Неврозы у детей и их профилактика. Гигиенические основы адаптации (2 ч.)
ЛЕКЦИЯ 7. НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
1. Виды неврозов у детей. Невротические состояния у детей и подростков.
2. Понятие о школьном стрессе и его фазах, пути преодоления стресса.
3. Гигиенические основы адаптации детей к школе (д/у), дезадаптационная болезнь школьника. Школьная зрелость.
4. Роль учителя в предупреждении неврозов у детей и подростков.
Существует группа заболеваний, которые определяются условиями жизни учащегося в ученическом коллективе, могут негативно сказываться на морфологическом и функциональном развитии учеников, их работоспособности, состоянии организма. Поэтому выделяют особую группу нарушений здоровья школьников– школьные формы патологии.К ним относятся неврозы. Неврозы проявляются у школьников, если их обучение и воспитание не отвечает требованиям здоровьесберегающих подходов.
Неврозы – функциональные нарушения нервной системы, вызываемые психической травмой, физическим или умственным переутомлением. Типичный возраст для проявления неврозов – детский и подростковый. Чаще болеют наиболее впечатлительные дети и подростки. Развитию неврозов также способствуют хронические заболевания, недостаток питания, авитаминоз. В соответствии с медико-педагогической классификацией у школьников и детей дошкольного возраста выделяют три группы неврозов:
1 группа – Общие неврозы (неврастения и истерический невроз (истерия), невроз страха)
2 группа – Системные неврозы (невротическое заикание, невротические тики, невротический энурез, навязчивые страхи, невротическое расстройство сна),
3 группа – Невротические состояния (негативизм, реактивные состояния, астено-невротические и астено-депрессивные состояния).
Неврастения – комплекс симптомов, характерных для астеноневротического синдрома, проявляющегося нарушением основных нервных процессов высшей нервной деятельности.
Симптомы:
-жалобы на слабость, головную боль;
-быстрая утомляемость, раздражительность;
-повышенная возбудимость и несдержанность, легко наступающее истощение;
- непереносимость яркого света, звуков, шума;
-расстройства сна (трудно уснуть, или очень раннее пробуждение), потливость, учащенный пульс, запоры.
Подходы педагога к детям, страдающим неврастенией: снижение нагрузки путем введения дополнительного выходного дня, или перенести обучение на дом;
- уменьшить объем домашних заданий и помочь в их выполнении.
Подходы педагога к детям, страдающим астенией
Надо создать благоприятные условия ребенку: организовать режим дня, обучение на дому, стимулирующие занятия в школе, помощь в преодолении возникших трудностей в учебном процессе.
Реактивные состояния у подростков (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).
Школьная зрелость (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).
ЛЕКЦИЯ 8. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ГИГИЕНА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКА)
Гигиена внешней среды школьников (дошкольников) как условие сохранения их здоровья (2 ч.)
1. Гигиенические требования к зданию, участку школы (д/у).
2. Особенности размещения школ.
3. Основные и вспомогательные помещения школы и их размещение.
4. Гигиенические особенности оборудования кабинетов информатики, химии, физики, биологии, музыки.
5. Температурный режим помещений школы (д/ у).
6. Гигиенические требования к одежде и обуви детей и подростков.
7. Питание детей и подростков (организация и гигиенические требования).
Школьная гигиена –наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды на здоровье детей и подростков.