ВЫВОД: Хотя идеи утопистов не стали массовым умонаследием в Англии, но сама идея социализма и справедливого общественного устройства, оказалась устойчивой в последующий период.

ВЫВОД: Таким образом, все проблемы в обществе (эксплуатация, безработица, экономические кризисы, госрегулирование экономики) Сэй пытался разрешить, основываясь на своих теориях : «полезности», «трех факторов производства», «компенсации» и «сбыта».

( Примечание: впоследствие постулат Сэя, что производство всегда порождает спрос, продукты покупаются на продукты, был подвергнут критике Дж. Кейнсом, указавшим, что «закон Сэя» игнорирует наличие денежного рынка, а функции денег ограничиваются функцией средства обращения.)

ТОМАС РОБЕРТ МАЛЬТУС(1766-1834) - представитель классической политической экономии Англии, его творчество формировалось в первой четверти 19в. Идеи Мальтуса стали известны после опубликования работы «Опыт о законе народонаселения» (1798), где согласно его расчетам население Земли удваивается каждые 25 лет, то есть растет в геометрической прогрессии, а средства к существованию- в арифметической прогрессии. Именно в этом разрыве(между темпами прироста населения и необходимыми средствами к существованию) он видел причину нищеты, считая, что нищета прямо пропорциональна численности населенияи из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества. Тем самым доказывал, что предотвратить массовую бедность можно только методами ограничения роста населения.

При анализе факторов, препятствующих росту населения, выделял прежде всего - недостаток пищи, поэтому был против благотворительности и государственных субсидий, так как считал, что они лишь ослабляют естественное ограничение роста. Таким образом, Мальтус в отличие от Смита выдвинул положение, где рост населения является не позитивной основой богатства, а наоборот– его тормозом в связи с сокращением возможностей обеспечения населения жизненными благами.

(Причем, эту теорию разделяли многие представители классической школы, например и Дж. Ст. Милль.)

Теория МАЛЬТУСАбыла направлена против социалистических утверждений, что основа бедности многих групп населения состоит в несправедливом распределении национального дохода (НД) и если бы богатство распределялось равномерно по всем слоям, то его хватило бы на всех. Он доказывал, что предотвратить массовую бедность можно только методами ограничения роста населения.

Впоследствии был выявлен целый ряд ошибок Мальтуса. Так, например, с повышением уровня жизни в известных пределах рождаемость самопроизвольно снижается, что противоречит утверждению Т. Мальтуса о необходимости естественного ограничения роста населения, поскольку нищета прямо пропорциональная численности населения.

Однако, это не означает, что Т. Мальтус был полностью не прав, поскольку проблема, которую он выдвинул, реально существует и не потеряла своей актуальности на сегодняшний день, особенно для стран «третьего мира», где из-за низкой эффективности экономики сохраняется низкий уровень жизни и традиционно не используются меры искусственного ограничения рождаемости.

Все бедствия народа МАЛЬТУС связывал с законом народонаселения. Причины войн он связывал с недостатком жизненного пространства и продовольствия.

МАЛЬТУСотрицал исключительную роль труда в качестве источника стоимости, т.к. основным элементом считал прибыль, которую выдавал за излишек сверх труда, затраченного на производство товара. При такой трактовке стоимости капиталист не наживается за счет неоплаченного труда рабочего, а занимался поиском реализации своей прибыли в обращении (так как именно там можно продать товар дороже издержек. Но реализовать прибыль при капиталистическом обществе невозможно (т.к. оно представлено лишь рабочими и капиталистами) невозможно, необходимы ещё «третьи лица».Поэтому МАЛЬТУС выдвинул положение, что без посильного и необходимого участия «непроизводительных классов» наряду с производительными классами достаточный спрос и полная реализация общественного продукта будут недостижимы. А значит - непроизводительные слои общества представляют собой совокупность «третьих лиц», содействующих созданию и реализации общественного продукта (например армия, чиновники и духовенство), ошибочно считая, что благодаря чрезмерному потреблению аристократии и капиталистов в целом, в экономике отсутствует перепроизводство.

