Спрос, предложение, цена, конкуренция

 

Спрос и предложение на рынке совершенной конкуренции

Спрос – потребность в товарах и услугах, обеспеченная покупательной способностью, одна из сторон рыночного ценообразования.

Параметры спроса:

1. Объём спроса – количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа лиц или общество в целом в единицу времени при определенных условиях.

2. Цена спроса - максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество товара.

3. Функция спроса - зависимость объёма спроса от определяющих его факторов, таких как: вкусы и предпочтения, денежный доход потребителей, цены на другие товары и др.

Величина спроса зависит от цены на запрашиваемый товар.

Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой (P) и количеством покупаемого товара (Q) (рис. 5.1).

 
 


 

 

Рис. 5.1. Зависимость величины спроса от цены

 

На величину спроса, кроме цены на запрашиваемый товар, влияют:

- цены на другие товары: взаимозаменяемые, взаимодополняемые и независимые;

- доходы потребителя: с ростом доходов спрос на товары, за исключением низкокачественных, возрастает;

- вкусы и предпочтений потребителей, которые могут измениться под влиянием моды, рекламы;

- число покупателей: чем больше число покупателей, тем больше величина спроса;

- реклама, под влиянием которой могут измениться предпочтения потребителей;

- условия кредита: если кредит доступен, то это увеличивает спрос (в зависимости от процентной ставки и срока выплаты);

- инфляционные ожидания: ожидание повышения цен ведет к увеличению спроса на товары и наоборот.

Предложение – это сложный процесс, требующий вознаграждения организации выпуска продукции или оказания услуги.

Параметры предложения:

1. Объём предложения – количество какого-либо товара, которое желает произвести и продать на рынке один продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

2. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

3. Функция предложения – зависимость объёма предложения от определяющих его факторов, таких как налоги и дотации, природные условия, цены других товаров и др.

Величина предложения зависит от цены предлагаемого товара. Закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой (Р) и количеством предлагаемых к продаже товаров (Q) (рис. 5.2).

 


 

Рис. 5.2. Зависимость величины предложения от цены

 

На величину предложения, кроме цены предлагаемого товара, влияют:

- цены на другие товары: взаимозаменяемые, взаимодополняемые, независимые товары;

- цены на факторы производства: при росте цен на факторы производства производитель либо сокращает количество предлагаемых товаров, либо замещает дорогие факторы производства на дешевые;

- уровень технологии: превосходство по сравнению с конкурентами в данной области приводит к повышению качества, расширению ассортимента;

- налоги и дотации: повышение налогов увеличивает издерж­ки производства и сокращает предложение, напро­тив, дотации фактически снижают издержки и увеличивают предложение;

- число производителей и характер конкуренции: при данном объеме произ­водства каждой фирмы, чем больше число постав­щиков, тем больше рыночное предложение;

- условия кредита: чем выше процент за кредит, тем ниже величина предложения;

- инфляционные ожидания: ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы может сократить текущее предложение, с другой стороны, способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

Рыночное равновесие и равновесная цена

Экономический товар включает в себя одновременно и благо и затраты. Эти качества товара проявляются как полезность, редкость, ресурсоемкость. При приобретении экономических товаров люди платят за них определенную сумму денег, которая называется ценой.

Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием как спроса, так и предложения. Предложение и спрос уравновешиваются под влиянием конкурентной среды, в результате чего говорят о конкурентном рыночном равновесии (рис. 5.3). Равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Все остальные цены неравновесные.

 
 

 


Рис. 5.3. Рыночное равновесие

 

Рыночное равновесие зависит от временного периода. В мгновенном периоде – предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение, фирма сможет осуществлять поставки, если у нее есть товарные запасы. В краткосрочном периоде - предложение растет, количество фирм остается прежним, за счет изменения переменных факторов производства изменяется предложение. В длительном периоде – изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.

Анализ закономерностей изменения спроса и предложения дал возможность наиболее полно охарактеризовать экономическую свободу как условие эффективного функционирования рыночного механизма.

Экономическая свобода включает в себя:

1. Свободу предпринимателя.

2. Свободу выбора продавцов и покупателей.

3. Свободу перемещения ресурсов по отраслям и сферам производства.

4. Свободу ценообразования.

Именно экономическая свобода позволяет гибко реагировать, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, и обеспечивать как частичное, так и общее рыночное равновесие.

 

Эластичность спроса и предложения

 

Эластичность используется для измерения соотношений взаимообуславливаемых перемен.

Эластичность спроса по цене – показывает степень реакции спроса в зависимости от изменения цены (на сколько % изменится спрос, если цена изменится на 1 %).

 

 

(5.1)

где D – спрос, P – цена товара, – эластичность спроса по цене.

Варианты ценовой эластичности спроса:

> 1 - эластичный спрос;

< 1 - неэластичный спрос;

= 1 - единичная эластичность спроса;

= 0 - абсолютно неэластичный спрос.

