Видеоконтроллеры
Светоизлучающие мониторы
Электролюминесцентные мониторы
Электролюминесцентные мониторы (FED — Field Emission Display) в качестве панели используют две тонкие стеклянные пластины с нанесенными на них прозрачными проводами. Одна из этих пластин покрыта слоем люминофора. Пластины складываются так, что провода пластин пересекаются, образуя сетку. Между пересекающимися проводами образуются пикселы. На пару пересекающихся проводов подается напряжение, создающее электрическое поле, достаточное для возбуждения свечения люминофора в пикселе, находящемся в месте пересечения.
В светоизлучающих мониторах (LEP — Light Emitting Polymer) в качестве панели используется полупроводниковая полимерная пластина, элементы которой под действием электрического тока начинают светиться. Конструкция панели примерно такая же, как панели FED, но через полупроводниковые пикселы пластины пропускается ток (а не создается электрическое поле). На сегодняшний день имеются монохромные (желтого свечения) LEP-дисплеи, приближающиеся по эффективности к дисплеям LCD, но уступающие им по сроку службы.
Удалось создать органический полупроводник, имеющий широкий спектр излучения — в диапазоне от синего до инфракрасного с эффективностью (коэффициентом полезного действия по мощности) излучения порядка 1%. Многие фирмы (CDT, Seiko-Epson и др.) планируют создать на основе этого материала полноразмерный цветной дисплей. Прототип цветного дисплея был создан с использо-
Видеотерминальные устройства
ванием красных, синих и зеленых полимерных материалов CDT с нанесением на подложку экрана по технологии струйной печати. Качество отображения цвета нового экрана аналогично качеству жидкокристаллических дисплеев (LCD).
Достоинства LEP-панелей:
□ пластик сам излучает свет, поэтому не нужна подсветка, как в LCD-мониторе;
□ LEP-монитор обеспечивает 180-градусный угол обзора;
□ LEP-дисплеи работают при низком напряжении питания (менее 3 В) и имеют малый вес и их можно использовать в портативных ПК.
LEP-дисплей обладает крайне малым временем переключения (менее 1 мкс), он годится для воспроизведения видеоинформации.
Видеоконтроллеры (видеоадаптеры) являются внутрисистемными устройствами, преобразующими данные в сигнал, отображаемый монитором, и непосредственно управляющими мониторами и выводом информации на их экран. Видеоконтроллер содержит: графический контроллер, растровую оперативную память (видеопамять, хранящую воспроизводимую на экране информацию), микросхемы ПЗУ, цифро-аналоговый преобразователь.
Контроллер (специализированный процессор) формирует управляющие сигналы для монитора и управляет выводом закодированного изображения из видеопамяти, регенерацией ее содержимого, взаимодействием с центральным процессором. Контроллер с аппаратной поддержкой некоторых функций, позволяющей освободить центральный процессор от выполнения части типовых операций, называется акселератором (ускорителем). Акселераторы эффективны при работе со сложной графикой: многооконным интерфейсом, трехмерной (3D) графикой и т. п. Основными компонентами специализированного процессора являются: SVGA-ядро, ядро 20-ускорителя, ядро ЗБ-ускорителя, видеоядро, контроллер памяти, интерфейс системной шины, интерфейс внешнего порта ввода-вывода. Аппаратно большая часть этих компонентов реализуется на одном кристалле видеоконтроллера.
Поясним некоторые компоненты.
□ 20-ускоритель — устройство, осуществляющее обработку графики в двух координатах на одной плоскости;
□ ЗБ-ускоритель — устройство, осуществляющее формирование и обработку трехмерных (3D) изображений. В процессе формирования ЗБ-изображения аппаратный ЗБ-ускоритель взаимодействует с программным обеспечением.
Сам же процесс имеет несколько этапов:
□ определение состояния объектов;
□ определение соответствующих текущему состоянию геометрических трехмерных моделей;
□ разбиение этих моделей на простые элементы — графические примитивы, в качестве которых чаще используют треугольники (именно на этом этапе подключается аппаратный ЗБ-ускоритель);
Глава 7. Внешние устройства ПК
□ преобразование параметров примитивов в целочисленные значения, с которыми работают аппаратные компоненты;
□ закраска примитивов и финальная обработка.