МАЛЬТУС (как и Рикардо) считал, что любые кризисы – это явления временные. Но в отличие от Д. Рикардо Мальтус считал, что возможны не только частные кризисы, но и общие кризисы.

ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ (1806-1873) является продолжателем Д. Рикардо и одним из завершителей классической школы политэкономии.

Основное его сочинение «Основание политической экономии» (1848), в 1 разделе которого рассматривается сфера производства, где законы всегда неизменны, во 2 разделе рассматриваются законы распределения, которые могут быть изменены людьми в целях справедливости и общего блага. В 3 разделе рассмотрен обмен. Такая структура курса экономической теории закрепилась в экономиечской науке надолго. Специфика его методологии состоит в противопоставлении «законов производства», которые всегда неизменны, законам распределения, которые различны в разных странах в разные века и в результате он делает рекомендации социального реформирования общества.

МИЛЛЬ создал теорию «крестьянского хозяйства», в основе которой лежат различия в мотивах ведения хозяйства фермерами и крестьянами. Так как у крестьян цель – это не извлечение прибыли, а лишь поддержание жизни семьи, то крестьянин ведёт своё хозяйство без применения наёмного труда и поэтому может уплачивать более высокую ренту, т.к. отдает землевладельцу не только долю, которую составляет рента, но ещё и часть прибыли. Фермер же получает среднюю прибыль и поэтому может выплачивать ренту лишь за счет части дохода, которая превышает среднюю прибыль, отсюда цель веления хозяйства–получение прибыли и наем дополнительных рабочих в хозяйстве. Милль считает, что сохраниться крестьянину в капиталистическом хозяйстве позволяет кооперация(любая – кредитная, сбытовая, потребительская, производственная).

В следующей теории– теории производства –Милль анализирует 3 фактора производства (труд, капитал, землю), каждый из которых возрастает в соответствии со своими специфическими закономерностями.

1) При анализе фактора–труд, он определил закон возрастания труда, у него это закон возрастания населения, согласно которому ограничителем роста являются развитие культуры и жизненного комфорта, а также нищета и страх перед нищетой. Но решающее условие - это равноправие женщин, учет их мнения в планировании семьи, что может ограничить рождаемость и избавить от нищеты трудящихся.

2) Анализируя 2 фактор – капитал, МИЛЛЬ отметил, что его рост зависит от бережливости населения, а основным стимулом капитала является - высокая норма прибыли. В теории капитала он отмечает, что капиталообразование–это основа инвестиций, позволяющих расширить масштабы занятости и предотвратить безработицу.

3)Третий фактор – земля из-за ограниченности площадей и плодородия устанавливает пределы для увеличения производства, т.к. действует закон «убывающей отдачи от вложений капитала в землю» (согласно закону Рикардо). Здесь Милль видит единственное, что может противостоять закону убывающей отдачи от вложений в землю – это совершенно новые тенденции, которые связаны с прогрессом знаний и техники ( т.е. с прогрессом цивилизации).

Милль, рассматривая сферу распределения, именно в ней видит недостаток и причину бедности, однако частную собственность считал предпочтительнее социализма, т.к. она обеспечивает большую свободу. Бедность он не связывал с частной собственностью, а связывал с недостатком образования и чрезмерной рождаемостью (т.е. был за ограничение рождаемости в целях преодоления нищеты). Считал необходимым всеобщее обязательное образование (бесплатное) и равноправие женщин, чем способствовал развитию феминистского движения.

В теории ПРИБЫЛИ МИЛЛЬ следовал за Рикардо и считал, что движение прибыли и зарплаты прямо противоположны, т.к. капиталисты и рабочие делят общий пирог, если увеличивается доля одних, то уменьшается доля других. Однако Милль не совсем верно считал, что на норму прибыли может влиять только зарплата, т.к. на неё оказывают влияние и другие издержки производства – стоимость сырья, энергии, транспортные расходы и др.

