Кадровая политика в международном бизнесе
Тема 6. Управление персоналом международных фирм
Международный менеджер, как правило, выполняет более широкий круг обязанностей, чем руководитель его ранга в стране базирования головной компании. В своей зарубежной деятельности и, в частности, в процессе принятия решений он должен иметь полную информацию о своих деловых партнерах, чтобы знать ответ на два основных вопроса:
1. С кем я имею дело?
2. Что я могу ожидать от своего зарубежного партнера?
При этом следует стремиться к тому, чтобы деловые отношения с иностранными партнерами строились напрямую, без посредников. В то же время следует тщательно изучать партнеров. конкурентов и потребителей независимо от их национальности и при общении с ними иметь в виду, что, возможно, этот партнер (собеседник) получил воспитание в традициях другой культуры.
Способностями, обеспечивающими успешное выполнение функций международного менеджера, являются:
- умение быстро адаптироваться к условиям иностранного государства;
- умение мыслить, принимая во внимание международные различия и преодолевать их в интересах дела;
- созидательная инициатива;
- умение действовать по заранее намеченному плану;
- честность;
- рациональность принимаемых решений;
- готовность к неожиданным ситуациям;
- целеустремленность, коммуникабельность;
- владение иностранным языком;
- терпимость к обычаям и культуре иностранцев;
- психическая устойчивость;
- умение быстро сосредоточиться и быть готовым к действию;
- желание работать за границей.
Глобальному менеджеру важно понимать, что международные экономические отношения определяются двумя ключевыми факторами: объективной необходимостью внешнеэкономических связей; взаимным интересом и экономической выгодой этих связей для партнеров из разных стран.
При этом в отношениях между партнерами при всех обстоятельствах должен соблюдаться принцип равноправия.
Глобальный менеджер сталкивается со следующими отличиями управления людскими ресурсами в принимающих странах от управления в государстве расположения головной компании.
1. Качественная разница в рынках труда.
2. Проблемы перемещения рабочей силы.
3. Стиль и практика управления.
4. Интернациональная ориентация
5. Контроль
6. Отношения с профсоюзами.
При всех различиях управления людскими ресурсами в разных странах важно соблюдать главный принцип - воспитание в сознании рабочих и служащих заинтересованности в успешной деятельности компании.
Наиболее важными инструментами воздействия менеджера на персонал за рубежом с целью стимулирования эффективной деятельности сотрудников зарубежных филиалов ТНК выступают:
1. Лидерство
2. Мотивация
3. Коммуникация
4. Контроль.
В стратегии выдвижения на руководящие должности в зарубежных филиалах международных компаний различают три типа ориентации: этноцентрическую, полицентрическую и геоцентрическую.
Этноцентрическая ориентация характерна для международных корпораций, в которых преобладает стремление к обеспечению доминирования головной компании в руководстве деятельностью ее зарубежных филиалов.
Полицентрическая ориентация типична для стратегии корпораций, которые стремятся в максимальной степени учитывать специфику условий принимающей страны и приспосабливаться к условиям деятельности в этой стране путем широкого использования местного персонала, в том числе и на руководящих должностях.
Геоцентрическую ориентацию в стратегии назначения на руководящие должности используют корпорации, которые не ставят интересы одной страны выше интересов другой и придерживаются интернациональных взглядов на проблемы, включая в состав высшего руководства зарубежными филиалами лиц разных национальностей, имеющих опыт работы за пределами своей страны.
Все эти три направления в стратегии назначения на руководящие должности могут комбинироваться в аспекте иерархии.