Аварийные двери

Двери самолета и люки на крыло.

На самолете Airbus 319

1.Четыре двери (основные);

2.Два выхода на крыло.

На самолете: Airbus 320

1. Четыре двери (основные);

2. Четыре выхода на крыло.

На самолете Airbus 321:

1.Четыре двери (основные);

2.Четыре запасных выхода (двери) перед крылом и за крылом

 

Для практического использования бортпроводниками введена нумерация всех выходов на самолете. Исчисление выходов производится с носовой части самолета с прибавлением букв R и L для обозначения левого и правого бортов самолета, на которых расположены эти выходы. Причем все аварийные выходы на крыло, расположенные с одной стороны, при этом исчислении принимаются за один выход.

 

Посадка и высадка пассажиров на борт самолета происходит через две двери, расположенные в передней и хвостовой частях самолета по левому борту .Первая правая и задняя правая двери используются для сервисного обслуживания (загрузки питания и буфетно-кухонного оборудования).

 

 

Двери открываются наружу, вперед (по направлению полета). Конструкция дверей одинакова, работают они как заглушки, т.е. в полете прижимаются к дверному проему избыточным давлением. Размер дверей больше размера выреза в фюзеляже (дверного проема).

Двери могут быть открыты или закрыты вручную как изнутри, так и снаружи. В открытом положении дверь автоматически фиксируется стопором (фиксатором).

 

А-319/320/321

Конструкция основных дверей

Двери оборудованы:

1. Ручка открытия (закрытия) двери. Рядом с ручкой имеется стрелка, показывающая, в каком направлении необходимо переместить ручку для открытия двери.

2. Вспомогательная ручка для того, чтобы вывести дверь наружу при открытии и завести ее вовнутрь при закрытии.

3. Страховочные ручки рядом с дверным проемом. Используются для страховки при закрытии двери, обеспечения мер безопасности при этом. За эти ручки также необходимо держаться при проведении эвакуации, страхуя себя от выпадения из самолета.

4. Индикатор «LOCKED» (зеленого цвета) – дверь закрыта и «UNLOCKED» (красного цвета)- дверь открыта.

5. Световое табло «ВЫХОД/EXIT» в верхней и нижней части дверных проемов.

6. Предохранительные (ограничительные) ремни. Установленные предохранительные ремни разрешается снимать только на период посадки и высадки пассажиров. Для прохода членов экипажа и технического персонала ремень снимать и сразу же вновь устанавливать.

7. Аварийный надувной однодорожечный трап. Находится под декоративным кожухом в нижней части двери.

8. Манометр. На декоративном кожухе имеется окно (отверстие), через которое виден манометр, показывающий давление в баллоне системы газонаполнения аварийного трапа. Стрелка манометра должна находиться в зеленой зоне.

9. Рычаг селектора двери. Дверь имеет два положения «DISARMED/РУЧНОЕ» и «ARMED/АВТОМАТ».

При открытии двери в положении «DISARMED/РУЧНОЕ» не происходит выпуск и наполнение аварийного трапа. Этот режим является штатным, т.е. не аварийным режимом открытия двери.

При открытии двери в положении «ARMED/АВТОМАТ» в процессе выведения двери наружу происходит выпуск и наполнение аварийного трапа.

Когда рычаг наверху и рядом зеленый индикатор – положение «DISARMED/РУЧНОЕ».

Когда рычаг внизу и рядом красный индикатор – положение «ARMED/АВТОМАТ»

10. Шпилька («safety pin») предназначена для исключения несанкционированного перевода рычага селектора в положение «ARMED/АВТОМАТ»

11. Смотровое окно со светофильтром;

12. Индикатор «SLIDE ARMED». Когда дверь находится в положении «ARMED/АВТОМАТ», при поднятии ручки открытия двери (мин. на 3 градуса), загорается индикатор белого цвета. Дальнейшее движение ручки открытия двери вверх приведет к открытию двери в аварийном режиме;

13. Индикатор «CABIN PRESSURE» . Будет мигать при условии, что:

a) Самолет на стоянке;

b) Двигатели выключены;

c) Наличие избыточного давления в пассажирском салоне.

Дверь открывать нельзя.