→∞ абсолютно эластичный спрос

Эластичность спроса по доходу – показывает степень реакции спроса в зависимости от изменения дохода:

 

 

(5.2)

где D – спрос, I – доход потребителя, - эластичность спроса по доходу.

Варианты эластичности спроса по доходу:

> 0 - для высококачественных товаров;

< 0 - для товаров второстепенного спроса.

Перекрестная эластичность – показывает изменение спроса на один товар, в зависимости от изменения цены на другие товары.

 

(5.3)

где D – спрос товара Х, P – цена товара Y, - перекрестная эластичность спроса.

Варианты перекрестной эластичности спроса:

> 0 - взаимозаменяемые товары;

< 0 - взаимодополняемые товары;

= 0 - независимые товары.

Эластичность предложения по цене – показывает степень реакции предложения в зависимости от изменения цены.

(5.4)

где S – предложение товара, P – цена товара, - эластичность предложения по цене.

Варианты ценовой эластичности предложения:

> 1 - эластичное предложение;

< 1 - неэластичное предложение;

= 1 - единичная эластичность;

= 0 - абсолютно неэластичное предложение;

→∞ - абсолютно эластичное предложение.

Конкуренция в рыночной экономике

 

Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночной экономики в процессе реализации их экономических интересов.

Конкуренция – соперничество между субъектами рыночного хозяйства за лучшие условия производства и сбыта продукции.

Сущность конкуренции проявляется в следующих её функциях:

1. Функция регулирования. Для того чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

2. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Государственная политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- достижения научно-технического прогресса быстро внедряются в производство (инновация под давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентами. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

Существуют два основных метода конкурентной борьбы: ценовая конкуренция и неценовая конкуренция. Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижение цен на продукцию. Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию. Неценовая конкуренция включает: технический уровень, новизну и качество товара; создание товаров-субститутов; послепродажное техническое обслуживание; рекламу и т.д.

Различают совершенную конкуренцию и несовершенную конкуренцию. Анализ совершенной конкуренции представлен в трудах А.Смита, К.Маркса, А. Маршалла и других экономистов. Совершенная конкуренция свойственна классической модели рынка. Несовершенная конкуренция распространена в современных моделях рынка, её анализировали А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др.

Существуют несколько типов рыночных структур в зависимости от формы конкуренции: рынок совершенной и несовершенной конкуренции (Таблица 5.1)

Конкуренция является необходимым и определяющим условием эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивая активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципа оплаты по количеству и качеству труда и т.д. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений в экономике и др.

Важно уяснить, что рынок, конкуренция всегда были антиподами монополизма. Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке. Средство достижения цели – монопольная цена, которая является формой реализации потенциала монополии на рынке. Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. Монополии проводят определенную ценовую политику, осуществляя различными методами контроль над ценами. Вмешательство монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет к перераспределению общественного богатства в ее пользу.

 

Т а б л и ц а 5.1

 

Характерные черты основных типов рыночных структур

 

  Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Чистая монополия Олигополия   Монополистическая конкуренция
Количество и размер фирм, производящих продукцию Множество мелких и средних фирм 1 крупная фирма Несколько крупных фирм Многообразие различных фирм
Тип продукта Однородный стандартный Уникальный, без заменителей Однородный стандартный, но может быть несколько дифференцирован Дифференцированный
Степень сложности входа в отрасль. Относительно легкий Очень трудный, почти заблокированный Трудный Вход возможен
Доступ информации. Свободный Значительно ограниченный Некоторые ограничения Некоторые затруднения
Контроль над ценой. Отсутствует контроль Полный контроль над ценой Очень сложный Влиять на цену сложно, но некоторая власть над ценой существует.
Неценовая конкуренция. Отсутствует Реклама и пиар Широкие методы неценовой конкуренции (реклама, политика ценового лидера, тайный сговор и т.д.) Товарный знак, фирменный знак, торговая марка и т.д.

 

В рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют: качество конкуренции и само существование конкуренции, что обеспечивается реализацией антимонопольной политики.

В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий эффективного функционирования рынка. Заслуживает внимания опыт применения антитрестовского законодательства в США. Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности в 1991г. создан антимонопольный комитет РФ. Целесообразно проанализировать экономические и административные меры, противодействующие монополизации рынка. Приступая к демонополизации экономики полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики:

- изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных;

- дифференцированный подход к монопольным рынкам;

- выделение зон естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации;

- выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую экономическую политику;

- развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям.

Заметим, что конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.

 

Тема 6. Предприятие в системе рыночных отношений

 

Содержание и признаки предпринимательства в рыночной экономике

 

Основу любой рыночной системы хозяйства составляет множество экономически активных субъектов - предпринимателей. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма. В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII веке и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами. Отсюда следует, что риск - главная отличительная черта предпринимателя. А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т.п. Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался французский экономист Ж-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внес немецкий экономист В. Зомбарт. Предприниматель по Зомбарту - это «завоеватель» (готовность к риску, богатство идей, воля и настойчивость), и «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной – рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Согласно концепции австрийского экономиста Й. Шумпетера, предприниматель играет ведущую роль в инновационном процессе. Предприимчиво действующий человек постоянно ищет возможности и открывает новые пути для бизнеса, обеспечивая тем самым экономический прогресс общества. Поэтому Й. Шумпетер называет предпринимателя «творческим разрушителем», который ломает существующие порядки и одновременно создает новые.

