Модуль 3. ПЕРВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДА.
Главными целями изучения данного модуля являются:
Линии 1–2.Картина мира в фактах и понятиях.
Научить ориентироваться в современном мире, проводя различия
между культурным наследием Древней Греции – первой цивилизацией
Запада – и традициями Востока.
Линия 5.Гражданско-патриотическое самоопределение.
Извлекая уроки из истории борьбы древних греков за свои гражданские свободы, за независимость своей родины, научить определять, какие достижения древнегреческого общества могут служить нам примером, а что недопустимо в современном мире.
Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции.
Урок 25. Истоки греческой культуры.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2.Картина мира в фактах и понятиях.
Формируя представления о начальном этапе истории Древней Греции – крито-микенском периоде, научить выявлять признаки цивилизации в данной эпохе.
Сравнивая факты истории Древней Греции с цивилизациями Древнего Востока, научить выявлять общее и различное.
Линия 3.Историческое мышление.
Анализируя сюжет мифа о Минотавре, научить определять, что правда, а что вымысел в данном источнике.
Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое
самоопределение.
При оценке исторических явлений научить выявлять гуманистические, нравственные ценности древних греков.
Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены.
План урока:
I.Проблема урока: отличается ли цивилизация Древней Греции от цивилизаций Востока?
II.Поиск решения проблемы:
1. Природные условия.
Примерный вывод по проблеме: в отличие от цивилизаций Востока в Древней Греции нет полноводных рек, а следовательно, не развита ирригационная система. Однако берега Балканского полуострова изрезаны морскими бухтами, что создавало благоприятные условия для развития морской торговли.
2. Управление.
Примерный вывод по проблеме: в ахейских царствах царям строили
гробницы. Это свидетельство обожествления царя. То же самое мы наблюдаем в Египте, что указывает на сходство Древней Греции с цивилизациями Древнего Востока.
3. Культура.
Примерный вывод по проблеме: важные сведения записывали на глиняных табличках знаками – иероглифами. Это говорит о схожести Древней Греции с Древним Востоком.
Обязательный минимум урока: Древняя Греция, греки-эллины.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Итак, начинаем изучать главу «Зарождение Древней Греции». Её первый параграф вы читали дома, и называется он … – Какое время он охватывает? – Открываем с. 124. Читаем беседу Антошки, Археолога и Источниковеда. – Итак, Антошка считает, что все цивилизации похожи. Фиксируем на доске: Антошка: Все цивилизации похожи. – Читаем дальше. – Итак, учёные считают, что греки отличаются от соседних с ними цивилизованных народов Востока. Фиксируем на доске: Учёные: Греки отличаются от цивилизованных народов Востока. – Сравните мнение Антошки и учёных. В чём здесь противоречие, какой следует вопрос? 1 Фиксируем на доске проблему: Отличается ли цивилизация Греции от цивилизаций Востока? | Зачитывают название параграфа – «Истоки греческой культуры». Работая с «вектором времени», определяют, что это II тысячелетие до н.э. Один из учеников начинает читать до слов: «…везде есть города, государства, письменность». Один из учеников продолжает читать текст до конца Формулируют проблему урока: 1 – Отличается ли цивилизация Греции от цивилизаций Востока? | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблемув учебной деятельности. 2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Работать по плану, сверяясь с целью. 5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. |
II. Версии. | – Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы? 2 Фиксирует на доске версии: 1) похожи; 2) непохожи; 3) в чём-то – да, а в чём-то – нет. | Могут сказать, что похожи, или непохожи, или в чём-то – да, а в чём-то – нет. 2 | |
III. Актуализация знаний. | – Объясните значение слова цивилизация (ступень и общность) и проверьте себя по словарю. | Выполняют задания в Рабочей тетради. | |
IV. Планирование деятельности. | – Чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока, что нам надо узнать? | – Найти признаки цивилизации у древних греков и посмотреть, отличаются ли они от цивилизаций Древнего Востока. 3 | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | – Чтобы не забыть, будем заносить главные факты в таблицу, 4 отмечая сходства и различия. 1 – Назовите общие черты хозяйства, власти, культуры цивилизаций Древнего Востока.2 | Вспоминают признаки цивилизаций Древнего Востока, занося их в таблицу. 4 Во фронтальном диалоге вспоминают признаки цивилизаций Древнего Востока, занося их в таблицу. 2 | Познавательные УУД 1. Сравнивать объекты по заданным критериям. 2. Выделять главное из разных источников |
Сферы общества | Цивилизации Востока | Цивилизации, сферы Древней Греции | Сходство | Различия |
Хозяйство | Реки, ирригационное земледелие, ремесло, отчасти торговля. | Нет полноводных рек, нет ирригационного земледелия, большую роль играет морская торговля. | + | |
Управление | Обожествление царя. | Цари. | + | |
Культура | Иероглифическое письмо. | Письменность иероглифами. | + |