В теории СТОИМОСТИполезность, соединенную с редкостью товара Дж. МИЛЛЬ называл «потребительной стоимостью», которая может влиять на: 1) стоимость всех товаров и 2) которая соизмерима с меновой стоимостью (причем, выше потребительной стоимости меновая стоимость подняться не может). Все товары Милль делил на 3 группы:

1) товары, количество которых нельзя увеличить из-за их полезности и редкости ( их стоимость измеряется именно их полезностью и редкостью);

2) товары, количество которых может быть увеличено с помощью приложения труда и капитала при прежних затратах на единицу товара (их стоимость определяется издержками производствами);

3) товары, количество которых тоже может быть увеличено с помощью приложения труда и капитала, но не с фиксированными, а с возрастающими затратами на единицу товара - это продукты сельского хозяйства и добывающей промышленности (стоимость их и цена определяется предельными (т.е. максимальными) издержками их производства).

Общим для образования цен по всем группам товаров является закон равенства спроса и предложения. Однако, в 1) случае – это равенство устанавливается на уровне оценки покупателя; во 2) случае–спрос и предложение уравнивается при цене, равной издержками производства и средней прибыли; а в 3) случае -спрос и предложение уравнивается при цене, равной предельным издержкам производства и средней прибыли.

Если издержки снижаются в результате изобретения, то снижается и цена, что в конечном счёте вызовет расширение спроса, а затем и расширение предложения. Таким образом, для товаров, производство которых может быть увеличено в соответствии со спросом, сам спрос и предложение не определяют цену, а лишь зависят от цены.

Дж. МИЛЛЮпринадлежит теория экономической динамики.Он ввёл деление экономической науки на: статистику(т.е. теорию равновесия) и динамику (т.е. теорию развития). Это означает, что равновесие время от времени нарушается и связано с развитием, а новыми тенденциями в развитии являются – технический прогресс, вывоз капитала за границу, освоение и открытие новых земель, эмиграция части населения – все, что противостоит увеличению издержек, росту ренты и снижению прибыли.

Милль считал, что снижение нормы прибыли подорвет стимулы для дальнейшего накопления капитала и тогда застой общества будет неизбежным, тем самым предрекая периодические кризисы, биржевые крахи и др. Однако Милль полагал, что по мере развития общества будет улучшаться положение рабочих, часть капитала перейдет в руки рабочих и они будут участвовать в управлении предприятиями и прибылями (что подтвердилось в 20 веке).

 

Вопрос. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ

(К. СЕН-СИМОН, Ш.ФУРЬЕ, Р.ОУЭН)

В 1-й пол. 19в.в связи с завершением промышленного переворота происходило осмыслением новых экономических реалий, которые наши свое отражение в разработках экономической мысли лидеров нового поколения школы социалистов-утопистов – Р. Оуэна в Англии, а К. Сен-Симона и Ш. .Фурье- во Франции, доктрины которых базируются на пропаганде идей социальной справедливости, присущей социализму и носят уже не просто утопический, а антирыночный характер.

КЛОД АНРИ де РУВРУА СЕН-СИМОН(1760-1825)– французский утопист, создал новое социальное учение «сенсимонизм». В его социальной философии особое место уделяется критике капиталистического строя и предсказывается его неминуемая гибель. Взамен капитализма он предлагал программу создания нового, более справедливого общественного строя, основанного на началах ассоциации, причем без революционных потрясений мирно и достаточно быстро предлагал перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости.

К. СЕН-СИМОНвозлагал надежды на человеческий разум и считал, что начать нужно с частичных реформ – с отмены права наследования; выкупа земли у тех, кто её не обрабатывает; отстранения от власти тех, кто не занят производительным трудом. В целях изменения общественного строя предлагал объединить буржуазию и рабочих в единую группу «промышленников», к которым относил земледельцев, слесарей, столяров и фабрикантов, и купцов и др. (исключая дворян и буржуа).

По мнению СЕН-СИМОН каждая общественная система в истории является шагом вперед. В соответствии с этим он определил в развитии истории 3-х фаз: 1) теологическую - это период господства религии (охватывает рабовладельческое и феодальное общество); 2) метафизическую – это период крушения теологической и феодальной систем; 3) позитивную фазу – это будущий общественный строй, как закономерный результат предшествующей истории.

Поэтому он считал французскую революцию закономерным явлением, уничтожающим господство церкви и духовенства, праздного феодализма. Однако произошла ошибка - власть оказалась в руках законников, а «промышленники» власти не получили и оказались в роли эксплуатируемых. Выход он видел в развитии производства на научной основе, передаче власти «промышленной системе», а значит - ученым, предпринимателям и индустриалам.

