СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ

кон. 17в.- нач. 19 в. (2 период)

 

Государственно-административное, общественное и частное призрение в России складывалось на протяжении почти двух столетий. Завершающий этап в оформлении его как системы приходится на 18-первую половину 19в. В это время появляются законодательная основа, территориальные институты социальной помощи, которые организуются общественными силами и частными лицами, а также виды административной помощи нуждающимся со стороны государства.

Все эти преобразования происходили в тяжелый период Северной войны, в ходе социального реформирования общества и структуры государственного управления первой четверти 18 века, предпринятого Петром 1. На 1ом этапе была реформирована деятельность Монастырского приказа. (Были взяты на учет владения монастырей и духовных владык и доходы от них поделены на две части между казной и монастырем. К 1700 г. церковные вотчины стали основным источником денежных, хлебных и других сборов государства. Монастырский приказ распределял их соответственно государственным нуждам: на военные расходы, солдат, в том числе и на «увечных солдат», их жен и детей, на школы и аптеки, на содержание богаделен.).

Если роль духовенства в социальном призрении все более контролировалась верховной властью, то значение местной власти в лице губернаторов все более возрастало. На них возлагалась организационная, финансовая и законодательная ответственность по устройству госпиталей для увечных, престарелых и незаконнорожденных детей и изысканию средств на их содержание.

В Петровское время изменяется подход к человеку. (В средние века отрицалась ценность личности и признавался приоритет коллектива. В новое время ценность человека рассматривалась с позиций его трудовой стоимости. Мерой ценности человека становилась его трудовая деятельность). Поэтому при Петре 1 происходит активизация карательной политики в отношении профессионального нищенства. (Это происходило также под влиянием западно- европейского опыта)

Еще в период двоецарствия (Иван 5 и Петр 1), в 1691г. появился указ «О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их». По этому указу, притворявшихся немощными, наказывали и ссылали на каторгу. Здоровых также отправляли в работные дома или по месту их приписки. Повторно уличенных в попрошайничестве били кнутом и ссылали в Сибирь. По указу 1712 года « О воспрещении нищенства» всех «ленивых прошаков» (просильщиков), без разбора, били кнутом прилюдно на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы. С 1718 г. карали и дающих милостыню.

Заботясь о действительно нуждавшихся, Петр 1 в 1700 г. распорядился начать строительство богаделен для старых и увечных по всем губерниям. (уже к 1718 г. только в Москве действовало 90 богаделен различного профиля, в которых содержалось 4 тыс. нуждающихся, на их содержание ежегодно тратилось 12 тыс. руб. кроме них без содержания проживало 207 нищих)

В 1706 г. митрополит Иова построил первый в России приют для незаконнорожденных детей. Петр 1 поддержал это начинание и немногим позже учредил в городах госпитали для незаконнорожденных, сиротские дома при магистрах и детские приюты при монастырях. Это были воспитательные и образовательные учреждения, в которых детей обучали с 5 лет. (Петром был вновь издан указ о том, чтобы младенцев сдавали в приюты или госпитали анонимно, в случае умерщвления государь грозил смертной казнью, в указе говорилось, когда дети вырастут, то мальчиков необходимо отдавать в учение какому-либо мастеру, по достижению 10 лет определяли в матросы, а девочек в услужение или детей брали на воспитание в семьи)

Значительное место в законодательстве Петра 1 занимала забота об отставных военнослужащих, а именно о престарелых, раненых и увечных офицерах, урядниках и солдатах». По указу 1716 бедным отставным офицерам, не способным к какому-либо труду, назначались кормовые деньги или жалованье до конца жизни. Кроме того, офицеры и солдаты определялись для прокормления в богадельни и монастыри.

С именем Петра 1 связано открытие в России сухопутного и морского госпиталей, а также инвалидного дома для военнослужащих (указ от 1719г.) ( В последние годы царствования Петр задумал новый проект : устроить всероссийскую перепись гулящих людей и нищих, но не успел осуществить)

Таким образом при Петре 1 были разработаны основы государственной политики в области социального призрения и появилась разветвленная система социальной помощи. Центральным органом являлся Патриарший, затем Монастырский приказы, с 1712г. – Святейший Синод, а с 1724г. – Камер-контора. В городах эту функцию выполняли городские магистраты, в деревнях с крепосным населением – помещики и старосты и сотские в селениях со свободным населением. Учреждениями призрения стали госпитали, приюты и богадельни для сирот, убогих, больных, инвалидов, а также заведения социального контроля: смирительные, работные дома для насильственного привлечения работоспособных мужчин и женщин к общественно-полезному труду.

