чтобы нам всем было интереснее читать, я немного расскажу о Туве Янссон и её героях. Думаю, что они вам очень понравятся и всем захочется прочитать эту книгу.
Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. Когда твоя мама – художник, а папа – скульптор, жить довольно весело. Когда в доме почти всю ночь играет музыка, комнаты заполнены людьми... Когда дом бабушки стоит на огромной поляне в лесу... Тогда жизнь становится похожей на сказку, тогда можно найти огромный серебряный
камень у железной дороги, можно иметь свой собственный айсберг, а ещё можно вырасти и придумать Муми-троллей...
Сначала Туве только иллюстрировала (как и её мама) чужие книжки... А потом выходит её первая книжка «Комета прилетает» (иллюстрации, конечно же, авторские). С этого момента водоворот Муми-событий захватывает весь мир... и это неудивительно.
– Давайте познакомимся.
Муми-мама
Лучшая мама в мире! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю эту ораву...
Муми-папа
В молодости много путешествовал, сам построил Муми-дом. Также он самый известный писатель в Муми-доле и окрестностях.
Муми-тролль
Ужасно трогательный, добрый и отзывчивый, в целом храбр, но иногда трусит... Легко заводит новыезнакомства, чем доставляет некоторую головную боль своей маме...
Не все сказочные повести и их герои уже знакомы ребятам по мультфильмам, книгам. С целью предупреждения затруднений восприятия текста можно на этапе до чтения знакомить детей с героями, сюжетом, историей создания повести и проч.
Авторские иллюстрации (изображения героев) Янссон желательно вывести на экран или демонстрировать, увеличив в размере. Рекомендуем не убирать их из демонстрационной зоны и на последующих уроках до завершения работы.
Снифф
Немного жадный, любит поныть... Неравнодушен ко всему яркому и сладкому. Нашёл замечательный грот (правда, не совсем сам).
Снусмумрик
Птица вольная. Неутомимый искатель приключений. Любит выкурить трубочку и поиграть на губной гармошке. Не любит запрещающих табличек, дома и сторожа парка. Каждое лето проводит в Муми-доле, а осенью уходит в далёкие края.
Фрекен Снорк
Подруга Муми-тролля, обладательница шелковистой чёлки и золотого ножного браслета. Любит украшения и крутиться перед зеркалом. Была спасена Муми-троллем от хищного куста.
Кроме Муми-семьи и их ближайших друзей сказки Янссон населяют, казалось бы, неприметные крошки-малявки, всякие Кнюты, Саломеи, лесные духи, загадочные зверьки… Её книги и героев настолько любят маленькие и взрослые читатели разных стран, что они даже создали в Интернете сайт, посвящённый Туве Янссон и её Муми-троллям.
– Теперь и вы знакомы в Муми-семейством. Что больше всего удивило?
– Кто из Муми-семейства показался самым интересным, забавным?
– О чём хочется спросить?
III. Работа над вступлением.
1.Работа с текстом до чтения.
– Как называется книга, отрывки из которой нам предстоит прочитать?
– Вы уже готовы предположить, о какой шляпе волшебника может идти речь в книге Туве Янссон?
2.Работа с текстом во время чтения. Читают учащиеся.
Вступление.
Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину. Муми-тролль стоял на крыльце, смотрел, как зима пеленает землю в свой белый саван, и думал спокойно: «Вечером мы погрузимся в спячку». (Вопрос: почему Муми-тролль думал о предстоящей спячке спокойно?) Ведь все Муми-тролли делают так в ноябре (и, по правде сказать, это очень разумно, если кто не любит холода и темноты). (Проверка. Оказывается, всегда в ноябре Муми-тролли погружаются в зимнюю спячку.) Он закрыл дверь, неслышным шагом подошёл к маме и сказал:
– Идёт снег. (То есть наступила зима.)
– Знаю, – ответила мама. – Я уже приготовила для вас самые тёплые одеяла.
