Общая характеристика системы образования в РБ и источники финансирования отрасли

Тема 15: Планирование и финансирование расходов на образование и подготовку кадров

1. Общая характеристика системы образования в РБ и источники финансирования отрасли

2. Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений образования (СШ, ССУЗы, ВУЗы) и подготовку кадров

3. Проблемы финансирования образования и подготовки кадров в современных условиях

 

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Каждый гражданин РБ имеет право на получение образования. Право гражданина на образование обеспечивается:

– развитием сети учреждений образования системы образования;

– созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования;

– частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения. Категории граждан, размеры и формы оказываемой помощи устанавливаются Правительством Республики Беларусь;

– запрещением сокращения в государственных учреждениях образования количества мест, предназначенных для получения бесплатного образования гражданами, за счет увеличения приема лиц на платную форму обучения;

– созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся (воспитанников);

– наличием разнообразных форм получения образования, типов учреждений образования;

– созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации лицам с особенностями психофизического развития;

– предоставлением возможности получения образования за плату;

– созданием системы кредитования граждан, получающих образование за плату.

 

Основное образование в РБ включает следующие уровни:

– дошкольное образование;

– общее базовое образование;

– общее среднее образование;

– профессионально-техническое образование;

– средне-специальное образование;

– высшее образование;

– послевузовское образование.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного или дополнительного образования.

К учреждением образования относятся:

– дошкольные учреждения;

– учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, средне-специального, высшего и послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовку кадров и т. д.;

– учреждения внешкольного воспитания и обучения;

– социально-педагогические учреждения;

– специальные учебно-воспитательные учреждения;

– специализированные учреждения производственного обучения и т.д.

Учреждения образования это юридические лица, имеющие исключительное право осуществлять образовательную деятельность, которая лицензируется в соответствии с законодательством РБ о лицензировании.

Учреждения образования могут иметь опытные участки, учебно-опытные мастерские, производственные мастерские, комбинаты, другие учебно-производственные объекты, клинические базы, научные и другие подразделения, обеспечивающие реализацию задач учреждений образования.

Учреждения образования могут быть государственными и частными, на сегодняшний день преобладают государственные учреждения образования.

тыс. руб.

ОБРАЗОВАНИЕ 1 423 233 160,9
Дошкольное образование 11 385 092,1
Общее среднее образование 38 382 734,7
Профессионально-техническое образование 14 413 616,0
Среднее специальное образование 281 014 233,6
Высшее и послевузовское образование 975 873 612,9
Повышение квалификации и переподготовка кадров 52 821 117,4
Внешкольное воспитание и обучение 7 360 412,0
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования 11 216 476,2
Другие вопросы в области образования 30 765 866,0

~2~ Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений образования (СШ, ССУЗы, ВУЗы) и подготовку кадров

Основным источником финансирования государственных учреждений образования выступают средства государственного бюджета. Важное место в финансировании учебных заведений занимают их собственные доходы, полученные от оказания платных услуг, производственной и научной деятельности, а также средства предприятий, организаций и граждан.

На республиканском и местных уровнях могут создаваться внебюджетные целевые фонды финансирования образования.

Расходы на финансирование образования подразделяются:

– текущие;

– капитальные;

– предоставление кредитов, бюджетных ссуд, займов и т. д.

 

К текущим расходам относятся:

– заработная плата;

– начисления на заработную плату;

– стипендии;

– расходы на питание;

– приобретение мягкого инвентаря, обмундирования и прочее.

Эта группа является самой большой и максимальный удельный вес у заработной платы.

 

1. Общеобразовательные школы

В основе планирования расходов на общеобразовательные школы лежат такие производственные показатели, как количество учащихся и число классов.

В связи с тем, что учебный год не совпадает с бюджетным, эти показатели рассчитываются на начало и конец года и в среднегодовом исчислении. Количество учащихся планируется отдельно по группам классов:

– 1-4 классы;

– 5-9 классы;

– 10-11 классы.

Количество классов рассчитывается путем деления числа учащихся на плановую наполняемость классов. 25 учащихся в старших классах, 30 – в младших.

Расчет заработной платы ведется отдельно для административного, педагогического и хозяйственно-обслуживающего персонала. Ставки заработной платы зависят от общего контингента учащихся в школе. Ставки заработной платы педагогических работников определяются на основе тарификации, которая проводится ежегодно по состоянию на 1 сентября. Для расчета фонда оплаты труда педагогических работников необходимо знать среднюю педагогическую ставку (определяется по тарифной ведомости) и количество педагогических ставок.

В сметах школ с продленным днем и имеющих группы продленного дня предусматриваются расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования (в основном постельные принадлежности). Их планирование осуществляется на основе перечня приобретенного инвентаря с учетом его фактического наличия и степени износа, а также в пределах выданных ассигнований.

По расходам на капитальный ремонт составляется подробный расчет, в котором перечисляются все необходимые работы, их расценки и стоимость. Учитываются также бюджетные ассигнования.

Важное значение в финансировании общеобразовательных школ имеет хозяйственное обслуживание, которое включает расходы на отопление, освещение и прочие хозяйственные нормы.

Планирование учебных расходов, связанных с приобретением книг для библиотеки, материалов и письменных принадлежностей для учебных работ осуществляется по нормам, которые устанавливаются на один класс по группе классов.

 

2. Школы-интернаты

Планирование бюджетных расходов на содержание школ-интернатов имеет ряд особенностей. Они имеют в своем составе 1-9 или 1-11 классы наполняемостью до 20 и 15 человек в спецклассах.

Основными показателями для расчета расходов на школы-интернаты служит число воспитанников, количество классов и педагогических ставок.

