Благотворительная деятельность русских князей

и православной церкви в 10-13 вв. (1 этап)

Киевская Русь была раннефеодальным государством, в котором долгое время сохранялись черты патриархального родового строя и демократические институты (вече, народное ополчение и т.п.) Нравственные устои в таком обществе были просты: помощь и сочувствие тем, кого постигло несчастье и сострадание к ближним. Этому способствовали и родоплеменные традиции восточных славян.

Подлинным толчком для развития благотворительности на Руси стало принятие христианства (988-989гг), в основе которого лежит философия деятельной любви к ближнему. Христианское учение и его заповеди «не убий», «не укради», «возлюби ближнего, как самого себя» становились морально-нравственными установками общества. Развитие письменности, распространение христианской литературы и церковь оказали большое влияние на становление общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения населения. Духовными милостынями считались: научить истине и добру, дать ближнему добрый совет, молиться за него богу, не воздавать за зло, от сердца прощать обиды и т.п.

С распространением христианства и складыванием идейно-теоретических основ социальной помощи в древнерусском обществе формировались и стереотипы поведения. Как известно, к числу важнейших христианских обязанностей, особенно в православии, относятся пост, молитва и милостыня. Именно милостыня, подаяние в различных формах стали на многие столетия основной формой благотворительности. Общераспространенными стали убеждения, что нищий пробуждал чувство человеколюбия, что «богатый молитвой нищего спасается». Нищий стал для благотворителя лучшим богомольцем, духовным благодетелем. « В рай входят святой милостыней», - говорили в старину.

Таким образом, нищелюбие стало прежде всего условием личного, нравственного здоровья, одним из главных средств нравственного воспитания народа и, вместе с тем, выполняло роль социальной помощи и общественного благоустройства. В практической жизни это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, принять странника в своем доме, помогать в погребении нищих и т.п.

Благотворительность не включалась в круг государственных обязанностей и была частным делом христианина, но многие из киевских князей прославились как защитники «нищих и убогих». Наибольшую известность и почет на этом поприще приобрел в древности князь Владимир Святославович, креститель Руси (963-1015гг.). Известно, что он позволял всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами могли приходить, посылал повозки, груженые хлебом, медом, овощами, мясом. Это происходило не только в Киеве, но и по всей Руси.

В 996 г. Владимир официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением и определял десятину (русская поземельная мера) из казны на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Почти сразу после крещения он занялся строительством церквей, которые стали не только распространителями веры, но основой образования, книжного дела и получения знаний. Прославился благотворительностью и его сын Ярослав мудрый. При нем в Новгороде было открыто училище для 300 юношей. А в первом кодексе законов «Русская правда», составленном в это время, содержались статьи, защищавшие интересы вдов и сирот при дележе наследства.

Заслуженным авторитетом не только в делах государственных, но и в морально-нравственной сфере пользовался Владимир Мономах. Он тоже раздавал деньги и пищу по обычаю тех лет. Князь отвечал за определенный порядок в обществе и государстве и наказывал потомкам не давать в обиду «худых смердов» сильным людям. Сестра Владимира, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, содержала его за свой счет и обучала своих учениц читать, писать и рукодельничать. Таким образом, нравственная сторона деятельности власти признавалась крайне важной для сохранения спокойствия и мира в самом обществе.

Примеров благотворительной деятельности князей в этот период русской истории было немало. Были известны своим милосердием сыновья В. Мономаха – Мстислав и Ростислав, раздавшие бедным полученное по наследству имущество от дяди Вячеслава. Андрей Боголюбский, по примеру князя Владимира, приказывал развозить по улицам жизненные припасы, раздавать их бедным и заключенным в темницах. Князь Всеволод Юрьевич (1177-1213гг) после сильного пожара во Владимире оказал большую помощь горожанам в восстановлении жилья. Александр Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена. Иван Данилович, князь московский, был прозван Калитой за тот мешок, который носил с собой, раздавая из него милостыню. Дмитрий Донской также раздавал милостыню бедным и больным. Были и такие примеры, когда те или иные бояре, их жены или вдовы уходили в иноки ( монахи, чернецы, отшельники, пустыножители ) и жили на доходы от своей работы при монастырях. Первоначально монастыри существовали как закрытые сообщества. Они представляли собой многофункциональную систему самоподдержки в важнейших сферах жизни: общении, обучении, лечении, ведении хозяйства. Получив помощь со стороны княжеской власти, монастыри стали играть огромную роль в деле социального призрения, возглавив организацию этой деятельности. Они выполняли четыре основные функции: лечение, обеспечение неимущих (в виде оказания единовременной помощи продуктами – милостыни), обучение, контроль. Постепенно стала оформляться ктиторская монастырская система (ктитор – создатель храма или монастыря, попечитель). Особенность этой системы заключалась в том, что постригающийся в монашеский сан обязан был приносить дар монастырю (как правило, это были земельные угодья), что позволяло вести сытую жизнь в его стенах, то есть стабильную поддержку получали те, кто имел средства.