Предпринимательство – это:

- специфический фактор производства;

- процесс создания нового, обладающего ценностью;

- процесс, предполагающий принятие на себя финансового риска, моральной и социальной ответственности;

- процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Собственно предпринимательский процесс состоит из следующих стадий: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием.

Таким образом, предпринимательская деятельность – это организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с целью реализации собственных интересов предпринимателя. Она имманентна товарному производству и рынку.

Анализ предпринимательства с точки зрения экономической определенности предполагает его рассмотрение в трех аспектах:

- как экономическую категорию;

- как метод хозяйствования;

- как тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, кооперативы и т.п. Субъектом предпринимательства может быть и государство в лице его соответствующих органов. Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации доходов.

Анализ предпринимательства как метода ведения хозяйства предполагает наличие следующих условий:

- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав;

- свободный выбор вида предпринимательской деятельности;

- свободный доступ к необходимым ресурсам;

- свободное ценообразование;

- самостоятельный выбор источников финансирования, а также каналов сбыта продукции;

- ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск;

- ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие, - считал Й. Шумпетер, тем самым подчеркивая особый, творческий характер предпринимательской деятельности.

 

Предприятие как организационная форма предпринимательства

 

В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. В рыночной экономике предприятие выступает как форма организации предпринимательской деятельности, как основное звено национальной экономики. Важно понять, что системообразующими факторами определения предприятия как основного звена национальной экономики и как самостоятельного хозяйствующего субъекта является кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, а также реализация функций индивидуального воспроизводства и обособления кругооборота капитала (ресурсов).

Характеристика предприятия предполагает анализ технико-экономической и социально-экономической сторон. Технико-экономическая сторона (организационная форма производства) включает: комплекс производительных сил; кооперацию на основе внутреннего разделения труда; первичное звено реального обобществления производства; форму организации и объект управления. Социально-экономическая характеристика предполагает, что предприятие: экономически обособленный субъект хозяйствования; субъект отношений присвоения; юридическое лицо.

Экономическая обособленность предприятия определяется его функцией товаропроизводителя, осуществляющего процесс индивидуального воспроизводства. Основные формы проявления экономической обособленности: обособление кругооборота ресурсов; осуществление индивидуального воспроизводства за счет собственных результатов деятельности; наличие специфического экономического интереса; присвоение части произведенного продукта в виде чистого дохода.

Предприятие является субъектом отношений присвоения. Подчеркнем, что самым сложным вопросом при создании предприятия (фирмы) является правильное определение формы собственности, т.к. от этого во многом зависит эффективность его работы и устойчивость взаимоотношений в нем. Важно понять, что развитие кредитных отношений и переход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделение управленческих функций предпринимательства от собственности.

Хозяйственная самостоятельность предполагает совокупность прав и ответственность предприятия как юридического лица. Признаки предприятия – юридического лица: учреждение согласно закону; наличие организационного единства, структурной оформленности; обладание необходимым имуществом; самостоятельная имущественная ответственность; выступление в хозяйственном обороте от собственного имени; наличие расчетного счета в банке; реквизиты юридического лица.

Обозначим подходы к классификации предприятий с точки зрения разных критериев:

- по форме собственности (частные, государственные);

- по содержанию деятельности (промышленные, аграрные, торговые, финансовые и др.);

- по размеру (малые, средние, крупные);

- по видам лиц (предпринимательство физических и юридических лиц);

- по организационно-правовым формам (открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество и др.).

Следует показать преимущества и недостатки основных типов предприятий в рыночной экономике (индивидуальное предприятие, партнерство, корпорация). Как правило, количественные параметры различных типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками, прежде всего типом собственности (Таблица 6.1).

Отличительным свойством предпринимательской структуры является ее динамизм, выражающийся в непрерывном колебании долей различных предприятий в общей совокупности предпринимательских фирм. Факторы, влияющие на динамику предпринимательской структуры: конкуренция; структурные изменения в экономике; изменения технологий; мобильность финансирования, государственное регулирование и др. Таким образом, в рыночной экономике «фирмы разные нужны, фирмы разные важны», что еще раз свидетельствует о системном характере предпринимательской деятельности.

 

Т а б л и ц а 6.1

 

Достоинства и недостатки основных типов предприятий

 

Тип предприятия Достоинства Недостатки
Индивидуальное предприятие (принадлежит одному лицу) Легко учредить, значительная самостоятельность, свобода и оперативность действий, существенные стимулы эффективной деятельности. Ограниченность финансовых средств, трудности совмещения различных функций, неограниченная ответственность.
Партнерство (состоит из двух или более лиц) Легко учредить, более высокий уровень специализации и более широкие финансовые возможности. Неограниченная финансовая ответственность партнеров, возможность возникновения несовместимых интересов в управлении, риск распада фирмы в случае выхода одного из партнеров.
Корпорации (акционеры являются собственниками) Широкие возможности привлечения капитала, высокий уровень специализации, ограниченная ответственность. Организационные и финансовые сложности учреждения. Двойное налогообложение, расхождение в функциях управления и присвоения.

 

 

Производственная функция. Краткосрочный и долгосрочный период функционирования предприятия

 

Теория производства изучает соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска продукции.

Производственная функция характеризует техническую зависимость между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска продукта в единицу времени, т.е. производственная функция описывает множество технически эффективных способов производства, причем каждый способ производства характеризуется определенной комбинацией ресурсов, безусловно необходимой для получения единицы продукции при данном уровне технологии. В теории производства традиционно используется двухфакторная производственная функция следующего вида:

 

Q = f (K; L),

(6.1)

где Q – объем выпуска, K – капитал, L – труд.

Производственная функция графически может быть изображена линией равного выпуска, или изоквантой (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Минимизация издержек при заданном объеме производства

 

Изокванта показывает возможные варианты сочетания факторов производства при неизменном объёме выпуска продукции. Суть экономического решения предпринимателя относительно одного фактора производства другим состоит в том, чтобы выбрать такое сочетание, когда издержки самые низкие. Наиболее благоприятное сочетание факторов производства называют комбинацией минимальных издержек. На прямой издержек (изокосте) показаны все возможные комбинации производственных факторов, составляющих в сумме одинаковую величину (рис. 6.1). Линия бюджетного ограничения производителя может быть представлена следующим образом:

С =

(6.2)

где С – затраты предпринимателя, PК – цена единицы капитала, К – количество капитала, PL- цена единицы труда, L - количество труда.

Оптимум производителя находится там, где изакоста касается изакванты.

Но не все технологии позволяют заменить один производственный фактор другим. Существуют такие производственные технологии, когда производственные факторы должны использоваться в строгом соотношении друг с другом. В результате, комбинации минимальных издержек при фиксированных факторах производства невозможна, т.к. у предпринимателя нет выбора. Вместе с тем, существуют технологии, позволяющие заменять в определенных пределах один фактор производства другим. Предельная норма замещения показывает норму замещения одного ресурса другим:

 

,

(6.3)

где МРК - предельный продукт капитала, РК – цена капитала, МРL - предельный продукт труда, РL – цена труда.

При анализе производственного процесса важное значение имеет фактор времени, что позволяет выделить краткосрочный и долгосрочный период функционирования фирмы. Краткосрочным называется период, в течение которого по крайней мере один фактор производства является фиксированным, постоянным. Долгосрочным называется период, достаточно продолжительный для того, чтобы все факторы стали переменными.

Наиболее важная особенность производства в краткосрочном периоде состоит в том, что производительность ресурсов подвержена убывающей отдаче. Закон убывающей отдачи ресурсов: увеличение единиц переменного фактора при неизменной величине постоянного фактора производства непременно ведет к ситуации, когда следующая единица переменного фактора начнет прибавлять к общему продукту меньше, чем его предыдущая единица.

Для того, чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, следует уяснить понятие общего, среднего и предельного продукта фирмы.

ТР (общий продукт) – общее количество продукции, которое данное число работников производит за определённый период.

АР (средний продукт) – выпуск продукции в расчете на каждого работающего:

,

(6.4)

где L - количество занятых работников, ТР – общий продукт.

МР (предельный) – изменение общего продукта при изменении количества занятых:

,

(6.5)

где МР – предельный продукт фирмы; ∆ТР – изменение общего продукта, - изменение количества занятых работников.

Предельный продукт, полученный от единицы переменного фактора, имеет тенденцию к понижению в краткосрочном периоде. Общий продукт максимизируется тогда, когда предельный продукт равен нулю.

Если выбран технически эффективный способ производства, то увеличение выпуска продукции возможно за счет пропорционального роста всех производственных ресурсов. Это и есть изменение масштаба производства, имеющее следующие варианты:

1. Постоянная отдача от масштаба, когда увеличение применяемых ресурсов в k раз приводит к увеличению выпуска продукции в k раз.

2. Убывающая отдача от масштаба, когда увеличение применяемых ресурсов в k раз приводит к увеличению выпуска продукции менее, чем в k раз.

3. Возрастающая отдача от масштаба, когда увеличение применяемых ресурсов в k раз приводит к увеличению выпуска продукции более, чем в k раз.

 

Издержки производства и их виды. Анализ издержек производства и принцип максимизации прибыли

 

Поскольку издержки – это расходы (затраты) фирмы по производству и реализации продукции, а движущим мотивом предпринимательской деятельности является прибыль, то проблема их минимизации становится важным блоком экономического анализа деятельности фирмы. Кроме того, в решении вопроса о производстве и предложении товаров на рынок, центральное место занимает анализ издержек производства.

Существует два подхода к определению прибыли, различающихсяпониманием и издержек – бухгалтерский и экономический. Любой производственный ресурс обладает альтернативной стоимостью, которой является стоимость наилучшей упущенной возможности использования этого ресурса. Обладают альтернативной стоимостью и издержки. Альтернативные издержки - это альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Структура альтернативных издержек:

- явные издержки – это альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей, т.е. это плата за ресурсы, не принадлежащие фирме;

- неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих фирме.

- нормальная прибыль – это понятие, использующееся для обозначения альтернативных издержек капитала (нормальный доход на капитал).

Экономические издержки – это полные издержки производства, включающие альтернативные издержки каждого фактора производства и нормальную прибыль (альтернативные издержки инвестиций).

Бухгалтерские издержки отличаются от экономических тем, что они не включают неявные издержки, т.е. это явные затраты, представленные в виде платежей за приобретенные ресурсы.

Прибыль с точки зрения экономиста – разница между совокупным доходом фирмы и ее издержками (как явными, так и неявными).

Прибыль с точки зрения бухгалтера – разность между совокупным доходом и явными издержками.

Чистая экономическая прибыль – разница между бухгалтерской прибылью и неявными издержками.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности изменения объёма производства. В краткосрочном периоде выделяют следующие виды издержек производства фирмы:

1. Постоянные издержки (FC) - расходы, которые остаются неизменными, какого бы ни было количество выпускаемой продукции.

2. Переменные издержки (VC) - расходы, зависящие от объема выпускаемой продукции.

3. Общие издержки (ТС) - сумма постоянных издержек и переменных издержек (рис. 6.2).

 

(6.6)

4.Средние издержки (AC) - общие издержки на единицу продукции (рис. 6.3).

(6.7)

5.Предельные издержки (MC) – изменение общих издержек при изменении количества выпускаемой продукции (рис. 6.3).

(6.8)

 

Рис. 6.2. Общие, переменные и постоянные издержки фирмы

Рис. 6.3. Средние и предельные издержки фирмы

 

Средние издержки имеют стратегическое значение для фирмы, поскольку они показывают положение фирмы на рынке. На рис.6.4 показаны варианты положения фирмы на рынке:

1. Когда линия цены (Р) касается кривой средних издержек (AC) в точке их минимума (М), то это предельная фирма (рис. 6.4 а) Точка М является точкой нулевой прибыли (нормальной прибыли). Нормальная прибыль является составной частью издержек как нормальная отдача от капитала, вознаграждение фактора предпринимательства.

Рис. 6.4 а Рис. 6.4 б

Рис. 6.4 в

 

Рис. 6.4. Варианты положения фирмы на рынке

 

2. Когда минимальные средние издержки ниже цены (рис. 6.4 б), то фирма получает прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. получает сверхприбыль или квазиренту.

3. Когда средние издержки при любом объеме производства выше рыночной цены (рис. 6.4 в), то фирма терпит убытки.

Определение оптимального объёма производства фирмы связано с характеристикой предельных издержек. Кривая предельных издержек есть ничто иное, как кривая индивидуального предложения фирмы. Фирма будет расширять производство, если дополнительная единица продукции обходится ей дешевле, чем её продажная цена, до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продукции.

Поведение кривых МС, АС подчиняется так называемому предельно-среднему правилу, в соответствии с которыми предельные издержки будут равны средним издержкам в их минимальном значении. Это правило будет означать пересечение кривой МС и кривой АС в точке их минимума. Условия равновесия фирмы в краткосрочном периоде: P=MR=MC. Фирма должна производить такой объем продукции, при котором МR=MC. Соотношение предельных издержек и предельного дохода информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства.

Зная структуру издержек фирмы, можно принимать решение о том, каким должен быть оптимальный объём производства, если фирма ставит задачу максимизации прибыли. Общая прибыль фирмы может быть определена как разность между совокупным доходом (TR) и валовыми издержками(TC). Валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции (Q) на цену (Р):

(6.9)

Средний доход (AR) – это доход на единицу проданного блага:

(6.10)

Предельный доход (MR) – это изменение общего дохода при изменении количества реализуемых благ:

(6.11)

Рассмотрим рыночные ситуации (рис. 6.5):

Рис. 6.5 а Рис. 6.5 б

Рис. 6.5 в

 

Рис. 6.5. Положение фирмы на рынке.

1. Фирма в положении квазиренты (Рис.6.5а): валовая выручка –прямоугольник OP1MQ1, общая масса сверхприбыли – прямоугольник C1P1ML.

2. Фирма в состоянии возможного разорения (Рис. 5б): площадь прямоугольника P2C2LM – площадь убытков.

3. Фирма в состоянии получать нормальную прибыль (рис. 6.5 в) и находится в долговременном равновесии, условия которого таковы: MC=MR=P=AC.

