ТЕМА: Современная русская и зарубежная поэзия для детей
Тема: Русская и зарубежная поэзия для детей XXвека.
ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством зарубежных и русских поэтов XX века, учить делать анализ произведений, с точки зрения нравственных и воспитательных задач, передавать красоту природы, с помощью выразительных средств языка;
2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе;
3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты и книги Акима, Берестова, Заходера, Коринца, Мош-ковской и др.
1.д/з
I .Чтение наизусть стихи Михалкова (выразительное чтение)
2.Цикл о дяде Степе
3.Басни (чтение)
IIОсновная часть
Стихи для детей - явление сложное, так как эстетические потребности детей разного возраста различны. Если для дошкольников и младших школьников характерно образное восприятие мира, игровое его освоение, стремление ритмически организовать речь, соотнести ее с движением, красками, звуками, то для подростка важнее героическое начало, события большого эмоционального накала, а потому и тяга к остросюжетной, героической поэзии.
Мир в поэзии отражается как в содержании, так и в форме стиха. Содержание - это не тема и даже не сюжет, - это мировосприятие поэта. Одна и та же тема, один и тот же сюжет будут звучать по-разному в зависимости от мировосприятия поэта. Например, о грозе можно написать радостное лирическое стихотворение, и может оно быть трагическим и мрачным. Естественно, что форма стиха, его звуковая оркестровка, ритм, интонация также будут различны, так как отбор художественных средств непосредственно связан с общей тональностью и восприятием мира художником-творцом в данный момент. Чем глубже поэт воспринимает гармонию или противоречия мира, тем серьезнее его поэзия. Она становится явлением в литературе. И, обращаясь к современной поэзии со своим особым видением мира, а следовательно, со своей собственной интонацией, поэтов, которым есть что сказать детям.
Отличительная черта поэзии последних десятилетий - в стремлении приобщить детей к современности в самом широком смысле этого слова, в стремлении раскрыть через чувство поэта и его лирического героя удивительный мир, окружающий нас, многообразие состояний природы, душевные движения человека.
В современной поэзии лирический герой - первооткрыватель нового, казалось бы, в примелькавшемся нам, взрослым, окружающем мире, который каждый день познает читатель-ребенок.
Поэзия для детей во второй половине 80-х - начале XXI века развивается в основном по игровой модели, заданной в Серебряном веке и 20-30-х годах. В этой модели главным принципом была игра со словом (Тим Собакин «Квадратный бегемот»).
Новые тенденции поэзии, как и всей ДЛ, - в снятии табу с ряда тем и в развитии их на основе естественно сложившихся традиций современного детского фольклора (Артур Александрович Гиваргизов (1956), учитель музыки, пишет рассказы, сказки и стихи «В первый класс»).
Недостаток лиризма в игровых и сатирических стихах отчасти восполняется творчеством поэтов старшего поколения. В периодике и сборниках, наряду с новыми стихами, печатаются мастера, чей стиль сложился несколько десятилетий назад (Игорь Александрович Мазин (1938) «Заря утром и вечером», 1998).
Лиризм стихов Виктора Владимировича Лунина (1945) чаще всего возникает с мотивом едва заметного перевоплощения, что позволяет почувствовать и понять нечто важное, соприкасающееся с далеким пока миром взрослых переживаний («О чем грустят кораблики»).
В творчестве современных поэтов отчетливо просматриваются самые дальние истоки русской лирической поэзии для детей - от поэтов державинско-карамзинской эпохи (С.Г. Козлов «В ясный день осенний», 1980)
Благодаря соседству в активном поле ДЛ поэтов «хороших и разных» (по выражению Маяковского), эксцентриков и лириков, «шестидесятников» и «новых» расширяются возможности поэтического языка, делаются доступны для выражения все более сложные темы.
Ш.Д/з
1.Чтение наизусть (об авторе): Я.Акимов, В.Берестов, И.Токмакова, Е.Благинина, Ю.Тувим, Дж.Родари, И.Токмакова, Э.Мошковская и др.
2.Оформить отзыв о стихотворении (обложка соответствует стихотворению) 3.0 Житкове