Урок 25.

Литературное чтение

Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема: Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон. «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть).

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.   1 2 Проверка домашнего задания. Рассказы ребят о своей Вообразилии, демонстрация рисунков. Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений. 2 3 1 1 2 3 I. Работа с авторским текстом (с. 86). – Хотите узнать о других сказочных человечках? Давайте прочитаем текст на с. 86 и снова встретимся с Сашей. а) Читает учитель. б) Дети отвечают на вопросы после текста. II. Подготовка к чтению текста. – Чью сказку мы сегодня начнём читать? (Сказку финской писательницы Т. Янссон «Шляпа Волшебника».) – Знакомы ли с этой книгой? Как познакомились? – Не все ребята слышали об этой писательнице и её книге. Чтобы нам всем было интереснее читать, я немного расскажу о Туве Янссон и её героях. Думаю, что они вам очень понравятся и всем захочется прочитать эту книгу. Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. Когда твоя мама – художник, а папа – скульптор, жить довольно весело. Когда в доме почти всю ночь играет музыка, комнаты заполнены людьми... Когда дом бабушки стоит на огромной поляне в лесу... Тогда жизнь становится похожей на сказку, тогда можно найти огромный серебряный камень у железной дороги, можно иметь свой собственный айсберг, а ещё можно вырасти и придумать Муми-троллей... Сначала Туве только иллюстрировала (как и её мама) чужие книжки... А потом выходит её первая книжка «Комета прилетает» (иллюстрации, конечно же, авторские). С этого момента водоворот Муми-событий захватывает весь мир... и это неудивительно. – Давайте познакомимся. Муми-мама Лучшая мама в мире! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю эту ораву... Муми-папа В молодости много путешествовал, сам построил Муми-дом. Также он самый известный писатель в Муми-доле и окрестностях. Муми-тролль Ужасно трогательный, добрый и отзывчивый, в целом храбр, но иногда трусит... Легко заводит новыезнакомства, чем доставляет некоторую головную боль своей маме...   Не все сказочные повести и их герои уже знакомы ребятам по мультфильмам, книгам. С целью предупреждения затруднений восприятия текста можно на этапе до чтения знакомить детей с героями, сюжетом, историей создания повести и проч. Авторские иллюстрации (изображения героев) Янссон желательно вывести на экран или демонстрировать, увеличив в размере. Рекомендуем не убирать их из демонстрационной зоны и на последующих уроках до завершения работы. Снифф Немного жадный, любит поныть... Неравнодушен ко всему яркому и сладкому. Нашёл замечательный грот (правда, не совсем сам). Снусмумрик Птица вольная. Неутомимый искатель приключений. Любит выкурить трубочку и поиграть на губной гармошке. Не любит запрещающих табличек, дома и сторожа парка. Каждое лето проводит в Муми-доле, а осенью уходит в далёкие края. Фрекен Снорк Подруга Муми-тролля, обладательница шелковистой чёлки и золотого ножного браслета. Любит украшения и крутиться перед зеркалом. Была спасена Муми-троллем от хищного куста. Кроме Муми-семьи и их ближайших друзей сказки Янссон населяют, казалось бы, неприметные крошки-малявки, всякие Кнюты, Саломеи, лесные духи, загадочные зверьки… Её книги и героев настолько любят маленькие и взрослые читатели разных стран, что они даже создали в Интернете сайт, посвящённый Туве Янссон и её Муми-троллям.   – Теперь и вы знакомы в Муми-семейством. Что больше всего удивило? – Кто из Муми-семейства показался самым интересным, забавным? – О чём хочется спросить? III. Работа над вступлением. 1.Работа с текстом до чтения. – Как называется книга, отрывки из которой нам предстоит прочитать? – Вы уже готовы предположить, о какой шляпе волшебника может идти речь в книге Туве Янссон? 2.Работа с текстом во время чтения. Читают учащиеся. Вступление. Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину. Муми-тролль стоял на крыльце, смотрел, как зима пеленает землю в свой белый саван, и думал спокойно: «Вечером мы погрузимся в спячку». (Вопрос: почему Муми-тролль думал о предстоящей спячке спокойно?) Ведь все Муми-тролли делают так в ноябре (и, по правде сказать, это очень разумно, если кто не любит холода и темноты). (Проверка. Оказывается, всегда в ноябре Муми-тролли погружаются в зимнюю спячку.) Он закрыл дверь, неслышным шагом подошёл к маме и сказал: – Идёт снег. (То есть наступила зима.) – Знаю, – ответила мама. – Я уже приготовила для вас самые тёплые одеяла. Муми-семейство, все его друзья и знакомые готовились к долгой зимней спячке серьёзно и обстоятельно. (Вопрос: как именно?) Муми-мама накрыла стол на веранде, но в чашке у каждого были лишь хвойные иголки. (Совершенно необходимо, чтобы желудок был набит хвойными иголками, если предстоит проспать целых три месяца подряд.) (Вопрос: почему иголками? Предположения-ответы детей.) После обеда (а он казался уж совсем безвкусным) все чуть серьёзнее обычного пожелали друг другу доброй ночи, и Муми-мама велела всем вычистить зубы. (Вопрос: зачем?) А Муми-папа обошёл весь дом, закрыл все двери и ставни и обернул люстру сеткой от комаров, чтобы не запылилась. Потом каждый залез в свою кровать, устроил в ней ямку поуютнее, укрылся с головой одеялом и стал думать о чём-нибудь приятном. – Мм... – пробормотал Муми-тролль, уже погружаясь в сумрачный мир сновидений. (Проверка. Вот как Муми-тролли готовились к зимней спячке, для этого они набивали хвойными иголками желудки, чистили зубы – начинается долгая спячка.) А на дворе сыпал снег, мелко, но густо. Он уже завалил крыльцо и грузными шапками свешивался с крыши, с наличников окон. Весь Муми-дом скоро должен был превратиться в сплошной пухлый сугроб. Одни за другими переставали тикать часы (Вопрос: почему перестают тикать часы? Предположения-ответы детей.) – пришла зима. (Проверка. Наступила зима, все заснули, и тиканье часов уже не слышно.) Выявление первичного восприятия. – Что узнали о Муми-троллях? – Какими их себе представили? 3.Работа с текстом после чтения. – Где происходят события? (В Муми-доле.) – Прочитайте строчки о наступлении зимы. – С кем сравнивается снег? (С человеком-художником.) – Какие слова, на ваш взгляд, точнее всего рисуют картину наступления зимы? Выборочное чтение. – Что такое саван? (Это слово употребляется в переносном значении: широкое снежное пространство.) – Из кого состоит семья Муми-тролля? – Что мы узнаем об обычаях Муми-семейства? (Они погружаются в спячку, к ней серьёзно готовятся, просыпаются весной; набивают желудок хвоей, у них есть обеды; вежливы; чистят зубы. То есть они и похожи на людей, и непохожи.) – Прочитайте последнее предложение (с. 88). – Почему перестали тикать часы? (Для Муми-троллей как бы остановилось время.) IV. Работа над 1-й частью первой главы. 1.Работа с текстом до чтения. – Сколько глав из сказки помещено в учебнике? (Одна.) Почему? (Это отрывки из сказки. Глава – это раздел книги, отмечаемый нумерацией или заголовком.) – На что поделена глава? (На части.) – Сколько частей в 1-й главе? (4.) – Прочитайте, о чём будет говориться в 1-й главе. Читают вслух. – Начнём читать вслух и комментировать прочитанное. 2.Работа с текстом во время чтения. Чтение 1-й главы (диалог с автором, комментирование). Образец чтения: Как-то весенним утром, часа в четыре, над Муми-долом пролетела первая кукушка. Она уселась на синюю крышу Муми-дома (снег уже растаял, и стал виден цвет крыши) и прокуковала восемь раз – с лёгкой хрипотцой, понятно, потому что весна была ещё в самом начале. Муми-тролль проснулся и долго лежал, уставясь в потолок и соображая, где он. Он проспал сто ночей и сто дней подряд, он был ещё овеян сновидениями и не хотел расставаться со сном. Но, перевернувшись с боку на бок, чтобы найти новое удобное положение, он увидел такое, что сон с него как рукой сняло. (То есть сон быстро прошёл, бесследно исчез. Вопрос: что же такое мог увидеть Муми-тролль?) Кровать Снусмумрика была пуста. (Проверка. Вот что так взволновало Муми-тролля! Вопрос: почему кровать Снусмумрика была пуста? Ответы-предположения детей.) Муми-тролль так и подскочил в постели. (Вопрос: отчего?) Ну конечно! Шляпы Снусмумрика тоже нигде не видать. (Проверка. Муми-тролль очень взволнован отсутствием Снусмумрика. Вероятно, это