История за рубежом
Важной и неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки социального работника является изучение зарубежного опыта. Мир за пределами нашей страны велик и многообразен. За длительный период существования, начиная с древнейших времен и до настоящего времени, человечеству приходилось сталкиваться и решать многие социальные проблемы. Эта копилка социального опыта колоссальна и бесценна и должна быть использована в современной социальной практике России.
Большое значение для развития социальной работы в России имеет изучение и осмысление, прежде всего опыта социальной работы в Западной Европе и в Соединенных Штатах Америки, так как именно здесь социальная работа получила статус профессиональной деятельности в конце 19 – начале 20 вв.
Курс истории СР за рубежом содержит обзор наиболее важных проблем развития благотворительности и государственных мер помощи нуждающимся, начиная с древности и заканчивая современностью. В основе изложения материала лежит проблемно-хронологический принцип, что определило структуру издания, состоящего из пяти разделов. Раздел, посвященный эволюции социальной работы в разных странах, построен по хронологическому принципу. В основе изложения курса истории социальной работы была положена периодизация, а в контексте общего социально-экономического и политического развития стран и народов. Сформулированная в рамках формационной теории, периодизация в истории социальной работы за рубежом повторяет основные периоды в истории развития народов:
1. Развитие общественных и государственных мер помощи нуждающимся у древних народов (2 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.).
2. Развитие благотворительности и участие власти в решении социальных проблем в эпоху средневековья (5 – середина 17 вв.).
3. Развитие социальной работы в новое время (середина 17 вв. - начало 20вв.).
4. Развитие социальной работы в новейшее время (20-21 вв.).
Курс истории СР не исчерпывает всего многообразия направлений и методов социальной работы в зарубежных странах за столь длительный период времени. Главное внимание сосредоточено на общих проблемах эволюции практической социальной работы, развитие ее теоретических основ, международном аспекте социальной работы, который она приобрела во второй половине 20в., а также на состоянии благотворительной деятельности на современном этапе развития на примере отдельных стран. Малоосвещенной до сих пор остается проблема образования в сфере социальной работы за рубежом.
Цель данного курса – помочь студентам, обучающимся по специальности «социальная работа», в их профессиональном становлении, что не возможно без знания и изучения многообразнейшей социальной практики, накопленной человечеством за всю историю его существования.
Лекция № _____
Развитие благотворительности и участие власти в решении социальных проблем в эпоху средневековья
Период общественной (общинной, церковной) благотворительности(2период)
Западный мир в период средневековья (5-середина 17вв)
Эпоха средневековья берет свое начало с падения Западной Римской империи в 5веке н. э. и заканчивается в середине 17 века победой Английской буржуазной революции. В рамках этого периода выделяются три этапа: 1. раннее средневековье(5-7вв) 2. классическое средневековье (9-15вв) позднее средневековье (16-17вв) – период кризиса феодализма и становления буржуазного общества в европейских странах.
Какие же черты были присущи европейскому средневековому обществу в целом? Основной род занятий жителей Европы – земледелие – обработка полей, огородничество, садоводство, виноградорство. Хозяйство было преимущественно мелким и натуральным. Средневековые города, бывшие центрами ремесел и торговли, как правило насчитывали 3-5 тыс. жителей. Этнический состав Европы в раннее средневековье был пестрым: греки, романские народности, кельты, германцы, балты, славяне и др. Этот период можно еще назвать «великим переселением народов», что привело к смешению различных племен и народностей. Численность населения увеличивалась медленно, лишь на рубеже 1и2ого тысячелетий произошел демографический скачок и до конца 13 в. численность населения продолжала медленно увеличиваться. В середине 14 века численность населения резко упала в результате эпидемии бубонной чумы – «черной смерти»(инфекционная болезнь) (1348-1349гг 1346-1348гг.). Эта эпидемия унесла в разных странах от 25 до 50% населения. Затем столетняя война и другие вооруженные конфликты, народные восстания – все это сокращало население.
Кроме чумы, наиболее опасными болезнями, нередко со смертельным исходом, были оспа, холера, туберкулез, дизентерия, проказа, брюшной тиф, венерические болезни, малокровие, кожные повреждения, паразиты. Женщины часто погибали от родов, дети от рахита и детских болезней. С 12 века европейские народы поразила эпидемия проказы (лепры- постепенное отмирание органов). Это была страшная болезнь, появившаяся в Европе после контактов на Ближнем Востоке с больными людьми во время крестовых походов. Это заболевание означало по существу медленное умирание в течении нескольких лет. Больных проказой требовалось изолировать от общества. Так появились специальные учреждения – лепрозории, которых в 13 веке насчитывалось в Европе до 19 тысяч. Средневековое общество отторгало прокаженных: им предписывалось выходя из лепрозориев предупреждать о себе шумом трещоток и колокольчиков, запрещалось приближаться к источникам питьевой воды, пекарням и булочным.
