Состав и структура расходов на отрасли непроизводственной сферы

Тема 13: Расходы на отрасли непроизводственной (социальной) сферы и мероприятия по социальной защите, их планирование и источники финансирования

Пути повышения эффективности расходов бюджета на отрасли экономики

 


1. Состав и структура расходов на отрасли непроизводственной сферы

2. Механизм хозяйствования учреждений непроизводственной (социальной) сферы, источники их финансирования

3. Особенности бюджетного планирования в непроизводственной сфере

 

 

В период перехода РБ к рыночным отношениям возрастает роль отраслей непроизводственной сферы. Стала расширяться социальная деятельность государства, что повлекло за собой увеличение бюджетных расходов на протяжении 1992-2008 гг. Социальная политика в РБ была ориентирована примерно на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства.

Рост расходов на социальные нужды становится характерной особенностью этого периода.

 

 

Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия, в % к ВВП:

10,5 14,5 14,1 14,2 13,1 14,8 14,6

 

 

Рост социальных расходов в РБ как и во многих других странах с переходной экономикой был обусловлен также снижением государственных субсидий отраслям хозяйства, что вынуждало предприятия сокращать расходы на финансирование принятых ими объектов социальной сферы. Однако это не явилось определяющим фактором. Главной причиной увеличения расходов на социальную сферу было стремление государства предотвратить значительное их уменьшение в условиях инфляции, уменьшения объемов производства, несбалансированности бюджета, необходимости усиления поддержки наиболее социально незащищенных категорий населения.

Нагрузка по финансированию социально-культурных мероприятий на бюджеты различных уровней распределилась не одинаково. В соответствии с действующими принципами финансирования расходов основная масса учреждений непроизводственной сферы содержалась за счет местных бюджетов.

Степень участия республиканского и местных бюджетов в социально-культурных мероприятиях на протяжении 1992-2006 гг. была различной. Так, если в 1992 г 76,4% этих расходов финансировалась из местных бюджетов и лишь 23,6% из республиканского, то в начале 2000-х годов акцент стал перемещаться в сторону республиканского бюджета.

Такая реструктуризация в источниках финансирования в этом периоде была связана с нарастанием экономической нестабильности, социальной направленности, ухудшением уровня жизни населения, в связи с чем государство стало применять меры, направленные на некоторое усиление централизации бюджетных ресурсов, предусмотренных на социально-культурные мероприятия. На уровне республиканского бюджета это позволило профинансировать общегосударственные социальные программы и мероприятия по поддержанию жизненного уровня населения.

Однако, в последние годы удельный вес расходов местных бюджетов в общем объеме государственных расходов на социально-культурные мероприятия несколько увеличился и составил 72,7%.

В настоящее время основная нагрузка по финансированию социально-культурных мероприятий падает на региональные бюджеты. В современных условиях без усиления социальной ориентации государственного бюджета не обойтись. Государство взяло на себя финансирование наукоемких программ, развитие образования, здравоохранения, культуры, социальное обеспечение. Вместе с тем по мере перехода к рыночным отношениям бюджетные расходы на социально-культурные мероприятия будут сокращаться за счет увеличения платных услуг в системе социальной сферы.

Услуги непроизводственной сферы не должны остаться полностью бесплатными. Это позволит разгрузить бюджет, провести реструктуризацию его расходов, улучшит условия его функционирования, и на этой основе увеличится качество оказанных услуг и эффективность использования государственных средств.

 

 

Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия, в млрд. руб.:

Расходы на социально-культурные мероприятия, в том числе:
отчет отчет отчет проект проект
Образование
Здравоохранение
Социальная политика 10631* 13015* 16176*
Физическая культура, спорт, СМИ

* – включены средства государственного фонда содействия занятости и средства ФСЗН.

 

Расходы республиканского бюджета на социально-культурные мероприятия, в млрд. руб.:

Расходы на социально-культурные мероприятия, в том числе:
отчет отчет отчет проект проект
Образование
Здравоохранение
Социальная политика
Физическая культура, спорт, СМИ

 

~2~ Механизм хозяйствования учреждений непроизводственной (социальной) сферы, источники их финансирования

До конца 80-х гг. государственный бюджет был практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений.

Действовавший в течение многих лет сметно-бюджетный порядок финансирования бюджетной сферы вступил в противоречие с новыми задачами по включению отраслей социальной сферы в рыночные отношения. До этого хозяйственный расчет, принципы товарно-денежных отношений были ограничены.

Строгая регламентация вопросов финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие инициативы на местах тормозили развитие товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере и тем самым влияли на качество оказываемых услуг.

В настоящее время создаются условия для развития рыночных отношений в непроизводственной сфере, которые способствуют развитию негосударственных формирований, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это позволяет в определенной степени снять нагрузку с бюджета, расширить сферу и объем оказываемых населению платных услуг, развивать рыночные механизмы в социальной отрасли.

Расширение предпринимательства не означает отказ от бюджетного финансирования, однако вместе с тем в будущем будут развиваться 3 вида финансового обеспечения организаций социальной сферы:

1) бюджетное финансирование, при котором государственный бюджет будет являться единственным источником;

2) хозрасчетно-бюджетное финансирование (смешанное), при котором часть затрат будет покрываться средствами бюджета;

3) хозрасчетное финансировании будет осуществляться за счет собственных средств субъектов хозяйствования.

Развитие предпринимательства и сети негосударственных формирований социальной сферы РБ в значительной степени будет определяться проводимой экономической политикой. Здесь необходимо проанализировать имеющийся опыт решения этих вопросов в зарубежных странах.

Любое правительство поощряет частное финансирование. Во-первых, это средство получения дополнительных ресурсов. Во-вторых, наличие рыночных отношений может играть определенную роль в эффективном распределении услуг. В-третьих, частное финансирование в ряде случаев может вообще заменить правительственные ассигнования и освободить правительство от ответственности за определенные виды деятельности.

Поэтому, решая вопрос о производстве благ в определенной сфере необходимо обосновать соотношение между объемом услуг, оказываемых обществу бесплатно и платно, объемом государственного финансирования и вложений частного сектора.

Во второй половине 2000-х гг. правительство стало понимать, что увеличение объема, качества и эффективности услуг в социальной сфере возможно лишь в условиях развития рыночных отношений и самого рынка этих услуг. Вместе с тем, необходимо разработать механизм компенсации налогооблагаемой группе населения расходов по оплате услуг учреждений непроизводственной сферы, а также освобождение их от оплаты с учетом уровня доходов.

Кроме того, следует создать соответствующую правовую базу, которая должна закрепить:

1) признание социальных услуг товаром;

2) статус негосударственных формирований в социальной сфере, как полноправных хозяйствующих субъектов;

3) отношение объема услуг населению оказанных за счет государственного бюджета и финансируемых негосударственным сектором;

4) механизм негосударственных инвестиций в социальную сферу.

С учетом вышеизложенного необходимо спрогнозировать пропорции обеспечения оптимального сочетания источников финансирования непроизводственной сферы, включая и доходы населения. Экономисты считают целесообразным в законодательном порядке зафиксировать размер бюджетного финансирования, направляемого в отрасль непроизводственной сферы. Это позволит сохранить социальную направленность расходов государственного бюджета, обеспечить финансирование национальных программ развития.

Развитие рыночных отношений в непроизводственной сфере усилит роль внебюджетных источников финансирования соответствующей отрасли, а это уменьшит нагрузку на государственный бюджет. Как считают ученые, необходимо разработать для бюджетных организаций методологическую базу планирования доходов от оказания платных услуг с учетом отраслевой принадлежности.