Дополнительный материал
Задания
Контрольные вопросы
- В чем разница между мотивом и стимулом?
- Чем отличаются работники, описываемые теориями «Х», «У» и «Z»?
- В чем, на ваш взгляд, состоит привлекательность для менеджеров теории иерархии потребностей А.Маслоу?
- Какие уровни потребностей выделяются в теориях К.Альдерфера и Д.Мак Клелланда?
- Проведите сравнительный анализ потребностей теории Д.Мак Клелланда для работников в молодом, зрелом и пожилом возрасте.
- Как на основе теории мотивации Ф.Герцберга можно объяснить, почему два работника, занимающих одинаковые должности в двух разных фирмах, руководствуются иногда разными стимулами?
- Должны ли менеджеры пытаться одинаковым образом мотивировать сотрудников разной национальной принадлежности?
- Что относят к внешним, а что – к внутренним вознаграждениям в теории Портера-Лоулера?
- Какая взаимосвязь существует между откликами и подкреплением согласно теории подкрепления?
- Вспомните одно из ваших достижений или одну из неудач. Соответствовали ли атрибуции их причин теории атрибуции?
- В чем состоит отличие негативного подкрепления от наказания?
- Как характер и размеры вознаграждения сотрудников влияют на результаты работы организации?
- Каковы цели системы компенсации? Какие из них являются, по Вашему мнению, наиболее важными для крупного концерна, для государственной библиотеки, для семейной гостиницы?
- В чем смысл создания системы предоставления сотрудникам организации дополнительных (по отношению к заработной плате) льгот? Какие факторы необходимо учитывать при определении набора льгот, предоставляемых персоналу?
1. Задание «Анализ ожиданий по вкладам и вознаграждениям»
Выберите одного из подчиненных или коллег, определите, какой вклад (три наиболее важных вида такого вклада) должен, по вашим ожиданиям, внести этот работник. Укажите также три наиболее важных вознаграждения, которые, по вашему мнению, он ожидал получить за свою работу.
Ожидания по вкладам | Ожидания по вознаграждениям | |
Если у вас есть возможность, попросите выбранного вами сотрудника указать три наиболее важных его вклада в работу и три наиболее важных вознаграждения, которые он ожидал получить за работу. Сравните ваши ответы. Сделайте выводы о том, как согласуются ваши позиции и что можно сделать для лучшего согласования.
2. Задание «Оценка побуждений к трудовой деятельности»
Оцените свои побуждения к трудовой деятельности. Исследуйте четыре набора признаков, оцените их в соответствии с тем, насколько хорошо они описывают ваши стремления. Наиболее близкому вам набору признаков в каждой группе присвойте номер 4; следующему – 3; третьему – 2 и наименее подходящему набору – 1.
1) Меня привлекает:
а__________ трудная работа в__________ высокое качество труда
б__________ доброжелательные коллеги г__________ обладание влиянием
2) Меня привлекает:
а__________ конкретная обратная связь в__________ возможность внести
усовершенствования в
рабочий процесс
б__________ отношения между людьми г__________ возможность оказывать
влияние
3) Меня привлекает:
а__________ оправданный риск в__________ возможность добиться
высокого качества
б__________ работа вместе с другими г__________ использование власти
людьми
4) Меня привлекает:
а__________ одобрение руководителя в__________ уважение окружающих
б__________ дружба с коллегами г__________ участие в изменениях
Подсчет баллов.Сложите полученные баллы по пунктам а), б), в) и г). Суммарное число баллов для каждого из пунктов должно быть в интервале от 4 до 16. Баллы, полученные за пункт а), представляют собой оценку ваших побуждений к достижениям, за пункт б) – побуждения к членству в группе, пункт в) – побуждения к компетентности, г) – побуждения к власти.
3. Задание «Анализ заявления о целях»
Используя дополнительный материал по формулированию целей, рассмотрите четыре заявления о целях: насколько удачно каждое значение и почему.
а) Помочь заработать деньги на оплату учебы дочери.
б) Найти по меньшей мере 10 новых друзей.
