Мероприятия советской власти по созданию системы социального обеспечения в 17-39 гг.

Возрождение деятельности церковных приходов в области социального попечительства.

Органы городского самоуправления второй половины 19 –начала 20 вв. и их социальная деятельность

В соответствии с новым законом от 18 июля 1870г. в 509 городах России были созданы выборные бессословные органы городского самоуправления – городские думы. Они избирались на 4 года, подчинялись местной администрации и Сенату.

В компетенцию городских дум входило:

- продовольственное обеспечение граждан;

- развитие народного образования и культурных учреждений;

- здравоохранение жителей;

- налаживание местной промышленности и торговли;

- городское хозяйство: освещение, водоснабжение, транспорт, дорожное строительство, благотворительные и лечебные заведения.

Совместно с земскими органами городские думы занимались книгоиздательской деятельностью, открытием библиотек, клубов, народных домов. (В 1914 в стране было 237 клубов и 145 нар. дома)

Занимались городские думы организацией медицинской помощи населению, строительством новых больниц, амбулаторий, пунктов медицинской помощи, сотрудничая в этом с благотворительными обществами и частными лицами. Органы городского самоуправления тесно сотрудничали с земствами, и это способствовало увеличению числа социальных заведений разного профиля. (9584)

 

Оживление церковно-приходского призрения стало возможным только после отмены крепостного права. Закон 1864 г. предусматривал устройство приходских попечительств. В число попечителей входили местные священники, лица, выбираемые собранием прихожан на определенный срок, из них в обязательном порядке – церковный староста и волостной старшина. Вообще сами попечительства возникли быстро, но также быстро и закрывались. Те из них, которые продолжали существовать, содержали церковно-приходские школы и благотворительные учреждения.

Основным видом приходского призрения было содержание приютов для детей и богаделен для престарелых. В них, как правило, дети получали хорошее образование, что отрывало их от той среды, в которой они родились. Таким образом, в крупных городах церковно-приходские попечительные общества играли существенную роль наряду с другими органами социальной направленности в деле оказания помощи нуждающимся.

 

 

Лекция №_____

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СССР (3 этап)

Революционные события в 1917г. привели к смене политического режима в стране. В октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и власть перешла к 2ому Всероссийскому съезду Советов, в составе которого преобладали большевики. С первых дней своего существования советское государство взяло на себя решение социальных вопросов в интересах низов общества.

13 ноября 1917г. Совет народных Комиссаров (СНК) издал правительственное сообщение «О социальном страховании» В этом сообщении правительство официально извещало о разработке декретов по социальному страхованию и распространению их на всех наемных работников, включая сельскую бедноту; распространение страхования на все виды потери трудоспособности, включая безработицу; возложение всех расходов по страхованию только на предпринимателей; возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности.

В 1918г. был принят впервые в стране Кодекс законов о труде, закрепивший правовые гарантии для рабочих и служащих. (Таким образом, социальная защита трудящихся была поставлена на прочную законодательную основу.) В том же году была учреждена Инспекция труда и упразднена фабричная и горная, существовавшая при царском режиме. (цель – охрана труда, жизни, здоровья всех лиц, занятых любой хозяйственной деятельностью).

Важным этапом социальной политики Советской власти явилось принятое 31 октября 1918г. «Положение о социальном обеспечении трудящихся», согласно которому подлежали все без исключения лица, источником существования которых был только их собственный труд.

Кроме наркомата труда, был учрежден наркомат социального обеспечения в апреле 1918г. Первым наркомом социального призрения была А.М. Коллонтай. При Наркомсобесе существовала Комиссия о несовершеннолетних (1918-20). Эта комиссия руководила всеми исправительно-воспитательными приютами, колониями и т.п. Стали открываться детские ясли, детские сады, детские комунны для подростков, детские дома.

Особое внимание в годы гражданской войны уделялось соц. обеспечению красноармейцев и красногвардейцев и членов их семей. В августе 1918г. издан декрет «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств». Через полгода этот декрет был распространен на моряков Военно-Морского Флота, военнослужащих пограничной охраны, на все категории солдат и матросов прежней армии и флота.

(По окончании гражданской войны в связи с переходом к новой экономической политике шло восстановление экономики страны. В условиях разрухи и экономического кризиса, падения жизненного уровня социальное обеспечение требовало огромных расходов.) Под влиянием этих причин гос-во принимает декрет от 15.11.21г «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» вновь вводилось обязательное страхование рабочих в государственных, общественных, кооперативных, частных предприятиях по всем видам утраты трудоспособности (в том числе и по безработице). В июне в 1923г. было утверждено положение о биржах труда, которые должны были регистрировать безработных и устраивать их на работу. По постановлению Совнаркома «О социальном обеспечении инвалидов» от 8.12.21 право на пенсию получали все рабочие и служащие в случае наступления инвалидности по причине профессионального заболевания, увечья, общего заболевания или старости. Наркомат соц. обеспечения оказывал помощь инвалидам войны, в том числе Красной армии, продотрядов, царской армии, а также семьям инвалидов. Гарантировалась пенсия в случае потери кормильца. (соц. поддержкой обеспечивалось лишь городское население). Позднее в сентябре 1925г. ВЦИК утвердил «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи». Эти общ-ва обязаны были осуществлять соц. обеспечение семей военнослужащих, инвалидов и всех беднейших слоев деревни.

Наркомат здравоохранения был создан 11 июля 1918г. Он возглавил руководство лечебным и аптечным делом, учреждениями социальной гигиены и прочим. (в это время были сформулированы основные принципы советской медицины: профилактика болезней, бесплатность и общедоступность мед. услуг)

По декрету 2ого Всероссийского съезда Советов был организован наркомат просвещения, который возглавил А.В. Луначарский. Наркомат провел реформу школьного образования, в основе которой лежали декреты «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и «О единой трудовой школе». Этими декретами создавалась единая система школьного образования, доступная всем трудящимся. (сословный характер школы упразднялся и школа разделялась на две ступени: первая для детей от 8-13 лет и вторая от 13 до 17 лет). В области высшей школы декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения», принятый в августе 1918г. отменил все существовавшие ограничения при приеме в вузы. Преимущества при поступлении получали рабочие и крестьяне. Декрет о ликвидации неграмотности в РСФСР вводил обязательное обучение грамоте для всех граждан страны от 8 до 50 лет.

С конца 20 г. с развертыванием индустриализации и быстрым ростом численности раб. класса правительство расширяет меры по его соц. защите и повышению уровня организации пенсионного обеспечения. Постановлением наркомата труда от 5 марта 1928г. впервые ввели пенсии по старости в текстильной промышленности по достижении у мужчин возраста – 60 лет, у женщин – 55 лет при стаже трудовой деятельности в 25 лет. А с апреля 1929г. пенсии по старости стали получать рабочие и других отраслей.

Значительные достижения первых пятилетних планов, увеличение промышленного потенциала и национального богатства страны позволило закрепить в Конституции 1936г. право всех граждан на социальное обеспечение по старости, болезни, утрате трудоспособности. Пенсии по старости и инвалидности назначались на одинаковых условиях. Ограничения в пенсионном обеспечении, распространявшиеся на лиц, лишенных избирательных прав по социальному происхождению или положению, были отменены. Таким образом, в 20-30 г. были заложены основы социальной политики государства в области гарантий прав трудящихся. Это была передовая система для того времени.