14. Стопор двери;

15. Система аварийного (пневматического ) открытия двери за несущей консолью. В аварийной ситуации обеспечивает пневматическое открытие двери.

Механизм начинает движение под воздействием сжатого азота, который расположен в цилиндре под определенным давлением. В штатной ситуации ограничивает ход движения двери, особенно в условиях сильного ветра.

Показания манометра баллона механизма открытия двери должно быть сверено с температурной таблицей, расположенной на панели двери.

 

 

Перевод дверей из одного положения в другое производится по команде старшего бортпроводника или КВС. Процедура перевода дверей определяется эксплуатантом. Бортпроводнику, осуществляющему перевод двери из одного режима в другой или ее открытие, рекомендуется делать это под контролем другого бортпроводника во избежание непреднамеренного выпуска аварийного трапа.

 

 

Открытие двери снаружи:

Если селектор двери находится в положении«ARMED/АВТОМАТ», то при открытии двери снаружи селектор переключения трапа автоматически «DISARMED/РУЧНОЕ». Штанга трапа отсоединяется от порога двери.

1. Постучите в дверь;

2. Посмотрите в иллюминатор, убедитесь в отсутствии красного мигающего индикатора «CABIN PRESSURE»;

3. Нажать клавишу « PUSH HERE»

4. Потянуть ручку открытия двери вверх до упора (до зеленой горизонтальной полосы);

5. Вывести дверь наружу до установки на стопор;

6. Отпустите и установите на место внешнюю ручку двери.

 

 

Проверка двери перед полетом по чек-листу

1. Дверь закрыта. На двери отсутствуют внешние повреждения.

2. Индикатор закрытия двери - «LOCKED» (зеленого цвета);

3. Дверь находится в положении «DISARMED/РУЧНОЕ ». Рычаг селектора поднят вверх и закреплен предохранительной шпилькой.

4. Проверить по манометру давление в баллоне системы газонаполнения аварийного трапа. Стрелка манометра-в зеленой зоне.

5. Проверить давление в пневмосистеме открытия двери (соответствие манометра требованиям температурной таблицы);

6. Аварийное освещение работает.

7. Наличие ограничительного ремня.

8. Наличие и исправность светофильтра;

9. Доложить старшему бортпроводнику.

 

 

Закрытие двери изнутри.

Разрешение на закрытие получено

1. Снять ограничительный ремень, если он использовался;

2. Одной рукой нажать на стопор двери.. Другой рукой держаться за страховочную ручку;

3. Отпустить стопор и, используя вспомогательную ручку, завести дверь внутрь;

4. Повернуть внутреннюю ручку двери в направлении, противоположном направлению стрелки (OPEN), до упора;

5. Убедиться, что дверь закрыта, посмотрев на индикатор «LOCKED»- зеленого цвета;

6. Доложить старшему бортпроводнику.

 

 

Перевод двери в положение «DISARMED/РУЧНОЕ»

После остановки самолета, выключения двигателей:

1. Звучит команда старшего бортпроводника «ВНИМАНИЕ БОРТПРОВОДНИКАМ! ДВЕРЬ В ПОЛОЖЕНИЕ РУЧНОЕ, КОТРОЛЬ ДВЕРИ НАПРОТИВ!» (CABIN ATTENDANTS! DOORS DISARMED POSITION. CROSS CHECK!);

2. Достать предохранительную шпильку из пенала на кожухе двери;

3. Перевести рычаг селектора вверх. Убедиться, что окошко-индикатор селектора- «DISARMED» (зеленого цвета);

4. Установить предохранительную шпильку в отверстие на панели селектора;

5. Проверить противоположную дверь;

6. Доложить старшему бортпроводнику.

 

Перевод двери в положение «ARMED/АВТОМАТ»

После закрытия двери и отгона трапов:

7. Звучит команда старшего бортпроводника «ВНИМАНИЕ БОРТПРОВОДНИКАМ! ДВЕРЬ В ПОЛОЖЕНИЕ АВТОМАТ, КОТРОЛЬ ДВЕРИ НАПРОТИВ!» (CABIN ATTENDANTS! DOORS ARMED POSITION. CROSS CHECK!);

8. Вытащить предохранительную шпильку с красным флажком из отверстия на панели селектора;

9. Перевести рычаг селектора вниз. Убедиться, что окошко-индикатор селектора в положении «ARMED/АВТОМАТ» (красного цвета);

10. Установить предохранительную шпильку в отверстие на кожухе двери;

11. Проверить противоположную дверь;

12. Доложить старшему бортпроводнику.