Муми-семейство, все его друзья и знакомые готовились к долгой зимней спячке серьёзно и обстоятельно. (Вопрос: как именно?) Муми-мама накрыла стол на веранде, но в чашке у каждого были лишь хвойные иголки. (Совершенно необходимо, чтобы желудок был набит хвойными иголками, если предстоит проспать целых три месяца подряд.) (Вопрос: почему иголками? Предположения-ответы детей.) После обеда (а он казался уж совсем безвкусным) все чуть серьёзнее обычного пожелали друг другу доброй ночи, и Муми-мама велела всем вычистить зубы. (Вопрос: зачем?)
А Муми-папа обошёл весь дом, закрыл все двери и ставни и обернул люстру сеткой от комаров, чтобы не запылилась. Потом каждый залез в свою кровать, устроил в ней ямку поуютнее, укрылся с головой одеялом и стал думать о чём-нибудь приятном.
– Мм... – пробормотал Муми-тролль, уже погружаясь в сумрачный мир сновидений. (Проверка. Вот как Муми-тролли готовились к зимней спячке, для этого они набивали хвойными иголками желудки, чистили зубы – начинается долгая спячка.)
А на дворе сыпал снег, мелко, но густо. Он уже завалил крыльцо и грузными шапками свешивался с крыши, с наличников окон. Весь Муми-дом скоро должен был превратиться в сплошной пухлый сугроб. Одни за другими переставали тикать часы (Вопрос: почему перестают тикать часы? Предположения-ответы детей.) – пришла зима. (Проверка. Наступила зима, все заснули, и тиканье часов уже не слышно.)
Выявление первичного восприятия.
– Что узнали о Муми-троллях?
– Какими их себе представили?
3.Работа с текстом после чтения.
– Где происходят события? (В Муми-доле.)
– Прочитайте строчки о наступлении зимы.
– С кем сравнивается снег? (С человеком-художником.)
– Какие слова, на ваш взгляд, точнее всего рисуют картину наступления зимы?
Выборочное чтение.
– Что такое саван? (Это слово употребляется в переносном значении: широкое снежное пространство.)
– Из кого состоит семья Муми-тролля?
– Что мы узнаем об обычаях Муми-семейства? (Они погружаются в спячку, к ней серьёзно готовятся, просыпаются весной; набивают желудок хвоей, у них есть обеды; вежливы; чистят зубы. То есть они и похожи на людей, и непохожи.)
– Прочитайте последнее предложение (с. 88).
– Почему перестали тикать часы? (Для Муми-троллей как бы остановилось время.)
IV. Работа над 1-й частью первой главы.
1.Работа с текстом до чтения.
– Сколько глав из сказки помещено в учебнике? (Одна.) Почему? (Это отрывки из сказки. Глава – это раздел книги, отмечаемый нумерацией или заголовком.)
– На что поделена глава? (На части.)
– Сколько частей в 1-й главе? (4.)
– Прочитайте, о чём будет говориться в 1-й главе.
Читают вслух.
– Начнём читать вслух и комментировать прочитанное.
2.Работа с текстом во время чтения.
Чтение 1-й главы (диалог с автором, комментирование).
Образец чтения:
Как-то весенним утром, часа в четыре, над Муми-долом пролетела первая кукушка. Она уселась на синюю крышу Муми-дома (снег уже растаял, и стал виден цвет крыши) и прокуковала восемь раз – с лёгкой хрипотцой, понятно, потому что весна была ещё в самом начале.
Муми-тролль проснулся и долго лежал, уставясь в потолок и соображая, где он. Он проспал сто ночей и сто дней подряд, он был ещё овеян сновидениями и не хотел расставаться со сном.
Но, перевернувшись с боку на бок, чтобы найти новое удобное положение, он увидел такое, что сон с него как рукой сняло. (То есть сон быстро прошёл, бесследно исчез. Вопрос: что же такое мог увидеть Муми-тролль?) Кровать Снусмумрика была пуста. (Проверка. Вот что так взволновало Муми-тролля! Вопрос: почему кровать Снусмумрика была пуста? Ответы-предположения детей.)
Муми-тролль так и подскочил в постели. (Вопрос: отчего?)
Ну конечно! Шляпы Снусмумрика тоже нигде не видать. (Проверка. Муми-тролль очень взволнован отсутствием Снусмумрика. Вероятно, это его близкий друг.)
– Это надо же! – сказал Муми-тролль.
Он подошёл к раскрытому окну и выглянул во двор. Ага, Снусмумрик воспользовался верёвочной лестницей. (Вопрос: как догадался? Ответы-
предположения детей.) Муми-тролль перебрался через подоконник и, осторожно переступая коротенькими ножками, спустился по лестнице вниз. (Проверка. Он увидел лестницу и понял, как выбрался наружу Снусмумрик.)
На сырой земле отчётливо виднелись отпечатки ног Снусмумрика. Они были запутанные, словно куриный след, и не было никакой возможности определить, куда он направился. Местами следы делали длинные прыжки и перекрещивались между собой. «Это он от радости, – размышлял про себя Муми-тролль. – А вот тут он перекувырнулся, уж это точно».
Муми-тролль поднял голову и прислушался. Где-то далеко-далеко Снусмумрик играл на губной гармошке, играл свою самую весёлую песенку:
«Эй, зверятки, завяжите бантиком хвосты».
Муми-тролль побежал прямо на музыку и внизу у реки увидел Снусмумрика. Тот сидел на перилах моста, нахлобучив на лоб свою старую шляпу, и болтал над водой ногами. (Ему явно хорошо.)
– Привет, – сказал Муми-тролль, усаживаясь с ним рядом.
– Привет, привет, – отозвался Снусмумрик, не отнимая от губ гармошки.
Солнце только что поднялось над верхушками деревьев и светило им прямо в лицо. А они жмурились от его лучей, болтали ногами над бегущей
сверкающей водой, и на сердце у них было привольно и беззаботно. (Оба радуются весеннему солнцу.)
И т.д.
3.Работа с текстом после чтения 1-й части.
1) Выявление первичного восприятия.
– Какими вам показались жители Муми-дола?
– Что больше всего удивило?
2) Обобщающая беседа.
– Найдите и подчеркните слова, которыми рисует автор наступление весны. (Весенним утром, первая кукушка, с лёгкой хрипотцой, весна ещё в самом начале, синяя крыша.)
– О чём думал Муми-тролль, проснувшись?
– Почему он не мог понять, где он? (Не проснулся до конца, сон тесно переплёлся с явью.)
– Что бы стали делать вы, если бы проспали всю зиму?
– Обратите внимание, как Муми-тролль шёл по следам Снусмумрика.
– Что узнали мы о внешнем виде Муми-троллей? (У них коротенькие ножки.)
– Чему радовался Снусмумрик? Как об этом догадался Муми-тролль?
– Как Муми-тролль нашёл Снусмумрика?
– Представьте себе Снусмумрика, играющего на губной гармошке.
– Какое настроение было у Снусмумрика? Как вы догадались?
– Почему на сердце у наших героев было привольно и беззаботно?
– Обратите внимание: через описание весеннего утра мы лучше понимаем настроение и чувства героев.
– Что значит отправлялись в большой мир? (Уплывали далеко от дома.)
– Почему им нравились эти путешествия?
– Что делает честь каждому дому? Как вы понимаете это выражение?
– Вы обратили внимание: семья Муми-троллей была очень гостеприимна, они были добрыми и весёлыми?
– Кто же из троллей был соней?
– Почему Сниффа надо было разбудить?
– Вы когда-нибудь придумывали что-то необыкновенное? Каким должно быть это «необыкновенное»? (Интересным, весёлым.)
4.Работа с иллюстрациями.
– В нашем учебнике размещены иллюстрации к тексту, выполненные самой писательницей. Кто помнит её имя?
– Рассмотрите рисунки автора на с. 89 и 91.
– Какие моменты изображены?
– Найдите соответствующие каждому рисунку предложения в тексте, прочитайте их сначала про себя, затем вслух.
5.Начало выполнения задания 3 в тетради на с. 13–14. Записи по итогам чтения на этом уроке.
![]() ![]() ![]() | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Итог. | – Кто главные герои 1-й части? – Что мы о них узнали? – Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше? Какие слова из текста подсказывают нам? («Надо придумать что-нибудь необыкновенное».) – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Подготовить рассказ о семье Муми-тролля. Нарисовать свою иллюстрацию к началу повести. |
Деятельность учащихся:
– Участвоватьв диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целымисловами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.