Основные аппаратные элементы ЗБ-ускорителя: геометрический процессор, механизм установки и механизм закраски примитивов. Характеристиками ускорителей являются максимальная пропускная способность (треугольников в секунду), максимальная производительность закраски (точек в секунду), скорость (кадров в секунду).
Важная характеристика — емкость видеопамяти, она определяет количество хранимых в памяти пикселов и их атрибутов. Видеоконтроллер должен обеспечить естественное качественное изображение на экране монитора, что возможно при большом числе воспроизводимых цветовых оттенков, высокой разрешающей способности и высокой скорости вывода изображения на экран.
Под разрешающей способностью здесь (так же как и для мониторов) понимается то количество выводимых на экран монитора пикселов, которое может обеспечить видеоконтроллер. При разрешении 1024 х 768 на экран должно выводиться 786 432 пиксела, а при разрешении 2048 х 1536 —. 3 145 728 пикселов. Для каждого пиксела должна храниться и его характеристика — атрибут.
Количество воспроизводимых цветовых оттенков (глубина цвета) зависит от числа двоичных разрядов, используемых для представления атрибута каждого пиксела. Выделение 4 битов информации на пиксел (контроллеры CGA) позволяло отображать 24 = 16 цветов, 8 битов (контроллеры EGA и VGA) — 28 = 256 цветов, 16 битов (стандарт HighColor), 24 и 25 битов (стандарт TrueColor в контроллерах SVGA), соответственно, 216= 65 536, 224= 16 777 216 и 225 = 33 554 432 цветов. В стандарте TrueColor в отображении каждого пиксела обычно участвуют 32 бита, из них 24 или 25 нужны для характеристики цветового оттенка, а остальные — для служебной информации.
Необходимую емкость видеопамяти для работы с графикой можно приблизительно сосчитать, умножив количество байтов атрибута на количество пикселов, выводимых на экран. Например, в стандарте TrueColor при разрешающей способности монитора 1024 х 768 пикселов емкость видеопамяти должна быть не менее 2,5 Мбайт, а при разрешении 2048 х 1536 — не менее 9,5 Мбайт. При работе с текстом необходимая емкость видеопамяти существенно меньше.
Скорость вывода изображения на экран зависит от скорости обмена данными видеопамяти со специализированным процессором, цифро-аналоговым преобразователем и, в несколько меньшей степени, с центральным процессором.
Для увеличения скорости обмена данными используются:
□ увеличение разрядности и тактовой частоты внутренней шины видеоконтроллера (вплоть до 256 разрядов и 600 МГц);
□ новейшие^ быстродействующие типы оперативной памяти. В качестве видеопамяти в контроллерах могут применяться различные типы памяти DRAM, как универсальные: SDRAM, DRDRAM, DDR SDRAM, так и особенно быстрые специализированные: SGRAM (синхронная графическая), VRAM и WRAM (двухпортовые типы видеопамяти), 3D RAM (трехмерная) и т. д.
Видеотерминальные устройства
Скорость обмена данными с центральным процессором определяется пропускной способностью шины, через которую осуществляется обмен. В современных компьютерах вместо шины PCI используется более скоростная шина AGP (в частности AGP 4х).
Поскольку в мониторы необходимо подавать аналоговый видеосигнал, для преобразования цифровых данных, хранимых в видеопамяти, в аналоговую форму, в видеоконтроллере предусмотрен цифро-аналоговый преобразователь RAMDAC. Он отвечает за формирование окончательного изображения на мониторе. RAMDAC преобразует результирующий цифровой поток данных, поступающих от видеопамяти, в уровни интенсивности, подаваемые на соответствующие электронные пушки трубки монитора — красную, зеленую и синюю. Помимо цифро-аналоговых преобразователей для каждого цветового канала (красного, зеленого, синего), RAMDAC имеет встроенную память для хранения данных о цветовой палитре и т. д. Такие характеристики RAMDAC, как его частота и разрядность, также непосредственно определяют качество изображения.
