АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Выполнение плана по ассортименту продукции

 

Изделие Объем производства продукции Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана
План Факт
А 87.5
В 99.0
С 115.5
Д 140.0
Итого 105.0

 

Вывод: из таблицы 3 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95.9 % (недовыполнен). Причиной невыполнения плана является недовыполнение плана производства изделия А и В. (коэффициент ассортиментности (максимальный) может быть равен 100 %, в том случае, если по всем видам выпускаемой продукции план выполнен).

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.

К внешним относятся: конъюнктура рынка, изменение спроса на определенные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения и другие.

Внутренниепричины: недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных видов.

Изменение структуры производства оказывает влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, себестоимость, прибыль, рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении вырастает, и наоборот.

При увеличении удельного веса высокорентабельной продукции прибыль возрастает, и наоборот.

 

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы , завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации к унификации, надежность и долговечность.

Различают: обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели – характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения (удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес высшей категории качества и т.д.).

Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют одно из ее свойств:

1. Полезность (жирность молока и т.п.);

2. Надежность (долговечность);

3. Технологичность – эффективность конструкторских, технологических решений;

4. Эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и другие.

1. Задача анализа – изучить динамику показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

2. Задача анализа – определение влияния качества продукции на показатели работы предприятия: выпуск продукции, выручку от реализации и прибыль.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).

Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема выпущенной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению

Основными причинами понижения качества является: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства.