Будущая неопределенность как стратегическая возможность.
Какой должна быть стратегия организации
Стратегия Вашей организации должна быть:
· ментально правильной;
· ситуационной;
· уникальной;
· искать возможности в неопределенности
· адекватно гибкой.
Правильная ментальность означает не только понимание, но и постижение того, что все что связанно со стратегическим управлением есть некоторый органический синтез менеджмента-науки, менеджмента искусства успешной бизнес- практики. Причем иногда менеджмент-искусство доминирует.
Ситуационность. Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации и ключевые факторы будущего, т.е. стратегического успеха организации.
Уникальность стратегии. Для достижения будущего бизнес- успеха в стратегию конкретной организации должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, которые в реальной практике ведения бизнеса сделают ее значимо отличной от стратегий всех главных конкурентов. В определенных звеньях и/или элементах цепочки/системы стоимости организация обязательно должна найти что-то свое положительно-уникальное. Такое уникальное, т. е. присущее только данной конкретной организации.
Другими словами, чем-то существенным в данном бизнесе организация должна положительно отличаться от своих конкурентов (например, в конструировании продукта-товара, или в технологии его производства, или в техниках своего маркетинга и дистрибуции, или в качестве и содержании послепродажного сервиса и т. д.).
Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнес-успеха там, где его еще не увидели конкуренты.
Но при этом надо помнить, что стратегии, которые базируются на имитации того, что уже делают конкуренты-лидеры, даже при нахождении удачной ситуационно-уникальных имитационных решений могут обеспечить конкурентные преимущества только относительно низкого порядка.
Для понимания данной характеристики надо понять: будущее является неопределенным в принципе — и в этом источник развития конкретной организации. То есть внешняя среда организации в наше время меняется все быстрее— с точки зрения традиционных представлений. Но при этом в каждом таком изменении заключаются не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущих бизнес-успеха.
Поэтому современная стратегия должна:
· быть способной превращать изменения внешней среды в стратегические конкурентные преимущества как потенциально (на стадии разработки стратегии), так и реально (на стадии реализации стратегии);
· развивать потенциал бизнес-успеха виде опережающего создания и реализации новых продуктов.
Пятая характеристика эффективной стратегии — гибкая адекватность.
Для того чтобы реализовать новые возможности, которые потенциально отличаются в изменениях внешней среды организации, ее собственные стратегические изменения должны быть адекватны изменениям внешним.
Эффективная адекватность практически достижима только тогда, когда стратегия организации не случайно, а по существу является достаточно гибкой.
Как правило, фактически эффективные стратегии тех или иных конкретных организаций — это тот или иной (чаще всего — уникальный), но обязательно органичный и весьма содержательный синтез представленных характеристик.