Приемники Петра 1 не внесли сколько-нибудь существенных дополнений в законодательную деятельность, кроме ужесточения наказаний за попрошайничество. При Екатерине 1 и Елизавете Петровне закрылись даже те приюты для незаконнорожденных детей, которые учредил Петр1. Все руководство лежало на Сенате, без разрешения которого никто не мог быть определен в приюты и богадельни.(это было время дворцовых переворотов 1725-1762гг)

Только в эпоху царствования Екатерины 2 (1762-1796гг.) происходит завершение формирования системы социального призрения. Эпоха «просвещенного абсолютизма» стала переломной в деле развития социальной помощи населению со стороны государства. Правовые основы и концепция правового обеспечения общественного призрения были изложены в «Наказе Екатерины 2 (уложенной комиссии)» в 1766г. В этом документе можно выделить основные подходы в области социального призрения:

1. «Наказ» содержит общие рассуждения о значении и содержании законов. (отсутствие законов или плохие законы ведут к падению и разрушению гос-ва)

2. В «Наказе» была сформулирована концепция демографической политики (о народонаселении) и охраны здоровья народа. (главной целью общественного призрения ставилось: снижение младенческой и общей смертности, увеличение прироста населения и равномерного его расселения на громадной территории России)

3. Екатерина 2 подчеркивала взаимосвязь уровня благосостояния и решения проблем общественного призрения. Благотворительная деятельность тесно связана с рациональным использованием естественных (природный ум и землепользование), приобретенных (результаты труда, полученные в ходе развития ремесел, наук, художеств) и финансовых ресурсов страны и труда народа.

4. Огромное место в наказе занимала разработка концепции законодательства о развитии просвещения и воспитания в России. (это главнейшее средство превращения людей в граждан своего Отечества. Важным признавалось воспитание у юношества чувства соболезнования о бедных и добродетельности, благотворительности и милосердия. Воспитание милосердия рассматривалось как цель не только религиозного, но и светского воспитания и образования.)

5. в «Наказе» доказывалась необходимость разработки государственных законов по управлению и финансированию общественным призрением, по организации учреждений опекунства для защиты детей-сирот, умалишенных и прочих. При строительстве новых городов рекомендовалось предусмотреть организацию больниц, богаделен, сиротских домов и других учреждений. Большое внимание уделялось также полицейским учреждениям, которые должны были бороться с бродяжничеством, следить за гигиеной общественных мест. Далее в наказе говорилось о видах налогов, расходовании средств на поощрение рождаемости.

В 1762 – 1775гг. для ограждения общества от социально опасных элементов (в том числе и бродяг из монастырских, помещичьих и дворцовых крестьян) Екатерина 2 как и Петр 1, возлагала надежды на работные дома и призрение нищих при монастырях. Екатериной 2 были созданы и процветали: 1. Училище при Смольным монастыре, получившее известность как смольный институт благородных девиц. 2. Сухопутный кадетский корпус для юношей.

С 1782 г. в соответствии со школьной реформой стало распространяться систематическое и общедоступное образование в губернских и уездных городах путем создания народных училищ.

Во времена Екатерины 2 также были предприняты государственные меры по борьбе с эпидемиями и болезнями. (От оспы в России многие умирали или оставались слепыми) Так в 1764г. в Москве и Петербурге по распоряжению императрицы стали открываться оспенные дома для изоляции и лечения больных. И вообще организация медицинского обслуживания населения в этот период становилась государственной задачей. (1776г открыта Екатерининская больница в Москве в состав которой входили богадельня, сиротский дом, работный дом, отделения для душевнобольных (смирительный дом). Это был образец комплексного больничного заведения. В нее принимались отставные солдаты, неимущие лица и их жены, увечные и престарелые. Все остальные за определенную плату.

С 1775 г. начинается новый этап в развитии государственного устройства и правового обеспечения дела общественного призрения в России. С учреждением нового губернского деления в России при губернских управлениях были созданы приказы общественного призрения. Согласно закону, «приказы общественного призрения» должны были заботиться о народных школах, сиротских домах, воспитании детей-сирот, содержании госпиталей, больниц, богаделен, в том числе и для неизлечимо больных, осуществлять надзор над работными и смирительными домами. Таким образом, этим законодательным актом была заложена государственная система общественного призрения, в которой оказанием помощи всем нуждающимся занимались чиновники полиции и приказов. Деятельность приказов общественного призрения разворачивалась постепенно. К 1787г. они существовали только в 22 губерниях из 51. Приказ представлял собою административный орган, председателем которого являлся губернатор. Сначала приказы подчинялись Коллегии экономики, а с учреждением министерств – Министерству внутренних дел (1802). Наряду с приказами общ. Призрения, в городах с 1781г была введена должность городового попечителя о бедных, обязанностью которого было предупреждение развития нищенства среди населения. По городовому положению 1785г. (жалованная грамота на права и выгоды городам империи) вводились сословные разряды в городах и административная система управления. Все сословия делились на: 1. привилегированное – дворянство; 2. полупривилегированные – духовенство и купечество; 3. податные: крестьяне, мещане и ремесленники.

