I. Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции

Как считают историки, первые классовые общества, государства, а, следовательно, и политические идеи складываются в странах Древнего Востока в 4-ом тысячелетии до н.э. Политологические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этническими рассуждениями мыслителей. Так в древнем Египте, Вавилоне - Боги являются источником власти правителя и Боги же вершители всех земных дел и судеб.

В Древнем Китае философ Конфуций (его называют великим моралистом) создал свою социально-политическую теорию, основанную на моральных эталонах должного поведения:

1. Разработал представление о идеальном человеке, он благороден, но не по своему происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Такой человек должен обладать гуманностью, любовью к людям, быть справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и к старикам вообще.

2. Конфуций формулирует закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе, государстве: - «чего не пожелаешь себе, того не делай другим».

3. Необходимо строгое распределение обязанностей между членами общества: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном».

4. Государство - это средство обеспечения блага народа. Государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его достойных помощников. (Как считал Конфуций, мудрый администратор должен хорошо знать, что любят люди (богатство и престиж) и что они ненавидят (бедность и презрение) и поступать соответственно). Конфуция часто сравнивают с Платоном и с Иисусом Христом.

Возникновение государств Древней Греции усложнение жизни античного города полиса вызвали интерес греческих философов к проблемам государства, политики, права.

Так знаменитый Платон ставил перед собой цель создать идеальную модель государства, а Аристотель - у реально существующих государств стремился найти общие черты и качества, которые будут оптимальны и эффективны для всех остальных.

 

Греческий философ Платон (5-4 в. до н.э.) посвятил этим проблемам две свои знаменитые работы «Государство» и «Законы». Философской основой учения Платона о государстве стал идеализм.

Основные политологические идеи Платона:

1. Идеальное государство - это реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной жизни города-полиса.

2. Конструируя идеальное справедливое государство, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так трем началом человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему -аналогичны в государстве три начала - совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют в государстве три сословия

- правителей

- воинов

- производителей.

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Господствовать должно начало разумное, начало яростное защищает государство, а начало вожделеющее (ремесленники, земледельцы) должно заниматься своим делом.

Идеальное государство - это справедливое правление лучших и благородных. А лучший тип государственного устройства - это монархия (власть одного) или аристократия (власть немногих лучших).

В своем произведении «Законы» Платон различает два вида государственного устройства: один —где над всем стоят правители. Другой -где и правителям предписаны законы. «Я вижу, - пишет Платон, - близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей - либо властью. Там же где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам Боги».

Как видно из изложенного многие идеи Платона как ценные так и утопические стали теоретическим источником для построений мыслителей прошлого и современности.

 

Ученик Платона - Аристотель (4 в. до н.э.) свою книгу «Политика» начинает словами: «Всякое государство представляет собой некоторую форму общежития». И уточняет общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством. Политическое устройство в свою очередь предполагает власть закона, а закон - это порядок и бесстрастный разум. Аристотель различает в политическом устройстве три части:

- законодательную

- административную

- судебную

Государство по Аристотелю состоит из граждан, гражданин - это тот, кому доступны четыре функции:

- воинская

- административная

- судейская жреческая

Аристотель различает шесть форм политического устройства: три правильные, соответствующие добродетели (монархия, аристократия, полития), три неправильные ( тирания, олигархия, демократия).

Аристотель так представляет идеальное государство: «счастливо только наилучшее государство», а наилучшим будет то, где наилучшее политическое устройство. В основе наилучшего политического устройства лежит наилучшая форма собственности - «собственность средней величины», ибо вообще «умеренное и среднее есть самое лучшее». Владельцы такой собственности рассудительны, это «среднее сословие» устанавливает «наилучшую форму политического общежития».

В наилучшем государстве его граждане не должны заниматься ни ремеслом, ни промыслом, ни земледелием, ни вообще физическим трудом. Они землевладельцы и рабовладельцы и живут за счет труда рабов - варваров, имеют философский досуг, развивают свои добродетели и исполняют гражданские обязанности: служат в армии, заседают в советах, судят в судах, служат Богам в храмах. Собственность граждан, хотя и неодинаковая, такова, что среди них нет ни слишком богатых, ни слишком бедных. Будучи распространенным на всех эллинов, наилучшее политическое устройство позволили бы объединиться в одно политическое целое и стать властителями Вселенной. Все остальные народы, которые, будучи варварами, созданы самой природой для рабской жизни и уже сами собой живут в рабстве, станут обрабатывать земли эллинов, как общественные, так и частные.