От частоты зависит, какое максимальное разрешение и при какой частоте кадровой развертки монитора сможет поддерживать видеоконтроллер. Разрядность определяет, сколько цветов может поддерживать видеоконтроллер. Наиболее распространено 8-битовое представление характеристики пиксела на каждый цветовой канал монитора (суммарная разрядность 24).
В видеоконтроллере имеются микросхемы ПЗУ двух типов:
□ содержащие видеоBIOS — базовую систему ввода-вывода, используемую центральным процессором для первоначального запуска видеоконтроллера;
□ содержащие сменные матрицы знаков, выводимых на экран монитора.
Многие видеокарты имеют электрически перепрограммируемые ПЗУ (EEPROM, Flash ROM), допускающие перезапись информации пользователем под управлением специального драйвера, часто поставляемого вместе с видеоадаптером. Таким образом можно обновлять и видео-BIOS, и экранные шрифты.
Основные характеристики видеоконтроллера:
□ режимы работы (текстовый и графический);
□ воспроизведение цветов (монохромный и цветной);
□ число цветов или число полутонов (в монохромном);
□ разрешающая способность (число адресуемых на экране монитора пикселов по горизонтали и вертикали);
□ емкость и число страниц в буферной памяти (число страниц — это число запоминаемых текстовых экранов, любой из которых путем прямой адресации может быть выведен на отображение в мониторе);
□/размер матрицы символа (количество пикселов в строке и столбце матрицы, формирующей символ на экране монитора);
/ □ разрядность шины данных, определяющая скорость обмена данными с сис-^ темной шиной, и т. д.
Глава 7. Внешние устройства ПК
Общепринятый стандарт формируют следующие видеоконтроллеры:
□ Hercules — монохромный графический адаптер;
□ MDA — монохромный дисплейный адаптер (Monochrome Display Adapter);
□ MGA — монохромный графический адаптер (Monochrome Graphics Adapter);
□ CGA — цветной графический адаптер (Color Graphics Adapter);
□ EGA — улучшенный графический адаптер (Enhanced Graphics Adapter);
□ VGA — видеографический адаптер (Video Graphics Adapter), часто его называют видеографической матрицей (Video Graphics Array);
□ SVGA — улучшенный видеографический адаптер (Super VGA);
□ PGA — профессиональный графический адаптер (Professional GA).
Минимально допустимые характеристики основных типов видеоконтроллеров
приведены в табл. 7.7.
Таблица 7.7.Видеоконтроллеры для IBM PC
Параметр | Тип | видеоконтроллера | ||||
MGA | CGA | EGA | VGA | SVGA | ||
Разрешающая способность (пикселов по горизонтали и по вертикали) | х350 | 320 х 200 640 х 200 | 640 х 350 720 х 350 | 640 х 480 720 х 350 | 800 х 600 1024 х 768 | |
Максимальное число | ||||||
цветовых оттенков | ||||||
Число строк и столбцов | 80 х | 80x25 | 80x25 | 80x25 | 80x25 | |
(в текстовом режиме) | (80 х 50) | (80 х 50) | ||||
Емкость видеобуфера (Кбайт) | 128/512 | 256/512 | 512/1024 | |||
Число страниц в буфере (в текстовом режиме) | 4-8 | |||||
Размер матрицы символа | 14 х | 8x8 | 8x8 | 8x8 | 8x8 | |
(пикселов по горизонтали | 14x8 | 14x8 | 14x8 |
и по вертикали)
Частота кадров 50
не меньше (Гц)
В настоящее время выпускаются и практически используются только видеоконтроллеры типа SVGA.
Современные SVGA-видеоконтроллеры поддерживают разрешение до 2048 х 1536, число цветовых оттенков более 16,7 млн (наиболее «продвинутые» 32-разрядные — более 33 млн), имеют емкость видеобуфера до 64 Мбайт.
Видеоконтроллер устанавливается на материнской плате, как видеокарта — в свободный разъем AGP или PCI. Некоторые видеокарты имеют вход для подклю-
Клавиатура
чения телевизионной антенны (TV in) и тюнер, то есть позволяют через ПК просматривать телепередачи, видеофильмы с видеомагнитофона и видеокамеры; ряд видеокарт имеют разъем для подключения телевизора (TV out) для просмотра видео.