в) Уделять изучению английского языка не менее двух часов в день, семь дней в неделю, начиная с понедельника и до конца этого календарного года.
г) В течение следующего года больше времени посвящать чтению журналов, посвященных бизнесу и управлению компаниями.
4. Кейс-ситуация «Конфликт по поводу вознаграждения»
Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.
Марк Аврелий
По конкурсу на производственное предприятие был принят недавний выпускник технического вуза Владимир – специалист по компьютерной технике, работавший до этого в НИИ. Владимир - единственный и любимый сын в семье, отличник учебы, интеллигентный и воспитанный юноша, не женат.
Он с энтузиазмом взялся за порученную ему работу по созданию базы данных о сбыте продукции. Через год работа была закончена, и он получил приличную премию, на которую купил личный персональный компьютер.
Он хорошо проявил себя на Нижегородской ярмарке, где выставлялась продукция предприятия, у него проявился талант не только программиста, но и коммерсанта. Владимир с таким энтузиазмом и «куражом» рекламировал продукцию предприятия, что от покупателей не было отбоя. Ему стали поручать проведение выставок, и примерно через год директор предприятия решил назначить Владимира начальником коммерческого отдела.
Отдел занимался снабжением и сбытом продукции. В контракте с Владимиром оговорили, что наряду с гарантированной заработной платой он будет получать вознаграждение в размере 5% от чистого дохода, полученного от продажи продукции предприятия. Вознаграждение директора, как вскоре узнал Владимир, было 10% от дохода. И на этом участке дела у Владимира пошли очень хорошо. Только за год его работы объем продажи продукции увеличился на 25%, хотя до него было затоваривание.
К нему хорошо относились в коллективе, особенно женщины. Володя не выпивал, не курил, очень интеллигентно вел себя с женщинами, за что они прозвали его «пай-мальчик».
Теперь он владел большой коммерческой информацией: имел 5 подчиненных, знал объемы продаж, себестоимость выпуска, валовой и чистый доходы, давал распоряжения по распределению вознаграждения между сотрудниками. Его доходы стали значительно больше, чем когда он работал простым программистом. Проявилось новое качество – любовь к деньгам. Деньги он тратил преимущественно на себя: модная одежда, отдых за границей, покупка валюты.
Однажды Владимир пришел к директору с рядом ценных предложений по развитию коммерческой деятельности и в конце беседы сказал, что основные доходы предприятия идут по его отделу, а его вознаграждение всего 5%. Учитывая ценность идей Владимира, директор предложил увеличить его долю до 7%. «А почему не до 10%, – удивился Владимир, – ведь основной вклад в коммерцию делаю я?» Директор объяснил, что на вознаграждение идет 40% от чистого дохода, но ведь работают на сбыт производственные участки, коммерческий и производственный отделы, транспортный цех, бухгалтерия. Владимир ушел недовольный...
Разговор вскоре стал известен на предприятии, и мнение коллектива разделилось. Сотрудники коммерческого отдела были на стороне Владимира, который затаил обиду на директора. Однако он работал по-прежнему хорошо, внедрил компьютерную систему контроля сбыта, и сбыт продукции за отчетный год вырос еще на 15%.
Вскоре экономическая ситуация в России изменилась: росли неплатежи, шло затоваривание складов продукцией, увеличились перебои в поставке комплектующих, широкое распространение получили бартерные сделки. В структуре доходов увеличились платные услуги населению и сократились доходы по сбыту продукции. После одной из оперативок у директора отдел Владимира подвергся критике за снижение объемов сбыта продукции. Он попросил директора о личной встрече и сказал, что готов улучшить работу по сбыту, у него есть новые идеи, если его вознаграждение будет составлять 10% от чистого дохода, как у директора. Директор отказал, тогда Владимир отдал ему заранее написанное заявление об увольнении по собственному желанию.
....Последующие три года он работал в страховой компании агентом и в пенсионном фонде начальником бюро по ценным бумагам.
Вопросы:
1. Правильно ли поступили Владимир и директор?
2. Какие рекомендации Вы бы дали для устранения конфликта?