 

Тема 7. Фирма в условиях несовершенной конкуренции

 

Причины образования, сущность и формы монополии.

Монопольная цена и монопольная прибыль. Индекс Лернера

 

Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Однако только в конце XIX столетия возникла реальная угроза для функционирования конкурентного рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности; новая роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как способ централизации капитала; эволюция форм объединений и превращение национальных монополий в транснациональные корпорации (ТНК). Существует два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений.

Монополии – крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над рынком и на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно;

3 Монополия фактически закрыта для входа в отрасль новых фирм. Барьеры входа в отрасль подразделяются на естественные и искусственные. Естественные возникают тогда, когда какой-то фирме удается добиться низких средних издержек в долгосрочном периоде. Естественным является барьер, связанный со сложностью вхождения в отрасль: монополизированные отрасли, как правило, имеют значительный объем выпуска продукции, поэтому потенциальной фирме для входа в отрасль необходимы существенные инвестиции. Искусственно создаваемые барьеры могут возникнуть чисто институциональным путем, например вследствие действий правительства: гарантирование патентных прав на изобретение, лицензирование, обеспечение секретности отдельных разработок, контроль за расходованием важных стратегических сырьевых ресурсов может обеспечить отдельным фирмам возможность монополизации отрасли. Другая природа искусственных барьеров - это нечестные действия самих фирм-монополистов: угроза силой потенциальным конкурентам, давление на владельцев ресурсов и т.п.

Главным признаком монополии является занятие монопольного положения, которое дает возможность ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольное положение позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П. Самуэльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).

Обозначим пять основных форм монополистических объединений.

1. Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

2. Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

3. Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

4. Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

5. Конгломерат - монополистическое объединение, образованное путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. Вместе с тем, монопольная власть означает возможность для фирмы влиять на цены и повышать прибыль, ограничивая объем производства и сбыта товара.

Особенности поведения монополиста на рынке заключаются в следующем:

1.Фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении. В ходе принятия решения о цене монополист учитывает рыночный спрос и свои издержки.

Для измерения степени монопольной власти используется Индекс Лернера:

(7.1)

где P – цена за единицу продукции; MC – предельные издержки, L – степень монопольной власти (0<L<1).Чем ближе L к 1, тем выше степень монопольной власти.

2. Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, кривая спроса на весь объем производимого товара, т.е. рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополии. Это означает, что фирма-монополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. Отсюда следует, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой предельная выручка также равна цене, в условиях монополии предельная выручка MR всегда меньше средней выручки AR, т.е. всегда меньше цены товара и кривая предельной выручки MR всегда лежит ниже кривой AR, т.е. ниже кривой спроса.

3. Поскольку у фирмы-монополиста кривая MR лежит всегда ниже кривой спроса, то в отличие от совершенной конкуренции, где условием максимизации прибыли служит равенство Р=МС, при монополии МС=MR выполняется, в том случае, когда предельные издержки меньше цены товара (МС<Р) и точка пересечения кривых МС и MR находится ниже кривой спроса.

4. Монополист максимизирует суммарную прибыль, при этом, увеличивая выпуск продукции, теряет в «удельной» прибыли (на единицу продукции), он за счет расширения объемов производства повышает суммарную прибыль.

5. Монополист не обязательно имеет прибыль, поскольку его успехи зависят от объективной рыночной ситуации: изменение спроса, рост издержек в связи с увеличением цен ресурсов могут привести к ситуации, когда монополист несет убытки. Следовательно, монополизация отрасли вовсе не означает, что монополист будет иметь прибыль.

6. Прибыль, получаемая фирмой-монополистом, будет привлекать в отрасль иные фирмы, поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм. Препятствия, которые выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль иных фирм, называются входными барьерами.

7. В связи с тем, что монополист обязательно сокращает объемы производства ниже потенциально возможных ради получения монопольной прибыли, в условиях данной рыночной структуры экономические ресурсы используются неэффективно. Поэтому во многих странах, в том числе и в России, осуществляется антимонопольное регулирование.

8. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Вместе с тем, монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

 

Ценообразование в условиях олигополии. Индекс Герфиндаля

Олигополия (от греч. oligos – малочисленный, poleo - продаю) – тип рыночной структуры, при котором небольшое количество крупных фирм контролирует производство и сбыт определенных товаров.

Олигополию характеризуют следующие признаки:

- в отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии;

- кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер, поэтому отрасль не может считаться совершенно конкурентной;

- в отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что ее действия не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, следовательно, эта рыночная структура отличается от монополистической конкуренции.

В олигополии важно определить степень концентрации рынка. Она изменяется с помощью Индекса Герфиндаля:

 

(7.2)

где S – доля фирмы в общем объеме продаж отрасли (в %), Н – степень концентрации рынка.

