СВ. Михалкова.
Тема: Многообразие тем и жанров произведений
ЦЕЛИ: 1) Познакомить с творчеством СВ. Михалкова, учить, с помощью выразительных средств речи, передавать смысл детских стихотворений;
2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе;
3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет и книги автора. Иллюстративный материал.
ТЕМА: Многообразие тем и жанров произведения С.В.Михалкова (1913)
1.д/з
1 .Чтение наизусть и анализ стихотворений А.Барто
2.Анализ и выставка книг по циклам
II.Основная часть
1.0 Михалкове
2.Произведения С.Михалкова - поэта, драматурга и публициста - широко известны и взрослым и детям.
Способность активного вживания в психологию, в душевное состояние ребенка составляет одну из важнейших сторон таланта С.Михалкова, именно благодаря ей возникает тот удивительный художественны и эмоциональный контакт между писателем и ребенком, при котором последний оказывается весь во власти поэтических идей и образов писателя.
У Михалкова «детская психика», ее характерные черты - непосредственность и простодушие, жизнерадостность и детская способность удивляться - проявляются во всем: в его общении с людьми и в поэзии. Истоки его искусства следует искать в русском народном творчестве и в русском классическом стихе.
В творчестве каждого писателя есть произведение, которое как бы синтезирует общую идейно-художественную задачу этого писателя. У Михалкова - это тетралогия о дяде Степе: «Дядя Степа», «Дядя Степа - милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа - ветеран».
Герой Михалкова - не просто хороший человек, обладающий высокими душевными качествами, и особенно добротой. Он - активный борец за человеческое счастье. Поэт с юмором подчеркивает разницу в восприятии внешности его героя взрослыми и детьми: И не раз ему в кино говорили: - «Сядьте на пол, вам, товарищ, все равно!»
У детей образ великана вызывает не только желание посмеяться, но и восторг, радостное удивление: вот так чудо! Уж такой-то наверняка может сделать все, о чем они лишь могут мечтать.
Тетралогия о дяде Степе явилась, по словам поэта, его первым внутренним «социальным заказом». Михалкову всегда была близка социально острая, граждан Поэт, баснописец, драматург и публицист, СВ. Михалков известен и как общественный деятель. Первое стихотворение поэта увидело свет в 1928 году, в одном из журналов Ростова-на-Дону. В творческом становлении литератора сыграло большую роль его увлечением баснями Крылова, сказками Пушкина, стихами Лермонтова и Некрасова, а также стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Лирика, юмор и сатира, смешавшись, дали почти все оттенки «михалковской» интонации. Михалков был в числе тех детских поэтов, кто активно формировал образ своего читателя - «советского ребенка», не довольствуясь простым отражением действительной жизни. Многие его стихотворения стали массовыми песнями, в которых выразилась эпоха с ее диктатом «мы», наивным оптимизмом и искренним патриотизмом. Это «Веселое звено», «Веселые путешественники», «Кто в дружбу верит горячо...», «Веселый турист», «Весенний марш», «Песня пионеров Советского Союза», «Сторонка родная», «Наша сила в деле правом...», «Партия - наш рулевой» и др. Широко известно басенное творчество Михалкова. Осваивать жанр басни поэт начал по совету А.Н. Толстого. Было это в 1944 году, когда широко отмечался юбилей Крылова. Первые басни «Заяц по хмелю», «Лиса и Бобер» Михалков послал Сталину, и вскоре они появились в «Правде» с рисунками Кукрыниксов. В его стихотворных и прозаических баснях отразился советский обыватель в разных своих типажах: власть имущие чины, их прихлебатели, бездари от науки и искусства, наивные простаки и пр. Наиболее частый басенный конфликт - между ограниченной в своем самодовольстве властью и трусливой «чернью». Аллегории зверей и птиц у Михалкова всегда имеют прямое отношение к социальным реалиям, к непосредственным впечатлениям («Вот пишешь про зверей, про птиц и насекомых, / А попадаешь все в знакомых...» - «Соловей и Ворона»). Многие его басни, утратив злободневность, сохраняют запас едкого смеха и здравомыслия, обнаруживают новые глубины подтекста. Так, басня «Кирпич и Льдина» ныне может быть прочитана как аллегория ушедшей эпохи. С. Михалков написал около двухсот басен, из которых несколько десятков имеют долгую жизнь и входят в круг детского чтения. Этическая идея в таких баснях преобладает над идеологией, а художественная форма отличается той мерой выверенности и свободы, что присуща басням Крылова. В 80-х годах поэт вернулся к этому жанру. Во взрослой периодике были опубликованы басни «Лекарь поневоле», «Пес, Конь и Заяц», «Кроты и люди», «Орел и Курица», «Корни», «Дуб и шелкопряд», «Лев на таможне» и др.
