Аварийная стационарная кислородная система

Кислородное оборудование

 

По требованию международных организаций все пассажирские самолеты, должны быть оборудованы кислородными системами на случай разгерметизации и падения давления в кабине, а также для оказания медицинской помощи пассажирам и для обеспечения кислородом членов экипажа в случае необходимости.

На борту самолета имеется два типа кислородного оборудования:

1.Стационарная кислородная система для пилотов и аварийная стационарная кислородная система для пассажиров и бортпроводников;

2. Переносное оборудование (используется при необходимости перемещения по самолету).

 

Основные требования, которым должны удовлетворять кислородные системы:

1.Достаточность запаса кислорода;

2.Быстродействие;

3.Доступность оборудования;

4.Простота и удобство его использования.

Система предназначена для питания кислородом пассажиров и бортпроводников в случае разгерметизации кабины на период экстренного снижения с крейсерской высоты полета (до 12км) до безопасной высоты (3км).

Аварийные кислородные блоки располагаются равномерно по салону, в служебных помещениях бортпроводников и туалетах. Общее их число должно не менее чем на 10% превышать число мест в самолете для обеспечения детей, которые могут находиться на руках у родителей.

На пассажирских самолетах применяются кислородные системы двух типов:

· С газообразными источниками кислорода (баллоны высокого давления, регуляторы подачи кислорода, распределительные устройства с системой трубопроводов)

· С химическими генераторами (кислород вырабатывается в результате химической реакции, если один из пассажиров в каждом ряду потянет маску).

Большинство самолетов Б737CL имеют химические аварийные системы

Принцип действия не одинаков.

Разница в том, что при необходимости систему с газообразным источником кислорода можно выключить раньше, чем она закончит работать. Кислородные маски на основе химического генератора после их срабатывания нельзя выключить, система будет работать до прекращения химической реакции в генераторах.

Также, при срабатывании системы с газообразным источником кислорода, маски должен потянуть каждый пассажир и бортпроводник, чтобы в них поступил кислород. В кислородные маски на основе химического генератора кислород будет поступать, если хотя бы потянули одну маску.

Аварийные кислородные блоки (АКБ) расположены:

· В багажных полках над каждым пассажирским креслом (на одну больше, чем количество кресел в блоке);

· В туалетах в потолочных нишах (по две маски в каждом туалете);

· Над каждой станцией бортпроводника (по количеству бортпроводников плюс одна маска).

 

Если высота в ГК достигнет 10000ft-3300м, то сработает система предупреждения о разгерметизации. В кабине пилотов срабатывает звуковая и световая сигнализация. А в пассажирском салоне включается 100% освещение, загорается табло «Застегнуть ремни» с соответствующим звуковым сигналом.

Открытие крышек блоков стационарной кислородной системы происходит:

1. Автоматически при разгерметизации (если «высота в ГК» достигает 14000ft-4250-4500м);

2. Принудительно (в случае отказа автоматического включения системы пилоты используют тумблер);

3. Вручную бортпроводником (используется специальное приспособление-шпилька MRT или любой острый предмет).

Принцип работы АКБ

1. Крышки блоков открываются;

2. Кислородные маски выпадают;

3. Притянуть маску к лицу, при этом шнур, идущий от маски к генератору, выдергивает чеку запального (пускового) устройства генератора и запускает его в работу.

4. Кислород начинает поступать в маску. Маска должна плотно прилегать к лицу и закрывать нос и рот.

Пассажиры с детьми должны надеть маску сначала на себя, потом на ребенка.

Пассажиры при использовании АКБ дышат смесью: чистый кислород плюс воздух кабины.

Время работы генератора непрерывно в течение 15 минут, а время поступления кислорода в маску 12 мин., т.к температура в генераторе понижается и количество кислорода, поступающего в маску уменьшается.

Внимание: При работе корпус химического генератора кислорода разогревается до температуры 260-290 градусов. После снижения на безопасную высоту рекомендуется сделать сообщение пассажирам относительно возможного запаха гари. После срабатывания АКБ не надо пытаться уложить маски на место в блок.