Таким образом, в начальный период русской истории инициатива в защите интересов неимущих и обездоленных принадлежала, во-первых, княжеской власти, которая руководствовалась христианскими морально-нравственными ценностями и заповедями. Во-вторых, в призрении нищих видела своих важнейшую социальную обязанность и русская православная церковь. Под влиянием этих факторов в обществе складывались традиции, формы и приемы организации социальной помощи. (В главных своих чертах они были сопоставимы с теми, которые складывались в христианских странах Европы.) Русским феноменом социальной практики и общественного сознания стало нищелюбие, основанное на ценностях православия.

 

Лекция №_____

 

Развитие благотворительности и государственный меры помощи нуждающимся в зарубежных странах (Европа, США) в новое время (3 период)

На смену средневековью пришло новое время. Это был совершенно особый период всемирной истории. В эпоху позднего средневековья (16-17вв) началось разрушение натурального хозяйства, развитие торговли, ремесла, расцвет городов, развитие новых отношений. Европейские страны, пройдя стадию первоначального накопления капитала, вступили в стадию мануфактурного производства. Мануфактурное производство, как более дешевое, стало вытеснять ремесленное. Ремесленники разорялись и превращались в рабочих-пролетариев. На мануфактуры также стекались массы крестьян, потерявших землю. Новых богачей из простонародья стали называть «буржуа». Однако эти общие для европейских стран изменения происходили в разное время. Так например, промышленная революция в Англии началась в середине 18 века, во Франции в начале 19 века, в Германии в 40-х годах 19 века. С развитием индустрии стремительно росло городское население. Индустриальное общество все более четко разделялось на два противоположных класса: буржуа – собственников и пролетариев – неимущих.

Как правило, в районах, где селились богатые, были широкие улицы, часто окаймленные деревьями и хорошо освещенные. Богатые особняки были подключены к газо- и водопроводу, а впоследствии к электросети. В пролетарских районах и кварталах наблюдался дефицит воды, света и воздуха. Многочисленные свидетельства сообщают о рабочих семьях, живших в одной общей комнате, спавших на соломе, не имевших ни постельного белья, ни мебели, ни посуды и никогда не менявших одежду. Отсутствие гигиены ухудшало положение населения. Для рабочих кварталов была характерна также перенаселенность, что приводило часто к возникновению эпидемий и распространению холеры, туберкулеза и др. заболеваний. Больше всего в результате социального неравенства страдали дети. Женщины работали без отпуска по беременности и родам. Часто роды случались прямо на рабочем месте. Что касается детей, недостаток в уходе и хорошем молоке, а также загрязнение воздуха в промышленных кварталах объясняли высокую детскую смертность. Неизбежным спутником нищеты в рабочих кварталах были алкоголизм, проституция, преступность, беспризорность детей, их труд с раннего детства, неграмотность основной массы населения.

Труд рабочих и взрослых, и детей был тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 13-14 часов. Труд детей использовался не только в сельской местности и ремесле, но и на фабрике. Детей принимали на работу в возрасте 8-9 лет, при этом з/плата детей и подростков составляла третью или четвертую часть з/платы рабочего мужчины. Надзиратели подвергали детей телесным наказаниям. Женщины в основном были заняты в текстильной и швейной промышленности, в торговле, работали прислугой. Очень часто на производстве случались несчастные случаи- от взрывов пороховых машин до потери рук или ног от машин, получение ожогов. К травмам прибавлялись профессиональные заболевания: силикоз у горняков при вдыхании пыли, туберкулез от наличия в воздухе текстильных или металлических волокон и др. Эти и многие другие болезни представляли опасность для здоровья. Однако никакой закон не защищал рабочих от риска, связанного с профессиями.

Такой образ жизни, был характерен для подавляющей массы европейских стран..

Противоречия общества, в котором промышленники умножали свои богатства, а рабочие жили все хуже и хуже, толкали пролетариев на борьбу.