– Теперь будем искать признаки цивилизации у древних греков. 2 3 – Рассмотрите карту на с. 123. – Что можете сказать о территории, которую занимала Древняя Греция? 2 – На каком полуострове располагалась? 2 – Каковы особенности береговой линии этого полуострова? 2 – Наличие полноводных рек. – Природные условия. – Какой вывод можно сделать о хозяйственной деятельности древних греков? 3 – Итак, мы с вами нашли признаки цивилизации у древних греков в хозяйственной деятельности. – Сравните с хозяйственной деятельностью народов Древнего Востока. Что заметили? 2 3 – Какие ещё признаки цивилизации мы можем выделить у древних греков? 2 – Сравните с цивилизациями Древнего Востока. Что заметили? 2 3 – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать? 3 – Обратимся ещё раз к карте на с. 123. – Определите, в каких частях Греции располагались центры цивилизации во II тысячелетии до н.э.? 2 – В этот период особенно выделились два центра греческой цивилизации: город Кносс на острове Крит, где проживало догреческое коренное население, и Микены на полуострове Пелопоннес, где проживали греки-ахейцы. | Работая с картой и текстом учебника, делают вывод, 3 что Древняя Греция занимала территорию Балканского полуострова, главной особенностью которого является гористая местность. На территории Древней Греции нет полноводных рек, следовательно, нет ирригационного земледелия, однако береговая линия изрезана различными бухтами, что свидетельствует о хорошо развитой морской торговле. 2 1 – В сфере управления – царская власть, в сфере культуры – письменность иероглифами. Предлагают варианты ответов по учебной проблеме. 3 – Сравнивая признаки цивилизации Древней Греции с цивилизациями Древнего Востока, мы можем выделить много общего, например, в сфере управления и культуре. Однако в хозяйственной деятельности есть различия. У древних греков больше развита была морская торговля, нежели ирригационное земледелие. 1 Индивидуально, самостоятельно работают с картой. | 1. Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы. 2. Выявлять причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1.Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами. | |
– Докажите, что в обоих обществах люди взошли на ступень цивилизации. 3 – Для этого выполните задания по вариантам. – Первый вариант – задание к п. 1 (с. 124), второй вариант – задание к п. 2 (с. 127). По итогам выполнения задания применяем ТОУУ – Проверьте правильность выполнения задания. – Оцените себя,применяяалгоритм самооценки.5 | Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника и приходят к выводу, что на карте и рисунках видно: в обоих обществах существуют города – центры хозяйственной деятельности и культуры. При описании и того и другого общества называются цари, воины, чиновники, налоги – это всё признаки государства. И в том и в другом обществе есть знать, которая жила во дворцах, простые земледельцы, общинники и рабы, значит, произошло расслоение общества. На с. 126 есть изображение бронзового диска с критскими письменами, а в тексте упоминается письменность Микен. Те же самые признаки цивилизации мы наблюдали и у народов Древнего Востока. Жители Микенского царства точно так же, как и египтяне, создавали гробницы и обожествляли царя. Все эти факты позволяют сделать вывод о схожести цивилизации Древней Греции с цивилизациями Древнего Востока. 3 1 | ||
Показываем слайды с изображениями памятников культуры Крита и Микен, а также памятников Древнего Египта, Междуречья, Китая, Индии парами, так, чтобы можно было заметить разницу в изображении строений. | С помощью наводящих вопросов учителя ученики делают вывод, что культура Древней Греции имела свои особенности, отличные от цивилизаций Древнего Востока. 3 1 | ||
VI. Выражение решения проблемы. | – Исходя из того, что мы узнали, какой вывод мы можем сделать по проблеме урока? 3 | Предполагаемый вывод по проблеме: цивилизация Древней Греции в чём-то отличается от цивилизаций Древнего Востока, а в чём-то – нет. 3 1 | |
VII. Применение нового знания. | – О жизни древнейшего населения Греции мы узнаём не только по находкам археологов, но и из мифов, читая о добрых и злых великанах, чудовищах, богах, которые вмешиваются в жизнь людей. – Чем же могут помочь историку мифы? – В них идёт речь о борьбе человека с неблагоприятными для проживания условиями Греции, занятиях населения, орудиях труда, оружии и о многом другом, что происходило на самом деле. – Давайте попробуем определить, где правда, а где вымысел. 3 4 Можно предложить ученикам высказать свои предположения о том, во что верили, что любили и ненавидели, перед чем преклонялись и что осуждали древние греки. – Чем привлекают нас до сих пор греческие мифы? Может быть, потому, что находим в этих произведениях примеры высокой человеческой любви, верности, смелости и многих других прекрасных качеств? | Работают с текстом учебника на с. 126 и делают вывод, что явные выдумки в этом мифе –человекобык Минотавр и волшебный меч. Однако из этого мифа можно сделать два бесспорных вывода о жизни греков: у них было развито мореплавание и кораблестроение, Греция была подчинена царю Крита и платила ему дань. 3 4 1 | |
VII. Домашнее задание. | – Сегодня на уроке мы с вами говорили о мифах, из которых можно узнать о жизни древних греков. – Но есть ещё один литературный жанр – это поэмы. – Скажите, чем отличаются мифы от поэм? – Прочитайте дома § 20, проверьте свои предположения, а также ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем». |