АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год Объем производства продукции, в млн. руб Темпы роста, в % Объем реализации, в млн. руб. Темпы роста, в %
к 20_ г. к предыдущему к 20__ г. к предыдущему
102.7 102.7 103.5 103.5
106.4 103.7 105.4 101.8
104.6 98.2 104.5 99.2
112.0 107.1 107.9 103.0

 

Вывод: из таблицы видно, что за 5 лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации – на 7.9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов роста реализации,. Что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически. Затем, необходимо дать оценку выполнению плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год).

 

 

Таблица № 2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции
предприятием А за 20 __ год

изделие Объем производства продукции, в млн. руб. Реализация продукции, в млн. руб.
План Факт Отклонение (+,-) Выполнение плана, в % План Факт Отклонение (+,-) Выполнение плана, в %
А -3600 87.5 -4250 85.1
В -336 99.0 -1800 94.6
С +2976 115.5 +2450 113.0
Д +5760 140.0 +4950 134.7
Итого +4800   +1350 101.4

 

Выполнение плана в % равно

Вывод: из таблицы 2 видно, что план по производству продукции А и В не выполнен, по продукции В только на 1%, а по продукции А – на 12.5 %. Объем производства продукции С и Д перевыполнен по сравнению с планом. Объем производства продукции С увеличился на 15.5 %, то есть на сумму 2976 млн. руб., а продукции Д – на 40 %, то есть на сумму 5760 млн. руб. свыше плана.

Таким образом, план по всем продукциям перевыполнен на 5 %, то есть это составляет 4800 млн. руб. свыше плана.

По реализации. Продукции А и В реализовано меньше, чем планировалось: продукции А на сумму 4250 млн. руб. меньше плана (14.9 %), продукции В на сумму 1800 млн. руб. меньше плана (5.4 %). А по продукции С и Д перевыполнена реализация по сравнению с планом, продукции С на 250 млн. руб. (13 %), продукции Д на 4950 млн. руб. (34.7 %).

План по производству продукции опережает план по реализации.

За год было произведено продукции больше на 4800 млн. руб., а реализовано больше на 1350 млн. руб. следовательно, объем производства больше, чем объем реализации.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

 

Большое влияние на результаты хоз. деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции.

Ассортимент (номенклатура) – это определенная совокупность производимых продуктов разных по свойству, назначению и количеству.

Структура продукции (состав) – это соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятия должны учитывать спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Таблица № 3