его близкий друг.) – Это надо же! – сказал Муми-тролль. Он подошёл к раскрытому окну и выглянул во двор. Ага, Снусмумрик воспользовался верёвочной лестницей. (Вопрос: как догадался? Ответы- предположения детей.) Муми-тролль перебрался через подоконник и, осторожно переступая коротенькими ножками, спустился по лестнице вниз. (Проверка. Он увидел лестницу и понял, как выбрался наружу Снусмумрик.) На сырой земле отчётливо виднелись отпечатки ног Снусмумрика. Они были запутанные, словно куриный след, и не было никакой возможности определить, куда он направился. Местами следы делали длинные прыжки и перекрещивались между собой. «Это он от радости, – размышлял про себя Муми-тролль. – А вот тут он перекувырнулся, уж это точно». Муми-тролль поднял голову и прислушался. Где-то далеко-далеко Снусмумрик играл на губной гармошке, играл свою самую весёлую песенку: «Эй, зверятки, завяжите бантиком хвосты». Муми-тролль побежал прямо на музыку и внизу у реки увидел Снусмумрика. Тот сидел на перилах моста, нахлобучив на лоб свою старую шляпу, и болтал над водой ногами. (Ему явно хорошо.) – Привет, – сказал Муми-тролль, усаживаясь с ним рядом. – Привет, привет, – отозвался Снусмумрик, не отнимая от губ гармошки. Солнце только что поднялось над верхушками деревьев и светило им прямо в лицо. А они жмурились от его лучей, болтали ногами над бегущей сверкающей водой, и на сердце у них было привольно и беззаботно. (Оба радуются весеннему солнцу.) И т.д. 3.Работа с текстом после чтения 1-й части. 1) Выявление первичного восприятия. – Какими вам показались жители Муми-дола? – Что больше всего удивило? 2) Обобщающая беседа. – Найдите и подчеркните слова, которыми рисует автор наступление весны. (Весенним утром, первая кукушка, с лёгкой хрипотцой, весна ещё в самом начале, синяя крыша.) – О чём думал Муми-тролль, проснувшись? – Почему он не мог понять, где он? (Не проснулся до конца, сон тесно переплёлся с явью.) – Что бы стали делать вы, если бы проспали всю зиму? – Обратите внимание, как Муми-тролль шёл по следам Снусмумрика. – Что узнали мы о внешнем виде Муми-троллей? (У них коротенькие ножки.) – Чему радовался Снусмумрик? Как об этом догадался Муми-тролль? – Как Муми-тролль нашёл Снусмумрика? – Представьте себе Снусмумрика, играющего на губной гармошке. – Какое настроение было у Снусмумрика? Как вы догадались? – Почему на сердце у наших героев было привольно и беззаботно? – Обратите внимание: через описание весеннего утра мы лучше понимаем настроение и чувства героев. – Что значит отправлялись в большой мир? (Уплывали далеко от дома.) – Почему им нравились эти путешествия? – Что делает честь каждому дому? Как вы понимаете это выражение? – Вы обратили внимание: семья Муми-троллей была очень гостеприимна, они были добрыми и весёлыми? – Кто же из троллей был соней? – Почему Сниффа надо было разбудить? – Вы когда-нибудь придумывали что-то необыкновенное? Каким должно быть это «необыкновенное»? (Интересным, весёлым.) 4.Работа с иллюстрациями. – В нашем учебнике размещены иллюстрации к тексту, выполненные самой писательницей. Кто помнит её имя? – Рассмотрите рисунки автора на с. 89 и 91. – Какие моменты изображены? – Найдите соответствующие каждому рисунку предложения в тексте, прочитайте их сначала про себя, затем вслух. 5.Начало выполнения задания 3 в тетради на с. 13–14. Записи по итогам чтения на этом уроке. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.   Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.   Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.   Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание.
ΙΙΙ. Итог.   – Кто главные герои 1-й части? – Что мы о них узнали? – Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше? Какие слова из текста подсказывают нам? («Надо придумать что-нибудь необыкновенное».)   – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу?  
ΙV. Домашнее задание.     Подготовить рассказ о семье Муми-тролля. Нарисовать свою иллюстрацию к началу повести.  

 

Деятельность учащихся:

– Участвоватьв диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целымисловами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.