В будущем считал, что общество должно быть основано на научной и планово-организованной крупной промышленности. Главную роль в этом обществе отводил ученым и промышленникам, при этом он не отвергая частную собственность при социализме, считая, что она служит основой общественного здания и необходим лишь закон, устанавливающий и регулирующий её.

Идеи Сен-Симона легли в основу лекций, изданных его учениками под названием «Учение Сен-Симона». Эта книга оказала влияние на распространение идей социализма в Европе и России.

ШАРЛЬ ФУРЬЕ(1772-1837) был влиятельным противником сенсимонистов и предложил не менее оригинальную модель «справедливого» социального устройства будущего. Он не уповал как Сен-Симон на правительственные реформы, а предпочитал инициативу «снизу» – как и Оуэн. В его социальной философии главной стала проблема человека, он был полон иллюзий и убежден, что наступит время, когда люди будут счастливы. Особенно его интересовала организация труда, эффективность которой он оценивал по степени свободы труда.

В своих трудах он гневно критикует классическую политэкономию с экономикой свободной конкуренции и предлагает покончить с порочной эксплуататорской системой так называемого цивилизованного общества и перейти посредством реформ к новому - «социетарному миру», в основе которого будут ассоциативные образования «фаланстеры». В них по его замыслу не будет места наемному труду, так как собственность приобретет всеобщий характер, а рабочий, став акционером, сможет участвовать в прибылях и быть избранным на руководящие должности в структуре соответствующей фаланги. (Фаланга –это социетарное, правдивое, привлекательное производство, т. е. небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владеющая средствами производства и занимающаяся трудовой деятельностью).

ФУРЬЕ рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех. Однако из этого ничего не получилось, но в созданное воображением Фурье общество гармонии, описанное в деталях и мельчайших подробностях и возможные пути перехода к нему, верили целые поколения.

РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858) - английский социалист-утопист, автор ряда работ, содержащих проекты социалистических преобразований.

Его теоретические трактовки были близки к классикам, у них он безоговорочно принял трудовую теорию стоимости, но в отличие от них не допускал положения, что ценность товара включает в себя ещё и прибыль. Именно несправедливость возникновения прибыли он считал причиной обездоленности рабочих и экономических кризисов.

Не разделял он и мальтусовской теории народонаселения, считая, что «при правильном руководстве физическим трудом…страны могут давать средства существования безгранично возрастающему в численности населению, притом с большой выгодой для всех жителей».Он, неоднократно участвуя в комиссиях по обследованию положения детей на фабриках, видел вопиющие картины использования детского труда и стал родоначальником фабричного законодательства, организуя мероприятия по решению социальных проблем в условиях фабрично-заводской организации производства. Так, для своих фабричных рабочих в Нью-Ланарке ещё в начале 19 века им были построены специальные благоустроенные жилища, столовая, торговая лавка, сберкасса, детский сад и ясли и т.д.

Если в начале века Р.ОУЭН занимался филантропической деятельностью (сократил рабочий день, повысил зарплату, отказался пользоваться трудом детей младше 10 лет и др.) тем самым на полвека опередив соответствующее фабричное законодательство, то через 30 лет он перешел от благотворительности к социальным преобразованиям. В борьбе с безработицей он выдвинул план организации трудовых коммун (поселков)–общин без частной собственности, духовенства и властей. С проектами утопического коммунизм выступает в газете «Таймс» и на митингах.

Р.ОУЭНбыл за создание коммунистического общества без революционных потрясений, полагая, что переход к новому обществу будет осуществляться постепенно, мирно, при условии реализации «научных начал». Так, в одном из проектов он предполагал постепенно скупить землю у тех, кто её желает продать, чтобы потом превратить в общественную собственность с целью использования земли как единственного источника государственных доходов. Свои надежды он возлагает на усилия «разумного правительства» по обеспечению разумных условий в число которых относил: широкое применение в ассоциациях машин в различных сферах, обеспечение изобилия при замене металлических денег бонами труда, ликвидация бесполезной частной собственности, превращение труда в единственное мерило ценности и др. И пытался убедить английский парламент в полезности своих проектов.

