Внутренние морские воды
Глава консульского учреждения.
В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:
1) генеральный консул;
2) консул;
3) вице-консул;
4) консульский агент.
Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций — государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.). Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются полное имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).
Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.). До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.). Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается.
Работники консульского учреждения.
К их числу относятся: консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Существуют два вида консульских должностных лиц: штатные и почетные. Последние не состоят на государственной службе представляемого государства. Ими могут быть как граждане собственного государства, так и иностранцы.
В государстве, где представляемое государство не имеет дипломатического представительства и где оно не представлено таковым, консульское должностное лицо может, с согласия государства пребывания и без изменения его консульского статуса, быть уполномочено на совершение дипломатических актов. Такое лицо может быть также представителем своего государства при любой межправительственной организации.
Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве консульского должностного лица в этом государстве.
8. Консульские привилегии и иммунитеты— это совокупность преимуществ и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется международными договорами и обычаями, а также законодательством государства пребывания.
Консульские учреждения и их официальный персонал всегда пользовались особым статусом. Их преимущества, привилегии и иммунитеты постепенно расширялись. Эта тенденция сохранилась до сих пор. Однако они еще не сравнялись с дипломатическими преимуществами, привилегиями и иммунитетами. Главное отличие состоит в том, что консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей. Именно это отличие зафиксировано в положениях Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция к приближению, а иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов. Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение. Кроме того, в национальном законодательстве государств часто нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала содержатся.
Привилегии и иммунитеты консульских учреждений:
1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;
2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества; освобождение их от обыска и реквизиции;
3) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;
4) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;
5) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.
Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:
1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений. В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;
2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций;
3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;
4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.
Международное морское право
Понятие, источники
Международное морское право — это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием.
Было 3 попытки кодификации ММП.1- в Женеве были приняты Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. — о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом.море, о рыболовстве и. охране живых ресурсов открытого моря. 2). –тоже в Женеве в 1960 г., третья –в период с 1973-1982 года.Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., 1 Существенное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др.
К таким актам относятся: Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации"01.04 1993г., Федеральный закон "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", 1998, Федеральный закон "О континентальном Шельфе Российской Федераций"1995ш., Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"1998, КТМ 1999 г., Таможенный кодекс 2003 г., Водный кодекс 2006 г., Воздушный кодекс 1997 г. и ряд других.
Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет.
К внутренним морским водам относятся:
1) воды портов до линии, соединяющей наиболее удаленные в сторону моря постоянные портовые сооружения.;
2) воды заливов, бухт, губ, лиманов до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль
3) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов пролив в Канаде, Бристольский в Великобритании, Габесский в Африке и т. д.; моря — Белое, Карское и др.).
4) воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов
Правовй режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. On устанавливается: внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами.
Российской Федерации от 19 января 2000 г., Водным кодексом РФ от 03 июля 2006 г., Кодексом торгового мореплавания от 9 июля1999 г. Правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках.
Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению, уведомлению и приглашению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Извещениях мореплавателям
Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению, либо с уведомлением . Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами. Вопрос…
Особый порядок предусмотрен для захода(ограничение или запрещение входа) судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту. Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру. Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины.Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.
Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортными средствами, кранами, буксирами). . В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранения грузов предусматриваются определенные требования к судам, покидающим внутренние воды и порты. Каждое судно подлежит освидетельствованию со стороны должностных 'лиц прибрежного государства
На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного государства
Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями оморском торговом судоходстве такая юрисдикция осуществляется, если : 1)правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства; 2) если последствия правонарушения распространяются на его территорию; 3) если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи;4) если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.