ТЕМА: Юмор на страницах ДЛ

Тема: Юмор на страницах детской литературы.

ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством юмористических писателей, учить делать анализ произведений, с точки зрения нравственных и воспитательных задач, передавать юмор произведений, с помощью выразительных средств языка;

2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе, умения отличать добрый юмор от сарказма;

3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про­
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты и книги Носова, Драгунского, Голявкина и др.

1.д/з

1 .Пересказ и анализ произведений о природе русских и зарубежных авторов

П. Основная часть

Когда ребята читают рассказы и повести Н.Носова о Вите Малееве, Коле Синицыне, о Мишке Козлове и их друзьях, рассказы В.Драгунского о Денисе Ко-раблеве, повести Л.Давыдычева, они всегда неудержимо и заразительно смеются. Какое чувство выражается в реакции смехом, улыбкой на то или иное явление или событие?

Смех порождается комическим в жизни, искусстве, литературе, а улыбка, взрыв смеха - чувством комического. Комическое - это эстетическая категория, от­ражающая несоответствием между несовершенным, неполноценным содержанием явления или предмета и его формой, претендующей не полноценность и значимость, между важным действием и его несовершенным результатом, высокой целью и не­годным средством. Обнаружение и раскрытие этого несоответствия порождает чув­ство комического. Комическое всегда смешно - в этом состоит особенность его вос­приятия. Вместе с тем, в отличие от смешного, комическое имеет социальный и об­щественный смысл, связано с утверждением положительного эстетического идеала. Комическими называются также явления и действия, в которых очевидно противо­речие между формой и сущностью, целью и средствами ее достижения, причем про­тиворечие, вызывающее смех, улыбку.

Юмор и сатира - это формы проявления комического. У них общий предмет изображения ~ комическое в действительности; но содержание в известном смысле различного: у юмора - отдельные, частные недостатки, которые смешны, но или легко преодолеваются, или относительно терпимы; у сатиры - социальные и обще­ственные пороки, недостатки, постижение и разоблачение смехом которых всегда осуществляется с точки зрения определенного идеала. Основным орудием юмора и сатиры является смех - мягкий, добродушный, сочувственный или иронический, из­девательский, обличительный, саркастический. В зависимости от характера смеха и содержания различаются два основных типа художественных образов: юмористиче­ский и сатирический. В юмористическом образе всегда содержится элемент доброжелательности и сочувствия изображаемому при непременном, конечно, осмеянии отдельных недостатков.

В ДЛ создано немало юмористических произведений, где слышен смех, но он всегда мягок, добродушен или грустен. Юмор помогает читателю со смехом, улыбкой посмотреть на себя со стороны, увидеть комизм или нелепость притязаний и результатов, преодолеть негативные черты, обладает огромной воспитательной силой, способствует формированию жизнестойкой и жизнелюбивой личности, фор­мирует эмоциональную сферу ребенка.

Природу комического развивали в ДЛ АГайдар, Л.Кассиль, М.Зощенко, Л.Пантелеев, В.Катаев и др. Но главная заслуга Н.Носова в ДЛ заключается в том, что он первым из наших детских писателей рискнул стать чистокровным детским юмористом. Он сделал юмор одной из основ своего творчества, обращенного к де­тям. Смех - главный двигатель его творчества. Юмор у Носова не мешал, а помогал глубокому осмыслению детской жизни, детских характеров. Н.Носов зарекомендо­вал себя и незаурядным теоретиком смешного: ему принадлежит глубокая и инте­ресная статья «О некоторых проблемах комического», отдельные страницы книги «Иронические юморески». Хотя в своей практике юмориста Носов не пренебрегал даже примитивными формами комизма («Живая шляпа», «Мишкина каша», «Ого­родники», «Телефон» и др.рассказы), смех в его творчестве служит не только целям увеселения, но и задачам воспитания. Как справедливо заметил А.Алексин, говоря о книгах Н.Носова, «юмор и занимательность это порой кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием юного читателя».

Традиции юмористической прозы, заложенные Н.Носовым, получили разви­тие в творчестве Ю.Сотника, Л.Давыдычева, В.Драгунского, В.Голявкина и др. пи­сателей. Сегодня можно говорить о детской юмористической литературе как само­бытном и ярком явлении.

Продолжая традиции Н.Носова, современные писатели мастерски владеют такими приемами, как диалог, повествование от первого лица. В их рассказах психо­логически тонко и достоверно разработаны мальчишеские характеры, которые про­являются в игре, в учебе, в дружбе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрос­лыми.

Безусловно, без юмористических произведений ДЛ не была бы подлинно детской.

1.д/3

1.Пересказ, анализ, выразительное чтение диалогов: В.Голявкин, Н.Носов, Ю.Сотник, ЛДавыдычев. Воспитательное значение этих книг. Пародия и шарж (об авторе)