В результате в Англии и США были организованы коммунистические колонии, которые впоследствии распались, не выдержав натиска капиталистической системы. В Лондоне он устраивал меновые базары, где деньги заменялись трудовыми бонами-рабочими деньгами, учитывающими количество труда, затраченного владельцами на производство товаров, что было шагом в сторону уравнительности. Но капиталистический рынок смел меновые базары и деятельность Оуэна на этом поприще не принесла ему прибыли - он разорился. В начале 30-х гг. 19в. Р.ОУЭН участвовал в профсоюзном и кооперативном движении, основав «Великий национальный союз производств». В дальнейшем это нашло развитие в кооперативном движении Англии. Идеи Роберта Оуэна получили развитие в трудах последователей социалистов–утопистов и в других странах.

Вопрос. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА

Идея об эксплуатации пролетариата со стороны капиталистов нашла отражение в марксизме, основоположником которого являются КАРЛ МАРКС (1818-1883) и ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС(1820-1895).МАРКСИЗМвозник в 40-е годы 19 в. и как система экономических теорий имеет много общего с классической школой политической экономии. Можно выделить несколько общих черт, объединяющих эти экономические мысли:

1) определение стоимости товара через трудовую теорию стоимости (или трудом);

2) рассмотрение противоречий в сфере распределения, которые являются проявление процессов, происходящих в сфере материального производства;

3) область исследований - капиталистическое производство, анализ ведется, начиная с товарного производства, и логическая цепь экономических понятий содержит одинаковый набор элементов товар, обмен, разделение труда, деньги, стоимость и т.д.

Но между марксизмом и классической школой имеются и различия, благодаря которым марксизм является качественно другой экономической системой, и которые заключаются в методологии. Марксизм кроме обычных методов познания, таких как индукция, дедукция, анализ и синтез, абстрагирование использует и новые методы - это:

- диалектический материализм; - метод историзма; - классовый подход.

Диалектический материализмявляется целостной системой философии, наукой, изучающей общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действительностью и наиболее общие принципы её познания и преобразования. В исследовании экономических процессов этот метод определяет первичность сферы производства и рассматривает экономические процессы в их постоянной смене и развитии, источником смены и развития служат внутренние противоречия данных процессов. Диалектический метод включает 3 закона:1) единства и борьбы противоположностей; 2) перехода количественных изменений в качественные; 3) и закон «отрицания отрицания». Это и определило основной принцип построения экономической системы марксизма, а именно, развитие через противоречие, т. е. каждая экономическая категория хранит в себе противоречие, которое в процессе развития разрешается, рождая при этом новую категорию, уже отрицающую предыдущую.

Метод историзмапредполагает познание процессов и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Этот метод позволил марксизму утверждать о переходящем характере капитализма, раскрыть сущность и происхождение общественных явлений.

Классовый подходоснован на борьбе антагонистических классов как движущей силы развития общества и предполагает рассмотрение и оценку экономических процессов с позиций интересов того или другого класса. В условиях 19в. это означало, что классовая борьба рабочих неизбежно ведет к социалистической революции и устаноловлению диктатуры пролетариата.

Таким образом, методология марксизма давала возможность изучить процессы и явления в их взаимосвязи с внешней средой и друг с другом, в их становлении и развитии, в их сущностных чертах и своеобразии. В экономической системе марксизма за отправной пункт исследования товарного и капиталистического производства была взята категория товара.

Товаропределяется как продукт труда, предназначенный для обмена. Для продажи товара необходимы 2 условия – это общественное разделение труда, которое создает специализацию и сосредоточение у разных производителей разных предметов и средств труда; 2) и частная собственность на средства производства, которая делает постоянным эти процессы (т. е. делает постоянным поляризацию средств производства). Таким образом, товар содержит в себе 2 вида труда, и ему присуще противоречие, которое переходит к другим противоречиям как товарного, так и капиталистического производства.

Товар имеетпотребительную стоимость – это способность удовлетворять потребности человека и стоимость - это способность обмениваться на другие товары. Это обусловливается двойственным характером труда.