Кроме эпидемий и различных заболеваний, людские жизни уносили войны и голод. В условиях прямой зависимости от природы любое стихийное бедствие – ураган, засуха, излишние осадки, пожар или наводнение, размножение вредителей – вызывали падеж скота и как следствие голод. Неурожаи и голод в среднем в Западной Европе повторялись каждые 3-6 лет. В средневековых документах описан катастрофический, доводивший до людоедства голод в 6, 8-9, 11-12 веках. Например, во Франции в 11 веке оказалось 48 голодных лет. Хроники одного из французских монастырей сообщают, что «атмосферные условия стали настолько неблагоприятными, что нельзя было выбрать подходящий день для сева… Продолжительные дожди пропитали землю влагой до такой степени, что в течение трех лет нельзя было провести борозду, чтобы принять семя…» И еще пример «…Вещь настолько неслыханная во веки веков: свирепый голод заставил людей пожирать человеческую плоть. Кто был посильнее, похищал путника, расчленял тело, варил и поедал. Во многих местностях, чтобы утолить голод, выкапывали из земли трупы» и др. Как правило первыми жертвами голода становились бедняки.
Средняя продолжительность жизни составляла 40-45 лет для мужчин и 35 для женщин. Треть не доживала до 12-15 лет (возраст совершеннолетия и брачности), из них большая часть – до года. До 50 лет доживало менее одной четверти людей, в основном из более состоятельных слоев. Нередко до половины мужчин оставалось вне брака: военные, монахи, работники, белое духовенство. Религия и обычаи того времени поощряли высокую (естественную) рождаемость. Но из-за высокой детской смертности, и частого бесплодия женщин в большинстве семей вырастало обычно лишь от одного до трех детей. В средневековье по всей Западной Европе окончательно сформировалась и распространилась малая индивидуальная семья (родители и неженатые дети)
Эпоха западноевропейского средневековья неразрывно связана с таким выдающимся явлением в истории народов Европы, как распространение христианства. Именно под влиянием христианства сформировались многие стороны социальных отношений, духовной, культурной жизни в Западной Европе. Важным социальным институтом в эпоху средневековья становятся христианская церковь как организация верующих. Наряду с политической , военной, культурно-просветительной, церковь выполняла хозяйственную и социальную функции, то есть защищала слабых и обездоленных, распределяла продовольствие и милостыню. Именно церковь в этот период становится носителем благотворительности и поддержки нуждающихся. Большую роль в церкви играли монашеские ордена, которые занимались устройством больниц и школ, освобождением пленных, оказывали помощь больным детям, вдовам, сиротам, умирающим и др. (Назывались ордена – госпитальеры, иоанниты, тринитарии и мн.др.) Орден Св. Лазаря занимался организацией специальных учреждений для призрения прокаженных (отсюда появилось название лечебного заведения – лазарет) Примечательно то, что главой ордена Св. Лазаря мог стать только больной проказой. В 11 в. в Европе распространилась эпидемия «горячечной болезни», которую вызвало употребление в пищу зерна, пораженного грибком спорыньи. Жар внутри человеческого тела, названный «священным огнем» пожирал внутренние органы, которые становились черными как уголь. Для борьбы с этой эпидемией возник монашеский орден антонитов. Монахи – антониты открывали в своих аббатствах госпитали для таких больных.
Церковь в эпоху средневековья считала, что светская власть должна взять на себя заботу и защиту бедных и неимущих. Такая позиция находила отклик, и европейские монархи вносили свой вклад в благотворительность. Короли и богатые монастыри выделяли деньги на содержание приютов для стариков и сирот, больниц для бедных, постоялых дворов для пилигримов, раздавали им деньги возле церкви. Например в Англии в 1084г. в г. Кентербери был открыт Дом милостыни для бедных, в 12 веке в Лондоне открыта больница, в Бристоле организовано благотворительное общество. Во Франции в 1362 в г. Париже был организован приют для нищих, в 1445 г. приют для детей сирот. К концу 16 века во Франции действовало около 2ух тысяч заведений помощи. Для их содержания французский король Людовик 14 в 1699 г. издал указ об обложении благотворительным сбором увеселительных мероприятий, а именно: театров, балов, игорных домов.