Невозможность однозначно предсказать ответ соперничающих фирм, усложняет теоретическое определение объема спроса и цены, при которых фирма-олигополист максимизирует прибыль. В экономической науке существуют различные подходы и модели ценообразования в условиях олигополии. Вместе с тем, экономисты пытаются найти общие принципы деятельности фирм-олигополистов. В частности, анализируя реальную действительность, исследователи выделяют две общие характеристики ценообразования в условиях олигополии:

- во-первых, цены при олигополии отличаются меньшей чувствительностью, более «жесткие», не так быстро и значительно меняются, как при других рыночных структурах;

- во-вторых, если цены все же меняются, то чаще фирмы делают это одновременно.

Теоретическое обоснование поведения фирм-олигополистов отражено в различных подходах и моделях ценообразования в условиях олигополистического рынка:

1. Дуополистическая модель была предложена А. Курно. В этой модели рассматривалась олигополия, включающая лишь двух товаропроизводителей. Курно считал, что взаимодействие фирм-дуополистов предопределяется максимизацией прибыли. При установлении фиксированной цены они будут производить неизменный объем продукции, обеспечивающий максимальную прибыль. При этом, по мнению Курно, равновесная цена будет выше, чем в условиях совершенной конкуренции, и ниже, чем в монополии.

2. В соответствии с теорией игр, разработанной Дж. Фон Нейманом и О. Моргенштерном, фирмы-олигополисты выбирают стратегию в ценообразовании с учетом реакции соперников на те или иные действия. Используя «правила игры», конкуренты принимают решение, которое дает наиболее адекватную результативность в плане получения прибыли.

3.Концепция олигополистической координации предполагает выработку различных форм взаимодействия фирм в достижении общих целей. Такими формами являются: сговор, лидерство цен и т.п. Тактика сговора используется тогда, когда фирмы договариваются о координации действий в установлении объема производства и цены в целях получения высокой прибыли.

Лидерство цен означает такую координацию действий олигополистов, при которой фирма или несколько фирм устанавливают определенную цену, а остальные реализуют продукцию по этой цене. Лидерство цен может выступать в различных видах. Лидерство доминирующей фирмы – когда какая-либо фирма является лидером в отрасли, другие не могут оказать воздействие на изменение цены, и они следуют за фирмой-лидером. Как правило, таковой выступает крупная, известная в отрасли фирма, которая либо выделяется низким уровнем цен, либо адекватным прогнозированием, либо умением удерживать доминирующее положение на рынке.

Одной из форм координации действий олигополистов является установление цены в соответствии с правилом «издержки плюс прибыль». В этом случае определяется норма прибыли и вычисляется цена, исходя из издержек производства и установленной нормы прибыли. Все фирмы отрасли должны следовать этому правилу и не снижать цену.

Во всех формах олигополистической координации фирмы исходят из того, что выгоднее прибегать к коллективным действиям и проводить одинаковую политику ценообразования, нежели преследовать индивидуальные цели в данном вопросе. В этом случае поведение, реакция всех участников становится предсказуемой. Отметим, что, как и фирмы при совершенной конкуренции, фирмы-олигополисты получают от рынка сигналы о состоянии экономики. Однако если для фирм в условиях совершенной конкуренции такими сигналами служат изменения цен товара, то для олигополиста – перемены в объемах производства.

Обобщая, можно отметить, что в олигополистической отрасли всегда взаимодействуют две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, фирмы заинтересованы в проведении совместных действий и достижении договоренности о разделе рынка, поскольку это сулит монопольную прибыль. С другой стороны, стремление каждой фирмы к сверхприбыли за счет своих конкурентов отталкивает их друг от друга, затрудняет проведение совместной ценовой политики. Несмотря на достигнутые соглашения, каждая фирма, как правило, стремится тайно увеличить получаемую прибыль, прежде всего, за счет нарушений условий о доле в суммарном производстве. Кроме того, фирмы используют неценовые методы конкуренции (рекламу, например), что также влияет на объемы продаж фирм, изменяя обусловленные доли суммарного выпуска продукции и подрывая достигнутые договоренности.

 

Монополистическая конкуренция. Реклама: за и против

 

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Ей присущи следующие черты:

1. В отрасли присутствует достаточное число фирм, каждая из которых конкурирует со значительным количеством соперничающих фирм и поэтому не учитывает их возможную реакцию на изменение цены своего товара.

2. Фирмы отрасли производят дифференцированный товар, поэтому каждая из них имеет возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара и кривая спроса отдельной фирмы имеет «падающий» характер. Это «монополистическая» часть модели. Однако кривая спроса данной фирмы довольно эластичная, поскольку товары, реализуемые другими фирмами, являются близкими заменителями товара, производимого этой фирмой. «Падающий» характер кривой спроса предполагает возможность получения фирмами монопольной прибыли в краткосрочном периоде.

3. Существует довольно свободный вход иных фирм в отрасль и выход из нее. Это, как мы знаем, должно приводить к тому, что в долгосрочном периоде каждая фирма отрасли не имеет экономической прибыли.