 

 

Открытие двери в положение «DISARMED/РУЧНОЕ»

Разрешение на открытие получено, табло «Застегнуть ремни/Fasten seatbelts»» не горит.

1. Убедиться в отсутствии опасности за бортом в районе двери (препятствий, людей во избежание их травмирования). Сигнал «ОК» получен;

2. Проконтролировать, что дверь находится в положении «DISARMED/РУЧНОЕ»;

3. Убедиться, что не горит индикатор «CABIN PRESSURE»;

4. Повернуть внутреннюю ручку открытия двери в направление, указанное стрелкой (OPEN), на 3 градуса. Убедиться, что индикатор «SLIDE ARMED» не горит;

5. Вывести дверь наружу, используя вспомогательную ручку, до установки на стопор (фиксатор);

6. Установить при необходимости ограничительный ремень.

 

 

Открытие двери в положение «ARMED/АВТОМАТ»

1. После полной остановки и выключения двигателей убедиться в отсутствии опасности за бортом в районе двери;

2. Проконтролировать, что дверь находится в положении «ARMED/АВТОМАТ»;

3. Одной рукой взяться за ручку открытия двери, другой за вспомогательную ручку;

4. Повернуть внутреннюю ручку двери в направление, указанное стрелкой (OPEN), на 180 градусов;

5. Загорится индикатор на смотровои окне «SLIDE ARMED».

6. Вытолкнуть дверь наружу и завести ее вперед до установки на стопор, держась за страховочную ручку;

Аварийный трап наполнится автоматически. Время наполнения трапа не превышает шести секунд.

Внимание: Если система газонаполнения аварийного трапа не сработала автоматически, дерните за ручку с надписью «PULL» (ниже ручки имеется надпись «TO INFLATE»), которая находится на фартуке трапа с правой стороны.

Рекомендуем это делать всегда в аварийной ситуации.

 

 

Закрытие двери снаружи:

1. Снимите дверь с фиксатора (стопора), надавив на него вверху;

2. Нажать клавишу « PUSH HERE»

3. Потянуть ручку открытия двери вверх до упора (до зеленой горизонтальной

4. Возьмитесь за ручку и заведите дверь в проем кабины;

5. Когда дверь будет в дверном проеме, возьмитесь за внешнюю ручку двери и опустите ее в углубление фюзеляжа.

Внимание: Не держите пальцы и кисти рук возле краев закрывающейся двери.

Во время закрытия дверей следите за тем, чтобы ограничительный ремень находился внутри самолета, не мешал процедуре закрытия.

 

Все основные двери имеют сигнализацию открытого положения в кабине экипажа - горит желтое световое табло (например, «FWD ENTRY»).

 

 


 

4.2.Аварийные трапы/трап-плот

Надувные аварийные трапы предназначены для быстрой эвакуации пассажиров и экипажа из самолета после вынужденной (аварийной) посадки или в случае возникновения аварийной обстановки на земле.

На каждой основной аварийной двери размещен однодорожечный трап /двухдорожечный трап – плот с системой газонаполнения.

Трап/трап-плот, уложенный в специальный контейнер, устанавливается в нижней части двери и закрывается декоративным кожухом. Трап имеет фартук трапа, на котором одета штанга. Фартук трапа присоединяется к штанге механизма выброса трапа, а та в свою очередь к замкам крепления в нижней части дверного проема, когда дверь находится в положении «ARMED/АВТОМАТ». Выброс трапа из контейнера и наполнение его оболочки газом осуществляется автоматически в процессе аварийного открытия двери.

На трапе имеется система аварийного освещения, которая включается автоматически при наполнении трапа. Система аварийного освещения предназначена для облегчения эвакуации в темное время суток.

В нижней части трапа с одной и с другой стороны имеются ручки, которые в случае ненаполнения трапа или его повреждения, позволяют использовать трап в качестве матерчатого желоба. Для этого необходимо удерживать трап за ручки, в нижней его части, растягивая в стороны полотнище трапа, отвести его от самолета и использовать для спуска пассажиров (при эвакуации по желобу, на него, в отличие от трапа, надо не прыгать, а садиться).