Вообще в средние века число людей, которые появлялись на свет на обочине жизни и там же заканчивали свои дни, было немало. Бродяжничество имело в средние века довольно благопристойный вид. Это объяснилось тем, что скитальцы посещали наиболее известные храмы и монастыри, поклонялись святым мощам. Такие богомольцы назывались паломниками или пилигримами. Вообще отношение к обездоленным, больным и убогим в средневековой Европе было довольно терпимым. Однако эта терпимость к нищенству и бродяжничеству стала уменьшаться с конца 15-16 вв. Причины этого явления в следующем:
1. Реформация церкви в начале 16 века привела к появлению нового направления в христианстве – протестантизма. (то есть взгляд на нищенство и бедность изменился, нищенство перестало быть уважаемым)
На социально-экономическое развитие западноевропейских стран большое влияние оказал кальвинизм – одно из направлений в протестантизме. Это направление усиливало ответственность человека за свое благополучие. В своих отношениях с обществом человек должен был отвечать за свои поступки сам, стремится выжить в одиночку, перенести все жизненные тяготы и не перекладывать их на других. Лень и безделье объявлялись социальным злом. Отсюда отношение к бедным, бродягам и попрошайкам носило сугубо отрицательный характер. Эти идеи кальвинизма были положены в основу создания работных домов как исправительных учреждений, в которых люди, чтобы получить кров и питание, должны были работать сообразно состоянию здоровья и возрасту. Неотъемлемой частью работного дома были мастерские или мануфактуры, где царили постоянный надзор и тюремная дисциплина. (по одним источникам 1ый работный дом был открыт в Англии в Бридвеле в 1557г, по другим после принятия английским парламентом в 1697г. закона о работных домах в Бристоле. Также были открыты работные дома в Германии, Франции и Италии.
2. 15-16 и последующие века в Западноевропейских странах были временем массовых раззорений крестьян и ремесленников. Это был период первоначального накопления капитала, т.е., формирования слоя неимущих граждан, лишенных средств к существованию и продавших свою рабочую силу, чтобы выжить. С другой стороны формировался слой собственников, капиталистов, владевших мануфактурами. Поэтому толпы бродяг на дорогах стали вызывать все большее раздражение, особенно у предпринимателей: теперь в нищих видели не подобие Христа, а дешевую рабочую силу, которую можно было с выгодой использовать. Города стали закрывать ворота перед оборванцами и нищими. Нарушение законов о нищенстве строго каралось. (в 16 веке английские короли издали ряд законов против бродяг, которые народ называл «кровавыми»).
Однако при помощи одних только репрессий было невозможно обеспечить социальную стабильность. Поэтому в течение 16 века в Англии была сформирована система местных органов управления. Основной административной единицей становился церковный приход.
Большое значение в развитии социальной защиты и мер помощи неимущим сыграл закон о бедных принятый английской королевой Елизаветой 1, принятый в 1601г. В соответствии с этим законом был утвержден Статут для благотворительных организаций. По Статуту 1601 г. частные лица и их ассоциации получили право выделять средства любым благотворительным организациям, а не только церкви. Богатые люди могли учреждать богадельни, больницы, школы, делать пожертвования в виде земельных участков. Этот закон определил круг тех, кто мог рассчитывать на благотворительную помощь от церковных приходов.
Закон предусматривал:
- помощь престарелым, немощным и бедным
- Содержание больных и увеченных солдат и матросов
- Содержание бесплатных школ, а также студентов в университетах
- Обучение и дальнейшую заботу о сиротах
- Предоставление имущества и содержание исправительных домов
- Выдачу замуж бедных девушек
- Поддержку, помощь молодым ремесленникам, торговцам и разорившимся лицам
- Помощь или освобождение заключенных или пленников
Закон о бедных также предусматривал специальное налогообложение в пользу бедных, что позволяло концентрировать средства и распределять их в церковных приходах. Уклоняющихся от налога наказывали.
Вообще в конце средневековья бродяги и нищие были отделены резкой гранью от добропорядочных бюргеров. Правящие и обеспеченные классы видели в каждом человеке, лишенном крыши над головой, своего врага и, если не сегодняшнего, то завтрашнего преступника.
Итак, средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, которые проповедовались христианской церковью.
Лекция № ____