Поведение фирмы в монополистической конкуренции можно объяснить рядом особенностей:

1. Фирма производит лишь небольшую часть суммарного выпуска отрасли, поэтому обладает ограниченными возможностями влиять на рыночную цену товара.

2. Под дифференцированным продуктом понимается такой, качественные характеристики которого отличаются от производимого конкурентом. В условиях дифференциации товара отдельная фирма отрасли обладает ограниченной монопольной властью над собственным товаром, т.е. может повышать цену товара, даже если остальные фирмы отрасли не делают этого, без риска потерять рынок сбыта.

В большинстве случаев дифференциация товара объясняется разным качеством изготавливаемого продукта из-за различий в технологии, в видах используемого сырья, дизайна и т.п. Дифференциацию товара могут вызвать условия его реализации: быстрое обслуживание, доставка товара на дом, продажа в кредит и т.п. Это побуждает покупателей приобретать товар данной фирмы, а не другой. Наконец, на дифференциацию товара оказывают влияние реклама, применение торговых и товарных знаков, использование различной упаковки и т.п.

3. Неценовая конкуренция. При монополистической конкуренции отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как реклама, изменение качественных характеристик товара и условий продажи продукции. Это становится возможным вследствие специфики данной рыночной структуры: поскольку фирмы отрасли производят дифференцированный продукт, товар каждой отдельной фирмы оказывается восприимчивым к неценовым факторам.

4. Свобода входа в отрасль и выхода из нее. В условиях монополистической конкуренции вход фирм в отрасль относительно свободный, поскольку фирмы невелики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба у них небольшая. Однако в отличие от совершенной конкуренции, при которой наблюдается свобода входа в отрасль, при монополистической конкуренции дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, за счет рекламы), могут стать барьером для входа новой фирмы в отрасль.

Достижение равновесия в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль фирмы равняется нулю, не может надолго удовлетворить предпринимателя. В стремлении увеличить прибыль он будет стараться найти пути повышения выручки при неизменных (или снижающихся) издержках на единицу продукции. Сделать это возможно путем дальнейшей дифференциации продукции и выделения своего товара из всей массы родственных товаров, производимых остальными фирмами отрасли, что побуждает покупателей приобретать именно этот товар. Заставить потенциального покупателя поверить, что только продукция данной фирмы наиболее полно удовлетворяет его потребности, можно двумя путями: изменять или улучшать качественные характеристики товара, «подгоняя» свойства товара под запросы потребителей; рекламировать свой товар и приспосабливать уже запросы покупателей к имеющимся характеристикам выпускаемой продукции.

Как показывает практика, изменение и улучшение качественных характеристик товара приводит к увеличению спроса на продукцию фирмы, что позволяет ей иметь экономическую прибыль. Что же касается вопроса воздействия рекламы на объемы продаж и цены товаров, то надо учитывать, что среди экономистов нет единого мнения на этот счет.

Сторонники рекламы утверждают, что она:

- позволяет потребителям узнать о новых товаропроизводителях, новых продуктах, их модификациях;

- подчеркивает исключительные и полезные свойства продуктов, что стимулирует их совершенствование;

- обеспечивает повышение уровня производственной эффективности благодаря лучшему использованию эффекта масштаба производства, что ведет к снижению средних общих издержек производства;

- обостряет конкуренцию и препятствует монополизации рынков благодаря передаче информации о новых производителях и новых продуктах;

- содействует усилению склонности населения к потреблению, росту спроса, расширению производства, а, следовательно, и занятости;

- стимулирует ускорение оборота капитала, что содействует более рациональному использованию финансовых и материальных ресурсов;

- обеспечивает финансовую поддержку средствам массовой информации.

Противники уверены, что реклама:

- больше убеждает, чем информирует, довольно часто вводит в заблуждение покупателей и не исключает нанесения ущерба умышленной дезинформацией;

- наносит ущерб здоровью нации, психике населения путем навязывания вредных привычек, а также ухудшает экологию;

- вызывает непроизводительные расходы финансовых средств и использование ресурсов, которые могли бы быть использованы на производство других полезных благ;

- приводит к самонейтрализации ее результатов из-за принятия адекватных мер всеми участниками рынка;

- усиливает тенденции к монополизации рынков из-за создаваемых рекламой значительных финансовых барьеров для вступления в отрасль, а также из-за навязываемой потребителям приверженности к определенным фабричным маркам;

- вызывает зависимость средств массовой информации от рекламодателей, что ведет к искажению объективности передаваемой информации.

Таким образом, предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремиться к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль.

 

Тема 8.Особенности ценообразования на факторы производства

 

Рынок труда и воспроизводство рабочей силы

 

Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.

Рынок труда – это категория рыночного хозяйства. Основными элементами рынка труда являются спрос на труд, предложение труда, цена труда и конкуренция.

Субъектами рынка труда являются домохозяйства, фирмы, государство, профсоюзы.

Важной особенностью рынка труда является то, что люди, которые выступают носителями рабочей силы, наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состояни