ТЕМА: Историческая тема в произведениях для младших школьников

Тема: Историческая тема в произведениях для младших школьников.

ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством писателей, писавших на историче­скую тему, учить делать анализ произведений, с точки зрения нравственных и вос­питательных задач, передавать острые исторические моменты, с помощью вырази­тельных средств языка;

2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе;

3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про­
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты и книги Алексеева, Кончаловской, Шторма и др. Ил­люстративный материал.

1.д/з

1 .Пересказ и анализ юмористических произведений (об авторе)

II. Основная часть

Висторической прозе для детей в 30-е годы плодотворно развивались три направления:

1)история русской государственности;

2)история русского революционного движения;

3)биографии выдающихся людей русской истории.

Если в 20-е годы наиболее широко была представлена история русского ре­волюционного движения, то в этот период на первое место вышла тема русской го­сударственности. В русле этой темы возникают два литературных потока: книги о славе русского оружия, о военной доблести народа и книги, обличающие самодер­жавие, вскрывающие его пороки, всю системы угнетения народа.

Первая книга романа А.Толстого «Петр I» (1929-1930) произвела подлинный переворот в исторической прозе, в том числе в исторической прозе для детей, нова­торство писателя состояло в углубленном историзме, позволившем вскрыть смысл событий давно прошедших лет, и в мастерском создании образа великого преобра­зователя России в социальном и психологическом аспекте одновременно.

Крупным достижением исторической прозы для детей явились романы С.Злобина «Салават Юлаев» (1929), и «Степан Разин» (1939).

Историзм советских писателей стал более осознанным, степень проникнове­ния художника в ход истории более высокой, умение раскрывать исторический смысл явления в их реальных связях с прошлым, настоящим и будущим - тоньше и глубже, обращение к вымыслу - более смелым.

Одной из ведущих и значительных тем в исторической прозе предвоенного десятилетия была тема революции и гражданской войны. На смену «авангардист­ским замашкам» пришла трезвая историческая оценка места и роли детей в пово­ротные моменты истории, как, например, в повести «Юнармия» (1938) Г.Мирошниченко и в «Отесовцах» (1934) В.Валова.

К историческому прошлому страны писатели идут разными путями, выбирая их в соответствии со своими художественными пристрастиями и нравственными принципами. Реальные события истории, фольклор, религия, искусство дают авто­рам богатый материал для произведений о прошлом.

Но способность к историческому мышлению — к историзму — возникает, как правило, в связи с резкими переломами в жизни общества, с потрясением основ, с событиями эпохального масштаба. Писатель должен обладать способностью видеть в каждой эпохе национальной жизни ее неповторимое историческое своеобразие, чувствовать ее национальный исторический дух, т.е. обладать «чувством истории».

После окончании Вов литературную деятельность начал ее участник А.Н. Рыбаков (1911-1999). Его повести для детей написаны в историко-приключенческом жанре («Кортик», «Бронзовая птица», трилогия о Кроше). Диология Ю.И. Коринца (1928-1989) «Там вдали за рекой», как и роман «Привет от Вернера», также могут быть причислены к произведениям на историческую тему: они передают атмосферу времени, «дух эпохи», фиксируют лексику и характеры.

В книжке для малышей А.В. Митяева «Землянка» всего три рассказа, прав­дивость в описании военного быта, фронтовой атмосферы сочетается в ней с забо­той о маленьком читателе, обладающем весьма низким «болевым порогом», как го­ворят психологи.

Лирическая интонация в книжке Митяева смягчает жесткость обстоятельств, да и выбор деталей в рассказах щадящих.

Обращение к привычному, бытовому, что сопровождает человека даже в кошмаре войны, отмечено стихотворение Г.Р. Граубина «Мастеровой» (книжка «Не­знакомые друзья»). В нем показано, что на войне были нужны и повар, и портной, и сапожник - «Потому что без иголок / и густых солдатских шей / Был бы путь куда как долог / До берлинских площадей.

Чувство меры, такт присущи и повести Ю.П. Германа «Вот как это было» - о страшной блокадной зиме в Ленинграде. Драматизм в ней возникает от контраста между довоенной жизнью маленькой семьи и существованием в голодном и холод­ном городе.

Современная историческая проза - эта область, в которой работают писатели разных поколений, вступивших в ДЛ в разное время (С.Алексеев, А.Аренштейн, А.Вересов, К.Моисеев, С.Писарев, Ю.Давыдов, Н.Кальма).

Книги для детей на исторические темы выходят в нескольких сериях - «Ис­торико-революционная библиотека», «Школьная историческая библиотека», пере­именованная в «Историческую библиотеку школьника», и «Маленькая историческая библиотека».

Интересно творчество С.Алексеева, в книгах которого осуществляется стремление выразить и художественно осмыслить многие главные узлы отечествен­ной истории - от древности до современности.

