Амфитеатр, котурны, хитон, одеон, акт, антракт, «Бог из машины», дидаскалии, хореография, партер, ярус, парод, проскений

Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, отθεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки,хореографии, вокала, изобразительного искусства и других[1][2][3][4] и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр[2][5][6]

Проскений (от греч. proskenion — место перед сценой), 1) в древнегреч. театре классической эпохи (5—4 вв. до н. э.) деревянный фасад скены или особая декоративная стена, сооружавшаяся перед ней.

Паро́д (др.-греч. πάροδος) в древнегреческом театре (трагедии и комедии) — хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру[1]. Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра.Одео́н (др.-греч. Ὠιδεῖον или др.-греч. ᾠδεῖον) — здание для проведения певческих и музыкальных состязаний, построенное в Афинах при Перикле. Впоследствии использовалось для различных общественных целей.

Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод иγράφω — пишу) — искусство сочинения танца.

· Ярус в театре — идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала балкон с местами для зрителей.

Парте́р (фр. parterre — на земле) — нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или доамфитеатра.

Бог из машины


Перевод с латинского: Deus ex machina (дэус экс махина).
Обычный прием в античной драматургии. Если автор пьесы затруднялся в поиске развязки своей пьесы, то в финале пьесы он выводил на сцену одного из богов Олимпа — при помощи механических приспособлений он неожиданно появлялся на сцене и легко разрешал все конфликты.
Иносказательно:
1. О неожиданном и легком разрешении трудной ситуации.
2. Об искусственном, натянутом разрешении конфликта в художественном произведении.

ДИДАСКАЛИИ - (греч. указания, отметки), записи постановок, в которых в хронологич. последовательности обозначались хоровые и драматич. нредставления. Д. содержали сведения о начале представлений, жанре и назв. произведения, о поэте, хоре и именах выдающихся актеров, а также о призах. Д. Афин были опубликованы Аристотелем и послужили ценным источником для гипотез александрийских ученых. Сохранились лат. Д. к комедиям Теренция.

 

Акт — действие, в драматургии и сценическом искусстве, часть произведения[1] (драм, пьесы,оперы, балета, пантомимы и пр.); завершённый кусок в развитии общего хода пьесы (акт отлат. actum содеянное, совершенное), отделённый от остальных кусков перерывом, причём перерыв между актами может быть длительным, когда действия отделяются т. н. антрактами, или быть очень кратким, условно отмечаемым падением занавеса с незамедлительным затем возобновлением представления.

Антра́кт (фр. entracte, от entre — между и acte — действие) — перерыв между действиями,актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или цирковогопредставления. Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и переменыдекораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.

Сати́ры (др.-греч. Σάτυροι, ед. ч.Σάτυρος) — в греческой мифологии[1]лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами

Мена́ды (др.-греч. Μαινάδες «безумствующие») — вдревнегреческой мифологии[1][2] спутницы и почитательницыДиониса. Также назывались вакханками[3] (по имени Диониса — Вакх), бассаридами — по одному из эпитетов Диониса — «Бассарей» (см. также: Бассара), фиадами, мималлонами.

Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία, tragōdía, буквально — «песня козла», от τράγος, tragos — «козёл» и ᾠδή, ōdè — «песнь») — жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный[источник не указан 1190 дней] комедии.

Хорег (греч. Χορηγός, от χορός — хор и χορός — руководить) — в Древней Греции название богатого гражданина Афин, который в качестве общественной повинности брал на себя расходы по организации театральных представлений, подготовке хора и актеров во время общественных праздников.

Дифира́мб (греч. διθύραμβος) — жанр древнегреческой хоровой лирики.

Ма́ска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях.

Хор (др.-греч. χορός — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокальноготрио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Корифей (греч. κορυφαῖος) — в античной драме руководитель хора.

Актёр (фр. acteur, от лат. actor — исполнитель) — исполнитель ролей в спектаклях и кино.

Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος,kỗmos, «праздник в честь Диониса» иἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») — жанрхудожественного произведения, характеризующийся юмористическимили сатирическим подходом, а также виддрамы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Ко́ммос (др.-греч. κομμός и др.-греч. κόμμος) в древнегреческой трагедии — скорбный плач, который исполнялся хором и актёрами-певцами совместно.

Сатировская драма (др.-греч. δράμα σατυρικόν, σάτυροι) или иначе игривая трагедия (παιζουσα τραγωδια, Dion. de elocut. 169) — y древних грековособый вид драматической поэзии, существовавший наряду с трагедией и комедией.

ТЕАТРОН (гр. teatron) места для зрителей в древнегреческом театре. Располагались на склоне холма полукругом.

Орхе́стра (др.-греч. ὀρχήστρα, от др.-греч.ὀρχέομαι танцевать) в античном театре — круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение — «место для плясок».

Скена (греч. skene, основное значение — палатка)- одна из трёх частей здания древнегреческого театра (С.,Орхестра и места для зрителей). Вначале — временное деревянное помещение для переодевания и выхода актёров.

Протагони́ст (греч. πρωταγωνιστής: πρώτος — «первый» и αγωνίζομαι — «состязаюсь»,αγωνιστής — «борец») — главный герой, главное действующее лицо, актёр, играющий главную роль в трагедии. Противопоставляется антагонисту.

Антагони́ст — персонаж (или группа персонажей) какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту (или протагонистам) на пути к достижению его (их) целей. В классической литературе роль антагониста играет верховный злодей, а протагониста — главный герой, однако в более современных произведениях их роли зачастую меняются, создавая более сложные и запутанные конфликты.

Амфитеа́тр (от греч. άμφιθέατρον — «вокруг», «театр», заимствовано через немецкий илифр. amphitéâtre[1]) — древнеримская постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр безкрыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений.

Коту́рн (платформы) — высокий открытый сапог из мягкой кожи.

Хито́н (греч. χιτών, «одежда») — мужская и женская одежда (нижняя) у древних греков; подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов (в классическую эпоху хитоны с рукавами носили толькоактёры).