Как драматург С.В. Михалков сложился в 30-40-х годах. Первая его пьеса -«Том Кенти» (1938) - была вольной инсценировкой «Принца и нищего» Марка Твена. Михалков изменил в романе нравственно-социальные акценты. Эта пьеса и последовавшие за нею создали фундамент театрального репертуара, посвященного пионерии («Коньки», 1938; «Особое задание», 1945; «Красный галстук», 1946). конфликты этих пьес навеяны сгущенной атмосферой тех лет, поэтому намеренно обострены; нравственно-этическая идея продиктована общественным велением. Не лишенные схематизма и трафаретной публицистичностью, они все же сыграли в целом положительную роль в становлении советской детской драматургии.
Целый ряд публицистических пьес создан писателем в 60-70-е годы: «Забытый блиндаж», 1962; «Первая тройка, или Год 2001-й», 1970; «Дорогой мальчик», 1973; «Товарищи дети», 1980. Тематически они близки к пьесам 40-50-х годов, в особенности к идеям и мотивам пьесы «Я хочу домой» (1949) - о возвращении советских детей из плена. Великой противостояние социализма и капитализма стало фундаментальной антитезой этих произведений. Если в пьесе «Я хочу домой» это противостояние выражено прямолинейно, в соответствии с ортодоксальными идеологическими постулатами, то в более поздних пьесах отразилось значительное усложнение проблем мира и войны, настоящего и будущего юного поколения.
В репертуар дошкольников вошла пьеса-сказка С. Михалкова «Зайка-Зазнайка» (1951). Одной из любимых книжек малышей стала сказка по мотивам английского оригинала «Три поросенка» (1936). Долгий успех этих произведений во многом связан с ясной этической идеей, свободной от идеологической нормативности.
Сергей Михалков известен и как переводчик классиков детской поэзии -болгарина А. Босева, еврея Л. Квитко, поляка Ю. Тувима. Есть у него переводы с украинского, чешского, французского. Выбирая близких по духу поэтов, он исходил из собственного впечатления от первоисточника, поэтому переводы производят впечатление оригинальных, михалковских произведений ственная поэзия Маяковского. Это своеобразный «роман в стихах» для детей. В этих трех небольших поэмах уместилась не только биография героя нашего времени, но, по существу, и само время.
Природа таланта Михалкова, заложенные в нем возможности и счастливый дар схватывать смешную сторону явлений закономерно привели его к басне, жанру старинному и почти забытому.
Лучшие басни Михалкова представляют собой мастерски сделанные поэтические картинки (потому что сатира и есть поэзия басни) отрицательных сторон жизни общества («Лев и ярлык», «Заяц во хмелю», «Толстый и Тонкий», «Лиса и Бобер», «Лев и Муха».
Здравый смысл, жизненная правда - вот главные судьи в басни Михалкова, которые стали любимы детьми, вошли даже в школьные хрестоматии. Краткость, действенность сюжета, иносказательность, требующая догадки, а главное, юмор, всемогущий юмор, пленяют и подростка.
Басни Михалкова, так же как его сатирические стихи и эпиграммы, можно считать достоянием юных читателей, тем более что басни выполняют задачу нравственного воспитания, которую поэт считает главной: Надо, чтобы с детства ребенок... научился отличать хорошее от пошлого и мещанского... И здесь чудесную роль играет сатира.
Ш.Д/з
1 .Чтение наизусть по выбору
2.Анализ цикла о дяде Степе и одной пьесы по выбору (выразительное чтение)
3.Своеобразие басен Михалкова