На трапе имеется возвратная стропа, которая может быть использована для проникновения в самолет по надутому трапу, например пожарным-спасателем.

Она закреплена в верхней части трапа и зафиксирована на боковине трапа с помощью текстильных (ворсовых) застежек.

Аварийный трап не предназначен для использования в качестве спасательного плота, но может использоваться при посадке на воду в качестве вспомогательного (дополнительного) плавсредства. По бокам трапа имеются стропы (леера) красного или желтого цвета, за которые после приводнения и отсоединения трапа от ВС могут держаться люди.

 

Размеры трапа:

Длина- 5.08м;

Ширина- 1.50м;

Вес-25кг.

Процедура использования трапа в качестве плавсредства:

1.Открыть дверь в положении «ARMED/АВТОМАТ», дернуть за красную ручку газонаполнения «PULL»;

2. Эвакуировать пассажиров в воду, подавая команды;

3.Отсоединить трап от самолета.

 

Процедура отсоединения трапа /трапа-плота(после его наполнения) необходимо:

1. Поднять фартук трапа, под которым находится ручка отсоединения трапа от самолета «FOR DITCHING ONLY» (находится в районе штанги трапа или на некотором расстоянии от нее);

2. Дернуть за ручку отсоединения трапа (белого цвета с надписью «HANDLE»), произойдет отсоединение трапа. При этом выдергивается металлическая шпилька, и петельчатый шов начинает распускаться;

Трап отсоединится от самолета не полностью, а будет прикреплен к самолету соединительным фалом.

3. Для полного отсоединения трапа от самолета необходимо отрезать специальным ножом соединительный фал. Если этого не сделать, на соединительном фале имеется слабина, которая порвется, когда самолет начнет погружаться в воду. Тем самым будет также обеспечено полное отсоединение трапа от ВС.

При использовании трапа в качестве дополнительного плавсредства трап можно перевернуть, это позволит разместить внутри него, например, АСО, аптечку, мегафон, фонари, детей, раненого.

Примечание: В случае повреждения шасси при посадке все трапы могут быть выпущены и использованы. В случае повреждения только носовой стойки шасси необходимо оценить возможность использования хвостовых трапов.

 

Трап-плот дополнительно имеет аварийный запас, стойки для установки тента. Аварийное освещение находится на стойках для установки тента. На трапе имеется лестница и вспомогательные ручки для выхода из воды, бросательное кольцо (3-3.5 м), якорь. На бортике трапа-плота имеется отверстие для подсоединения ручной помпы (из аварийного запаса).

Процедура использования трапа-плота

1.Открыть дверь в положении «ARMED/АВТОМАТ», дернуть за красную ручку газонаполнения «PULL»;

2. Эвакуировать пассажиров в трап-плот, подавая команды;

3.Отсоединить трап от самолета.

 

Трап-плот переносится от нерабочих выходов к рабочим только тогда, когда самолет покинули все пассажиры и если есть время и возможность.

Транспортировка ненадутого трапа/трапа-плота от одной к другой основной двери

Только после аварийного приводнения, когда станет ясно, что одна из дверей не может быть использована, аварийный трап/ трап-плот может быть демонтирован и перенесен для установки и использования к другой двери.

1. Селектор двери находится в положении «ARMED/АВТОМАТ»;

2. Снимите декоративный короб с трапа;

3. Необходимо действовать согласно инструкции, которая находится на упаковке плота;

· Отсоединить штангу крепления плота, потянув за желтый ремень, находящийся в правом нижнем углу под углом 45 градусов по направлению к хвостовой части самолета

· Потянуть за красные петли, расположенные на верхней части упаковки трапа/плота;

· Взять трап по бокам и отсоединить его от двери;

· Отсоединить шланг, поворачивая против часовой стрелки;

· Перенести трап к другой двери жестким покрытием вверх, положив штангу сверху;

· Отсоедините штангу использованного трапа/плота;

· Присоедините штангу к замкам крепления трапа,

· Выкиньте трап наружу и дерните красную ручку «PULL»