Воспитанники школ-интернатов обеспечиваются трехразовым горячим питанием. Расходы на питание рассчитываются исходя из натуральных норм расхода на питание одного воспитанника в день, количества воспитанников и среднего числа дней, проведенных ими в школе-интернате.

Воспитанникам школ-интернатов в зависимости от материального положения семьи оказывается помощь по приобретению одежды и питания.

 

3. Техникумы

Основные показатели:

– среднегодовое число учащихся;

– среднегодовое количество групп;

 

Расчет среднегодового контингента осуществляется в целом и по отделениям (дневное, вечернее, заочное) исходя из следующих данных:

– число учащихся на начало учебного года;

– прием;

– выпуск;

– отсев;

– число учащихся на конец года.

Аналогичные данные используются для расчета среднегодового количества групп. Отсев учащихся обычно определяется по уровню прошлого года. Кроме основных показателей для расчета отдельных статей предоставляются общие сведения – количество учащихся, количество учебно-консультативных пунктов, количество зданий, их внутренняя площадь, а также среднегодовое число мест в общежитиях

Финансирование техникумов осуществляется на основании сметы доходов и расходов, которая составляется на бюджетный год. В смете подробно отражается поступление средств с расчетом основных доходов и статей. Доходы рассчитываются по каждому виду поступлений.

 

4. ВУЗы

Вузы имеют важное значение в подготовке кадров высшей квалификации. Их роль возрастает во время перехода к рыночным отношениям.

Организация учебного процесса и объем расходов в вузе зависят от ступени подготовки (бакалавр, магистр), формы обучения (очная, заочная, вечерняя), профиля вуза (технический, гуманитарный и т. д.). Расходы на содержание вуза определяются по смете, которая составляется ежегодно с поквартальной разбивкой. Основными показателями, на базе которых рассчитываются затраты на содержание вузов является количество студентов по формам обучения. Поскольку учебный и календарный год не совпадают, то число студентов определяется на 1 сентября с учетом планов приема, отсева, выпуска и на конец года. Для расчетов по смете вычисляется среднегодовое число студентов.

Смета состоит из доходов и расходов. В доходах – все денежные поступления (бюджетные ассигнования, доходы от платных услуг и работ, поступления финансовых ресурсов от вышестоящих органов управления, добровольные взносы предприятий и организаций, населения и прочие поступления).

Расходы в смете планируются по важнейшим направлениям средств:

– на оплату труда;

– материальные и приравненные к ним затраты;

– производственное и социальное развитие.

Для обоснования каждой статьи расходов в приложениях производятся более подробные расчеты, позволяющие прогнозировать объем расходов, их распределение по целевому назначению.

Основная доля расходов вуза относится на фонд оплаты труда (ФОТ), который включает заработную плату штатного профессорско-преподавательского состава, лиц, работающих на почасовой оплате, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала.

Расчет ФОТ штатного профессорско-преподавательского персонала осуществляется по формам обучения исходя из количества преподавателей и средней ставки в месяц. Должностные оклады преподавателей определяются по группам в зависимости от занимаемой должности (стажер-преподаватель, преподаватель, ассистент, старший преподаватель, доцент и профессор), а также ученая степень кандидата или доктора.

ФОТ вспомогательного персонала определяется на основании данных об их численности и средней ставки, которая зависит от занимаемой должности, выполненных работ и других характеристик, позволяющих их приравнивать к конкретному разряду тарифной ставки.

Численность вспомогательного персонала устанавливается на основании данных о количестве кафедр, учебных кабинетов, лабораторий, методологических центров и других вспомогательных структур, обслуживающих учебный и научно-технический процесс.

Исходя из установленной численности и средних ставок рассчитывается и ФОТ административно-хозяйственного персонала.

Ставки заработной платы зависят от специфики работы, её объема, категории вуза и других факторов, влияющих на схемы должностных окладов.

Важной группой расходов сметы вуза являются материальные и приравненные к ним затраты, которые включают начисления на зарплату, стипендии, питание, мягкий инвентарь и прочие расходы. Порядок исчисления объемов этих затрат во многом совпадает с их определением в других учебных заведениях.

Однако по некоторым статьям имеется своя специфика. Так, например, определение расходов на питание определяется по категориям работников (химических лабораторий, спортсменов, студентов, проходящих курс оздоровления в профилакториях, выдача талонов и другое).

По каждой категории определяется среднегодовое число лиц, получающих питание, количество дней питания в году и стоимость питания в день. Произведение этих чисел и дает по каждой группе размер расходов на питание. А их сумма – плановую потребность в финансировании.

Годовые размеры всех доходов и расходов в смете распределяются по кварталам с учетом специфики затрат, их сезонности, предусматриваемых сроков поступлений, осуществления намеченных мероприятий. В течение года учитываются основные расчеты, производиться их уточнение, вносятся коррективы в объем бюджетных ассигнований и другие источники финансирования.

 

5. Повышение квалификации и переподготовка кадров

Система повышения квалификации работников, занимающихся на производстве, в социальной сфере, осуществляется через особые факультеты государственных высших и среднеспециальных учебных заведений, учебно-курсовые комбинаты и др.

Источниками финансирования переподготовки кадров, повышения их квалификации в настоящее время являются средства бюджета, средства предприятий и самих слушателей.

Основным плановым документом, определяющим общий объем средств этих учебных заведений, является смета доходов и расходов. Для ее составления устанавливается контингент слушателей, длительность и профиль подготовки, количество потоков, групп. Для обоснования сумм поступлений денежных средств составляется калькуляция стоимости обучения одного слушателя каждой специальности. Она становиться базой для установления цены услуги, также расчета всего объема затрат на создание соответствующего учебного заведения.