Начиная со второй половины 50-х годов выходят книги его рассказов из рус­ской истории. Его привлекает эпоха Петра Первого, полководцы: Суворов, Кутузов, бунтари: Степан Разин, Емельян Пугачев. Несмотря на то что изображаемые писате­лем события связаны с теми или иными выдающимися историческими деятелями, Алексеев погружает читателя в насыщенную и густую среду народной жизни, рас­сматривает исторических деятелей в их органическом взаимодействии с народом, воплощая в индивидуальных характеристиках объективные социально-исторические и психологические отношения и борьбу сил.

Панорамаш современной исторической прозы для детей всех возрастов в це­лом представляется широкой и многокрасочной, создаваемой трудами и талантами многих писателей (С.Писарев «Приключения Семена Поташева, молодого помора Нюхотской волости», Ю.Вронский «Необычайные приключения Кукуши из Домо-вичей», О.Гурьян «Повесть о верной Аниске», В.Панова «Сказание об Ольге», А.Волков «Царьградская пленница», А.Вересов «Ключ-город» и др]

Ш.Д/з

1.Пересказ, анализ, об авторе: С.Алексеев, Н.Кончаловская, А.Югов, В.Ян. историческая правда и художественный вымысел.

2.Анализ серии книг «Страницы истории нашей Родины», «Легендарные ге­рои.

3 .Подготовиться к к/р (рецензия на энциклопедию «Что я видел»)

Прикосновение к великому подвигу духа народного, отраженному искусст­вом, усиливает тягу маленького человека к правде, добру и красоте. Это и есть са­мое ценное в книгах для детей о Вов. К глубинам истории, к ее давнему и недавнему прошлому обращаются многие детские писатели. В наиболее удачных произведени­ях такого рода художественный вымысел сочетается с конкретной исторической достоверностью, увлекательные сюжетные ходы - с фактами истории.

Сергей Петрович Алексеев (1922) принадлежит к поколению, которое при­нято называть военным, так как на плечи этих людей пала вся тяжесть испытаний Вов. С. Алексеев был военным летчиком. Позже, работая инструктором в учебном авиационном полку, он окончил исторический факультет педагогического институ­та.

В 1958 году вышли первые художественные произведения С. Алексеева -«Небывалое бывает» и «История крепостного мальчика». Они явились плодом серь­езного изучения отечественной истории.

Писатель уже был к тому времени автором учебника по русской истории для начальных классов. Учебник, состоящий из небольших рассказов, ярких, лаконич­ных и выразительных, заключал в себе прообраз будущей художественной прозы Алексеева. Писатель в предельно сжатой и доходчивой форме рассказывал детям о великих событиях и о людях, которые воздействовали на исторические процессы. Герои его книг - Разин и Пугачев, Суворов и Кутузов, декабристы. Ленин и маршал Жуков... Книги Алексеева предназначены в основном для детей младшего школь­ного возраста.

Исследуя русскую историю, С. Алексеев создал целый мир прошлого, где все события взаимосвязаны и где все происходит по законам исторического разви­тия. Писатель особенно внимателен к кардинальным изменениям в истории госу­дарства, он обращается к тем узловым моментам, когда народная стихия проявля­лась наиболее мощно. Эпохальное событие и соприкосновение на его фоне лично­сти и крупномасштабной с «маленьким», обыкновенным человеком - один из ос­новных ракурсов в раскрытии исторической темы у Алексеева.

В писательском сознании Алексеева история и современность нерасторжи­мы. Можно сказать, что история неизменно возвращает его к мысли о современно­сти, к событиям не столь уж давним.

Тема Вов занимает в творчестве Алексеева значительное место. А его книга «Богатырские фамилии» (1978) может быть названа энциклопедией великой войны для детей младшего школьного возраста. В рассказах, ее составивших, осуществля­лось всегдашнее тяготение Алексеева к органическому сплаву факта, документа и художественного вымысла.

Рассказы из это книги могут служить прекрасной литературной иллюстраци­ей к беседам о Вов. Выстоять, остаться человеком в труднейших обстоятельствах, быть смелым, верить в победу над злом - вот нравственные уроки рассказов Алек­сеева.

Сергей Михайлович Голицын (1909-1989) путешествуя по историческим местам легли в основу первого крупного произведения - повести «Сорок изыскате­лей» (1959). Фабула ее занимательна: тут и путешествия, и расшифровка тайны, и забавные приключения.

Окрыленный успехом, он становится профессиональным писателем, сочетая литературный труд с работой воспитателя. Поездки с детьми для знакомства со ста­ринной русской архитектурой и памятниками истории очень помогли Голицыну при создании следующей повести - «Сказание о белых камнях» (1969), а также и более поздних - «Про Бел-Горюч камень» (1983) и «Сказание о земле Московской» (1991).