В период с 1838-1848гг появляется первое общенациональное политическое движение – чартизм, в которое входят трудящиеся и нуждающиеся слои общества. Наряду с политическим требованием борьбы за всеобщее избирательное право для мужчин, был выдвинут целый ряд социально-экономических требований: 1. – 8часовой рабочий день; 2. легализация тред-юнионов (так назывались первые профсоюзы, они появились в 1824г. в Англии и объединяли квалифицированных рабочих, в других странах они появились позже); 3. отмена закона о бедных и др. В такой ситуации власти не могли больше игнорировать проблему тяжелого положения и тяжелых условий труда и быта наемных рабочих. В 1832г английский парламент принял закон об обследовании состояния английских фабрик. В 1840г. было создано Общество оздоровления городов. В 1842 г – Общество улучшения жилищ рабочего класса , в 1842 – закон, ограничивший рабочий день подростков, детей и запретивший ночную работу. В 1848 парламент принял закон, который преследовал цель предупредить профессиональные заболевания и возлагал на местные органы власти контроль за санитарным состоянием фабрик и заводов. (Англия) Под влиянием революции во Франции в марте 1848г. был принят декрет о сокращении рабочего дня на 1 час. Кроме того французское правительство приняло декрет о создании так называемых национальных мастерских для безработных. Рабочие выступления в Праге в марте 1848 г. в Австро- Венгерской империи вынудили австрийские власти ввести выплату небольшого пособия для безработных. Еще одним каналом отстаивания и защиты интересов трудящихся и малообеспеченных слоев стали профсоюзы.

Становление и развитие индустриального общества в европейских странах привели к распространению социалистических идей и теорий, главная задача которых была создать общество социальной справедливости. (на практике социал. идеи развивались в двух формах: утопический и политический социализм).

К концу 19 века в европейских стран сложились определенные подходы в решении некоторых социальных проблем. При этом использовались две сложившиеся формы социальной деятельности: через государственные органы и социальное законодательство, с одной стороны и через частную благотворительность отдельных лиц, организаций и церкви, с другой стороны. Первое направление в соц. работе делало только робкие шаги в это время и получило свое наибольшее развитие во 2ой половине 20 века. Что касается второго направления, оно безусловно, было ведущим, и благотворительные организации выполняли львиную долю соц. работы. В их поле зрения находились прежде всего бедные люди, больные, страдавшие каким-либо врожденным недугом или полученным в результате несчастного случая, инвалиды, слепые, глухие, психические больные люди, лица с девиантным поведением – малолетние и взрослые преступники, проститутки, люди, подвергавшиеся дискриминации по расовому признаку. (негры, индейцы в США и др.) Например: в Швеции с конца 19 века сформировались 2 направления в соц. работе: призрение больных и помощь бедным. В 1866г в Стокгольме была создана благотворительная организация «Общественный союз покровительств». В Великобритании, например, в 1835 г. возникло Общество по предотвращению нищенства, в1869 г. в Лондоне основано Общество благотворительности; Национальное общество защиты детей от жестокого обращения. Армия Спасения, которая возникла в Лондоне в1878 г. и в 1880 г. вышла за пределы Англии и в настоящее время имеет свои филиалы более чем в 100 странах. (центр находится в Лондоне) Армия Спасения содержит на свои средства больницы, столовые, ночлежные дома и др. социальные заведения. Помощь Армии Спасения в первую очередь всегда была направлена следующим группам нуждающихся: бедным, престарелым, инвалидам, беженцам и ветеранам. В многоплановой и разнообразной соц. работе в европейских странах в 19 веке следует отметить такое новое явление как движение сеттльмента. (сеттльмент- поселение, заселение. То есть, представители образованной, обеспеченной части англ общ-ва живя по соседству с бедняками, ощущая на себе все последствия бедности, становились помощниками местных жителей. Они являлись организаторами и практиками. В дальнейшем эта деятельность трансформировалась в соц. работу местных центров в территориальной общине. В конце 19 нач. 20 вв. движение сеттльмента вышло за пределы Англии и широко распространилось в большинстве Западно- Европейских стран, США, Юго-восточной Азии, Японии).

В целом следует отметить, что период нового времени в истории европейских стран и США был насыщен множеством различных изменений в материальной, производственной, духовной, социальной сферах. Часто эти изменения приводили к серьезным социальным трениям и конфликтам. Инструментом, позволившим снимать и урегулировать эти проблемы, была деятельность различных благотворительных организаций. Этот период можно назвать периодом классической благотворительности без значительного участия государственной власти.

Лекция № ______