Оперативное управление

В отличие от автоматических систем управления, организационные системы способны кардинально менять программу действий при существенных отклонениях при изменении внутренних и внешних факторов.

 

Заключительный контроль

Производится после выполнения работы.

Задачи контроля:

Ø получение исходной информации для планирования аналогичных работ в будущем

Ø измерение результативности и принятие мотивирующих воздействий

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ).

Концепция всеобщего контроля качества (Total Quality Management – TQM)предусматривает организацию контроля на всех стадиях воспроизводственного процесса – от проектирования новой продукции до послепродажного ее обслуживания.

[Содержание]

6.3.5. Связующие процессы – принятие решений и коммуникации.

Реализация каждой из функций управления есть последовательность решений, которые принимает руководитель. А для принятия эффективных решений, т.е. решений, которые обеспечивают достижение целей организации при минимальных затратах ресурсов организации, требуется своевременная и достоверная информация о состоянии объекта управления и внешней среды.

 

Принятие управленческого решения – это волевой акт, при котором руководитель на основе анализа имеющейся информации и оценки возможных альтернатив делает свой выбор о том, что и как планировать, как организовать процесс достижения принятых целей, как мотивировать персонал для наилучшего достижения целей и, наконец, как контролировать процесс достижения поставленных целей.

Акт принятия решения – необходимый атрибут любой функции менеджмента. В организационном управлении он одновременно является юридическим актом, в связи с чем оформляется распорядительным документом за подписью соответствующего должностного лица.

Коммуникации – это процесс обмена информацией между людьми, между организациями. Деятельность любой социально-экономической системы (фирмы или государственного учреждения) невозможна без коммуникаций. Для того, чтобы разработать план достижения тех или иных целей организации требуется разнообразная информация о состоянии внешней среды, о ресурсах организации и т.п. Но сам по себе принятый план так и останется планом, если он не будет доведен до конкретных исполнителей, если эти исполнители не будут объединены в определенную организационную структуру, в которой будет обеспечен обмен информацией. Кроме того, этот план вряд ли может быть выполнен, если персонал не осознает тех целей, которые будут достигнуты, и того вознаграждения, которую каждый из них может получить. И, наконец, руководитель должен располагать достоверной и своевременной информацией о ходе реализации планов для того, чтобы своевременно скорректировать оперативные планы и оценить, достигнуты ли установленные цели организации.

Коммуникации(лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь), т.е. процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение. Процесс коммуникации понимается следующим образом:

Рис. 6.13 Прямой коммуникационный процесс

Базовые элементы в процессе обмена информацией:

1. Отправитель – лицо (лица), которое формирует или отбирает идеи, подлежащие передаче, собирает или отбирает информацию, кодирует сообщение и передает ее.

2. Сообщение - сущность информации, передающейся устно, или закодировано, с помощью символов.

3. Канал – средства передачи информации.

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое принимает сообщение, декодирует и воспринимает его.

Коммуникационный процессвключает в себя следующие этапы:

1. Формирование идеи (отбирает информацию);

2. Кодирование (формирование) и выбор канала;

3. Передача идей;

4. Кодирование.

Виды коммуникаций

1. Внешние коммуникационные сети: государство, другие регулирующие агентства, потребители, конкуренты, профессиональные ассоциации, общественные и иные организации.

2. Внутрифирменные коммуникации:

- межуровневые коммуникации - перемещение информации в рамках вертикальных коммуникаций, различают нисходящую и восходящую коммуникации.

- горизонтальные коммуникации между различными отделами, координирующие, регулирующие их деятельность.

- коммуникации "руководитель – подчиненный", связанный с пояснениями задач приоритетов и ожидаемых результатов с обеспечением вовлечения в решение, обсуждение задач, оповещение о стратегии, изменениях, обмен идеями.

- коммуникации между руководителем и рабочей группой.

- неформальные коммуникации – канал распространения передачи слухов.

Феномены, связанные с процессом коммуникаций

 

1. Обратная связь:

- при наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями.

- двусторонний обмен информации повышает уверенность и эффективность;

- обратная связь повышает правильность и точность восприятия, раскодирования.

2. Шум (помехи). Источники помех:

- язык (вербальный и невербальный);

- различия восприятия, из-за которых может изменяться смысл;

- различие в организационном статусе.

