Медицина катастроф ТЕМА №2,10. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСМК. МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ВС РФ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС, ИХ СОДЕРЖАНИЕ. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ РСЧС.
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя ОИВ в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности;
2. режим повышенной готовности;
3. режим ЧС.
Врежиме повседневной деятельности РСЧС функционирует при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В этом режиме проводится:
1. Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территорий;
2. Планирование и выполнение научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС, защите населения, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
3. Совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при ЧС;
4. Организации обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;
5. Создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС;
6. Осуществление целевых видов страхования.
Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.В этом режиме проводится:
1. Формирование, при необходимости, оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;
2. Усиление дежурно-диспетчерских служб;
3. Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
4. Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;
5. Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий. Проверяются системы и средства оповещения и связи.
В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления, а при необходимости - с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных);
Режим ЧС вводится при возникновении и во время ликвидации ЧС. В этом режиме проводится:
1. Выдвижение оперативных групп в район ЧС;
2. Определение границ зоны ЧС;
3. Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
4. Организация работ по ликвидации ЧС.
Мероприятия этой группы выполняются поэтапно:
На первом этаперешаются задачи по экстренной защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов ЧС. С этой целью проводится:
- оповещение об опасности;
- использование средств защиты;
- устанавливаются режимы поведения (режимы защиты);
- эвакуации из опасных участков;
- оказание пораженным первой медицинской помощи.
На втором этапевыполняются АС и ДНР:
К аварийно-спасательным работам относятся:
- прекращение воздействия поражающего фактора ЧС
- розыск пострадавших;
- извлечение их из завалов;
- эвакуация из зоны ЧС;
- оказание первой медицинской и других видов помощи.
К другим неотложным работам относятся:
- локализация очага чрезвычайной ситуации;
- разборка завалов в очаге;
- укрепление конструкций, угрожающих разрушением;
- восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, мостов.
- проведение при необходимости дегазации, дезактивации, дезинфекции и санитарной обработки людей.
На третьем этаперешаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в пострадавших районах. С этой целью проводится:
- восстановление жилья и возведение временных жилых построек;
- восстановление коммунального обслуживания;
- снабжение продовольствием и предметами первой необходимости;
- возвращение временно эвакуированного населения;
- восстановление функционирования промышленных объектов.
Медицина катастроф (МК), как новое научно-практическое направление в медицине выделилось в 70-х годах XX века. В 1975г. в Женеве было создано Международное общество МК (МОМК), в которое приняты 30 государств.
Начало создания СМК в нашей стране было определено постановлением правительства бывшего СССР № 339 от 07.04.90 «О создании службы экстренной медицинской помощи в ЧС». В развитии этого постановления, приказом министра здравоохранения СССР № 193 от 14 мая 1990г. было определено создание службы экстренной медпомощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения.
Вцелях совершенствования системы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (имелась разобщенность сил, недостаточно четкая вертикаль структуры службы), Правительство РФ издало постановление № 420 3 мая 1994г. «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных СБ, авариями и катастрофами». Этим постановлением было провозглашено о создании в РФ Всероссийской службы медицины катастроф.
Для дальнейшего развития службы, Правительство РФ утвердило «Положение о ВСМК» (Постановление Правительства № 195 от 28 февраля 1996г). Этим постановлением правительство подтвердило приоритетное значение СМК в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС.
Изменения, произошедшие в деятельности ВСМК, за 17 лет ее существования нашли отражение в новом «Положении о ВСМК» утвержденное Постановлением Правительства РФ № 660 от 12 августа 2011г.