Определение среднего значения периода освоения

нового изделия Топ.

Как было отмечено выше (лекция 2, вопр. 4) период освоения нового товара состоит в общем случае из трех этапов, имеющих свои временные характеристики, средние значения которых, соответственно, равны t1, t2, t3. Средние значения t1, t2, t3 определяются из статистических данных с помощью регрессионного анализа:

1) НИОКР - t1 (определение, анализ и обоснование технических требований к новому изделию, проведение маркетинговых исследований, разработка технического задания проекта, определение размера и источника инвестиций, длительности и сложности технологического процесса). Время выполнения этих работ - функция двух основных аргументов: числа человек, занятых в НИОКР по данному изделию (mч) и числа деталей осваиваемого изделия (nд). Регрессионная зависимость t1 = f(mч, nд) имеет вид:

t1 = a01 - ammч1 + aдnд, (3.2)

где a01, am, aд - коэффициенты регрессии.

2) Подготовка производства - t2 (разработка рабочих чертежей нового изделия, заключение договоров на поставку необходимых материалов и комплектующих, реконструкция существующего или установка и наладка нового технологического оборудования, изготовление и испытание опытных образцов, анализ фактических производственных затрат (себестоимости) изготовления образца, определение потребности в кадрах). Регрессионная зависимость t2 = =f(mч, nд) имеет вид зависимости (3.2), где а01 заменено на а02.

3) Освоение производства - t3 (изготовление и сборка опытной партии, корректировка конструкторской документации после испытаний и тестирования опытного образца, сертификация нового изделия, окончательный расчет цены реализации, сбор информации о потенциальных поставщиках и заказчиках, разработка проекта создания филиалов по продаже товара, подготовка рекламы и информации по сервисному и послепродажному обслуживанию). Время выполнения этих работ - функция не только числа человек, занятых в этом периоде (mч), количества деталей (nд), но и числа спецстанков (nспо), их срока службы (tсл), объема изделия (V). Формула регрессионной зависимости t3 = f(mч, nд, nспо, tсл, V) имеет более сложный вид, так как на t3 влияет большее количество факторов, но подход к обработке статистических данных все тот же - множественный регрессионный анализ.

На основании полученных регрессионных зависимостей определяются средние значения t1, t2, t3, а значит и время периода освоения нового товара Топ= = t1+ t2+ t3 для различных групп изделий.

1.3. Определение периода производства и реализации нового изделия Тпр

Среднее время производства и реализации изделия определяется двумя основными факторами - состоянием рынка и развитием технологий. Состояние рынка, как фактор, влияющий на длительность периода производства и реализации товара, определяется степенью конкурентной борьбы предприятий производителей и покупательной способностью потребителей. Для определения средней продолжительности периода производства и реализации продукции предприятию необходимо проведение маркетинговых исследований и отслеживание статистической информации о жизненных циклах (ж.ц.) товаров конкурентов.

Упрощенный пример определения средней продолжительности этапа ж.ц. товара на основе обработки статистики.

Например, имеется информация о 10 конкурентах, из которой известно, что аналогичный разрабатываемому товар находился в стадии роста и зрелости 2 года в 5-ти случаях из 10 (Р = 5/10 = 0,5); 5 лет в 2-х случаях из 10 (Р = 2/10 = = 0,2) , и 3 года в 3-х случаях из 10 (Р = 3/10 = 0,3). Среднее ожидаемое значение стадии роста и зрелости разрабатываемого товара составит: 2*0,5 + 5*0,2 + +3*0,3 = 2,9 года.

 

1.4. Учет влияния стохастичности (случайности) внешней среды на коэффициент обновления Ко.

Предприятие - открытая система, подверженная внешним случайным воздействиям (всевозможные рыночные, налоговые, инфляционные, политические факторы). Поэтому, для определения способности предприятия к гибкому развитию, а именно для определения коэффициента обновления Ко необходим вероятностный подход, учитывающий стохастичность процесса освоения и производства любого нового изделия.

В рассматриваемой методике вероятностная модель определения Ко построена на основе марковского случайного процесса с дискретными состояниями и непрерывным временем (см. теорию вероятностей). Цикл освоения производства, выпуска и реализации продукции представляет собой марковский случайный процесс, суть которого сводится к следующему. Рассматриваемый цикл (система) разбивается на отдельные состояния, которые соответствуют периодам освоения, производства и реализации продукции, описанным выше:

S1 - НИОКР (t1);

S2 - подготовка производства ( t2);

S3 - освоение производства (t3);

S4 - выпуск продукции (t4);

S5 - реализация продукции (t5).

При этом из каждого состояния система может перейти в состояние свертывания работ Sn. Этот переход происходит случайным образом. Причины такого перехода могут быть самые различные: банкротство смежников, эффективные действия конкурентов, прекращение финансирования, изменения в налоговом законодательстве и т.д. Состояния системы S1 - S5 можно считать дискретными, так как можно указать четкие границы начала и конца ее пребывания в каждом из них. Совокупность состояний S1 - S5 образует последовательность с непрерывным временем. Переходы системы из состояния в состояние происходят в случайные моменты времени, которые заранее указать невозможно, а вероятность перехода из одного состояния в другое за время Dt равна lij. Наглядно изображение состояний системы (гибкого развития предприятия) с позиций марковского случайного процесса представлено на рис. 3.2.

Реализация продукции S5
Выпуск продукции S4
  НИ ОКР S1
Освоение производ-ства S3
Подготовка производ-ства S2

Cвертывание работ Sn
Нио

l12 l23 l34 l45

 

 

l2n l3n l4n

 

l1n l5n

 

Рис. 2.2. Граф состояний системы (гибкого развития предприятия).

Вероятности lij можно найти, решив известную в теории вероятностей систему уравнений Колмогорова (см. теорию вероятностей). В результате получим, что вероятность перехода системы из состояния Si в сосотояние Si+1 представляет собой величину, обратную среднему времени пребывания системы в предыдущем состоянии. Подход к оценке этих времен (t1, t2, t3) рассмотрен выше в пункте 2.2.

Обработав статистику по изделиям, выпускаемым современно оборудованными предприятиями определенной отрасли (в нашем примере машиностроительными предприятиями), можно получить нормативные коэффициенты обновления Кон для групп изделий в соответствии с предлагаемой классификацией на основе кластерного анализа. В каждом конкретном случае можно определить фактическое значение Коф. Если соотношение Кон / Коф>1, то предприятие достаточно гибкое, имеет большие технические потенциальные возможности. Если Кон / Коф<1, то технические возможности гибкого развития предприятия недостаточны, и требуются дополнительные вложения средств или корректировка номенклатуры осваиваемых изделий. При этом следует помнить, что количество новых изделий в освоении N регламентируется производимой номенклатурой продукции n. Поэтому, с учетом формулы N = Kо*n (см. лекцию 2, вопр.4, ф-ла 1.10) коэффициент обновления Ко можно трактовать как тангенс угла наклона прямой N= f(n), т.е. Ко = tga.