Рис. 6.14 Коммуникационный процесс с обратной связью и шумом

Трудности в развитии коммуникации

1. Искажение сообщений:

- непреднамеренное искажение проходит, как правило, из-за низкой профессиональной пригодности;

- фильтрация, т.е. суммирование обобщение, в ходе которого возможно искажение;

- сознательное искажение;

- несовпадение статусов (стремление формировать только положительную информацию с целью получения одобрения);

- страх перед наказанием и ощущение безопасности дела.

2. Информационные перегрузки – невозможно реагировать на всю информацию, деление на нужную и ненужную, существенную и несущественную, достаточно субъективную.

3. Неудовлетворительная структура информации:

- сложность управления;

- много уровней, много искажений.

Пути улучшения системы коммуникации

1. Управленческое регулирование:

- четкое определение и формулирование задач;

- формирование четкого представления о потребностях информации начальника, себя, своих подчиненных;

- планирование, реализация, контроль совершенствовать в направлении улучшения информационного обмена;

- обсуждение планов, задач, путей их решения.

2. Совершенствование системы обратной связи:

- перемещение людей из одной организации в другую с целью обсуждения;

- опрос работников, в среде которого необходимо выявить: четко ли доведены до них цели их деятельности, информированы ли они; с какими потенциальными и реальными проблемами сталкиваются или могут столкнуться стратегии грядущих перемен; получают ли их руководитель для предложений.

3. Совершенствование системы сбора информации с целью снижается тенденции фильтрации идей или их игнорирование на пути снизу вверх.

4. Создание каналов информационных сообщений в форме степной печати, статей, бюллетеней, радиотелевидения, компьютерных сетей.

5. Внедрение совершенных, информационных технологий (электронная почта, видеоконференции и другие).

[Содержание]

В условиях производственного менеджмента конечной целью оперативного управления является обеспечение ритмичного выпуска заданной номенклатуры изделий в установленных объемах и сроках при наилучшем использовании производственных ресурсов и наиболее коротких циклах изготовления продукции.

Оперативное управление осуществляется в двух стадиях:

Первая - разработка на основе производственной программы оперативно-календарных планов изготовления и выпуска продукции;

Вторая - непрерывный оперативно-производственный учет, контроль, регулирование выполнения планов посредствам анализа возникающих отклонений от заданий и оперативного их устранения (диспетчирование).

Состав функций оперативного управления:

1) оперативно-календарное планирование процесса изготовления продукции;

2) оперативный учет хода производства, контроль, регулирование производства;

3) разработка календарно-плановых нормативов и выбор системы оперативного управления;

4) объемные расчеты загрузки оборудования и площадей.

Оперативное управление как процесс осуществляется последовательно в два этапа:

Межцеховое планирование и управление, которое заключается

- в разработке рационально построенной производственной программы для цеха на годовых, квартальных и месячных отрезках времени (объемное планирование);

- в установлении взаимосвязанной совокупности сроков начала и окончания производства по всей номенклатуре каждого цеха в плановом периоде (календарное планирование);

- в осуществлении учета, контроля, оперативного регулирования работ между цехами (своевременное движение продукции).

Внутрицеховое управление, которое заключается

- в разработке месячных квартальных производственных заданий для участков и бригад (объемное планирование);

- в построении календарного плана движения каждого предмета либо партии предметов (заготовки, детали, компонент деталей), по участкам; разработка сменно-суточных заданий по участкам; распределение работ по рабочим местам (оперативно-календарное планирование);

- в осуществлении оперативного учета, контроля, оперативного регулирования работ, выполненных внутри цеха, по производству продукции.

Состав функций оперативного управления.

Вид управления Планирование Учет, контроль, анализ и регулирование
Межцеховое Разработка производственной программы цеха (квартальная, месячная). Разработка календарных планов движения предметов по цехам. Работа цехов: номенклатуры, количественный выпуск, объем работ, сроки сдачи продукции, запуска продукции.
Внутрицеховое Разработка производственных программ для участков, календарных планов движения предметов по участкам, сменно-суточных заданий Выполнение месячных и сменно-суточных заданий участками. Программ выпуска участков по пятидневкам

Оперативному учету на межцеховом уровне подлежат номенклатура, количественный выпуск продукции цехами, объем выполненных работ, сроки сдачи продукции.

Оперативному учету на внутрицеховом уровне подлежат выполнение сменно-суточных и месячных заданий участками, производственных программ цехом за сутки пятидневки, обеспеченность производства материалами, заготовками, комплектациями.

Оперативные контроль и регулирование хода производства называются диспетчированием и заключается в выработке плановых заданий.

Оперативно-календарное планирование и диспетчирование ведутся на основе выбранной системы оперативного управления производством и разработки календарно-плановых нормативов.

[Содержание]