Таким образом, в 18 веке одновременно с укрепление позиций абсолютизма и его социальной опоры – дворянства – появилась система общественного призрения как отрасль государственного управления, была создана правовая основа социальной защиты населения, сформировались институты и учреждения светского типа для оказания разного рода помощи населению, сословное самоуправление. Однако все эти виды не могли охватить все нуждающиеся слои населения. Поэтому не случайно наряду с государственными структурами социального призрения с конца 18 века начинают развиваться ведомственные, общественные и частные благотворительные общества.

К середине 19 века сложилась определенная система учреждений социальной помощи:

  • Лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных)
  • Заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимо больных)
  • Учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища и пр.)
  • Местные благотворительные общества.

То есть, была создана универсальная система благотворительности.

 

 

Лекция №_____

Деятельность земских органов по распространению просвещения, здравоохранения и социального призрения (2 период)

В России во 2ой-половине 19в. организацией социальной помощи населению стали заниматься органы местного самоуправления – губернские и уездные земства, а также городские думы и городские управы. По закону 1 января 1864г. учреждались выборные земские органы для руководства хозяйственными делами:

Строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен; для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы; для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распорядительными органами земств были губернские и уездные собрания, а исполнительными – губернские и уездные земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым налогом. Выборы в земства проводились один раз в три года. (1914г земства созданы в 43 губерниях.)

Новыми учреждениями были получены материальные средства, которые формировались из:

- недвижимости, оставшейся от бывших приказов общественного призрения

- частных пожертвований и капиталов

- процентов от продажи игральных карт

- отчислений от штрафов, пени и различных пошлин и т.п.

Располагая такой узкой экономической базой, земские органы внесли значительный вклад в развитие таки областей общественной жизни, как народное образование, здравоохранение, социальное призрение, агрономическое и зоотехническое обслуживание крестьянских хозяйств, статистическое обследование этих хозяйств.

В 70-80гг 19 века земские органы разработали программу по улучшению социального положения крестьянства, которая включала следующие направления:

- расширение крестьянского землевладения;

- уменьшение и отмена выкупных платежей;

- введение мелкого кредита

- отмена подушной подати и ослабление налогообложения маломощных хозяйств;

- организация внешкольного образования;

- введение всеобщего начального образования; (За 50 лет деятельности земских органов было организовано всего 40 тыс. школ, в которых к 1913 г. обучалось 4 млн. детей)

- формирование сети учреждений здравоохранения и социальной помощи.

Земства сыграли значительную роль в организации воскресных школ, которые давали возможность получить образование фабрично-заводским рабочим, ремесленникам, другим категориям городских жителей. (в 53 губерниях действовало –300 школ)

Другой важнейшей функцией земского самоуправления была организация медицинского обслуживания населения. В середине 19 века врачебной помощи на селе практически не существовало. Медицинское обслуживание было организовано по округам, каждый из которых включал 3-5 уездов, и участкам. (В целом к началу 20 века число врачебных участков увеличилось в земских губерниях с 530 до 2686, в том числе в сельской местности с 70 до 1715. Количество врачей выросло с 235 до 3097. Всего к 1910 г. в губерниях действовало более 2тыс. больниц, из них 1700 в деревнях)

Наряду с созданием школ и организацией медицинских услуг, земства организовали агрономическую, зоотехническую, ветеринарную и другие службы, кредитную и страховую помощь. (всего при земствах насчитывалось 1500 специалистов сельского хозяйства.)

Следующим направлением культурнической деятельности земской интеллигенции было устройство ветеринарной службы. (К началу 20в. существовало 150 ветлечебниц и около 1000 участков, где работало 975 вет. врачей и более 1600 фельдшеров).

Важным мероприятием земских управ была работа по развитию сельхозкредита. (В 70-е годы ими создано 422 ссудосберегательных товарищества с участием земского капитала и около 100 касс мелкого кредита, произошел подъем кооперативного движения)

Особое значение имела работа земств по сбору статистических данных по обследованию уровня жизнеобеспечения и развития крестьянского хозяйства. Этим занимались земские статистические бюро.

Земские органы самоуправления положили начало становлению юридического обслуживания населения.

Значительная работа проводилась земскими органами в области социального обеспечения и социальной поддержки населения: строительство и содержание богаделен, устройство сиротских приютов, открытие яслей, училищ для слепых, создание сети дешевых столовых, учреждение домов трудолюбия и др.

Таким образом, земская деятельность по организации социальной помощи населению охватывала большую часть социально незащищенного населения по сравнению с предшествующим периодом, была более разносторонней и эффективней, нежели деятельность приказов общественного призрения предшествующего времени.